МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Балаковский промышленно – транспортный техникум им.Н.В.Грибанова» ПРИНЯТО заседание Совета учреждения протокол № 7 от 01.02.2022 УТВЕРЖДАЮ приказом директора ГАПОУ СО «БПТТ им.Н.В.Грибанова» _________________Д.Н.Поперечнев ПОЛОЖЕНИЕ о применении электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ среднего профессионального ообразования бразования г.Балаково 2022 г. 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение (далее — Положение) определяет требования к порядку и условиям применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации основных образовательных программ среднего профессионального образования и/или дополнительных образовательных программ (далее образовательные программы) ГАПОУ СО «Балаковский промышленно-транспортный техникум им.Н.В.Грибанова» (далее — Техникум). 1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в — Российской Федерации»; Законом РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне»; — Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных — данных›; — — Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования; — приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»; — приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; приказом Минобрнауки России от 20.01.2014 № 22 «Об утверждении — перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий»; приказом Минобрнауки России, Минпросвещения России от 30.06.2020 — № 845/369 «Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность»; приказом Минобрнауки России, Минпросвещения России от 05.08.2020 — — № 885/390 «О практической подготовки обучающихся»; Уставом ГАПОУ СО «Балаковский промышленно-транспортный техникум — им.Н.В.Грибанова» и иными локальными нормативными актами. 1.3. В настоящем положении используются следующие понятия: — дистанционные образовательные технологии (далее — ДОТ) — образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников; — электронное обучение (далее — ЭО) — организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации ООП информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников; электронная информационно-образовательная среда — совокупность — электронных информационных ресурсов, электронных образовательных ресурсов, информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися ООП в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. Основной целью использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий является предоставление обучающимся возможности освоения образовательной программы или ее части непосредственно по месту жительства или его временного пребывания (нахождения), а также предоставление условий для обучения с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей состояния здоровья обучающихся, обучение по индивидуальному учебному плану при закреплении материала, освоении новых тем по предметам и выполнении внеаудиторной самостоятельной работы. Основными принципами применения ЭО и ДОТ являются: — принцип доступности, выражающийся в предоставлении всем обучающимся возможности освоения образовательной программы или ее части непосредственно по месту жительства или временного пребывания; принцип персонализации, выражающийся в создании условий — (педагогических, организационных и технических) для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося; — принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников образовательного процесса с помощью информационнообразовательной среды; принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные материалы — нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях учебного процесса, что способствует сочетанию разных дидактических моделей проведения учебных занятий с применением дистанционных образовательных технологий и сетевых средств обучения; — принцип гибкости, дающий возможность участникам учебного процесса работать в необходимое для них темпе и в удобное для себя время; — принцип модульности, позволяющий использовать обучающимся и педагогическим работникам необходимые им учебные курсы (или отдельные составляющие учебного курса) для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося; — принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений обучающихся. — обеспечение полной реализации образовательных программ по дисциплинам, модулям, а также выполнение федеральных государственных образовательных стандартов по специальностям. 1.4. При реализации ООП CПO Техникум использует различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. 1.5. Перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, определяется Министерством образования и науки Российской Федерации. 1.6. При обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья ЭO и ДОТ должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах. 1.7. Техникум настоящим Положением доводит до участников образовательных отношении информацию о реализации образовательных программ или их частей с применением ЭО и ДОТ, обеспечивающую возможность их правильного выбора. 1.8. Техникум применяют ЭО и ДОТ при реализации ООП для проведения учебных занятий (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар), самостоятельной работы, выполнения курсового проекта (работы), практики, а также других видов учебной деятельности, определенных учебным планом и календарным планом воспитательной работы. 1.9. Процедура проведения государственной итоговой аттестации обучающихся с применением TO и ДОТ осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами Техникума. 1.10. При реализации образовательных программ или их частей с применением ЭО и ДОТ: местом осуществления образовательной деятельности является место — нахождения образовательной организации независимо от места нахождения обучающихся; при реализации образовательных программ с применением электронного — обучения, дистанционных образовательных технологии Техникум обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну. 1.11. Техникум обеспечивает соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки педагогических, учебно-вспомогательных, административнохозяйственных работников организации. 1.12. Техникум оказывает учебно-методическую помощь обучающимся в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий. 1.13. Техникум определяет соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, в том числе с применением ЭO и ДОТ: - Определение соотношения объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, осуществляется в течение подготовительных мероприятий при переходе Техникума на реализацию образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, с учетом технических возможностей обучающихся и учебных задач по изучаемой теме и предмету. - Соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, устанавливается приказом Техникума при переходе на реализацию образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в следующих пределах: отношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, к объему занятий без непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся - не менее 1:3. 1.14. Допускается отсутствие учебных занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся в аудитории. 1.15. При реализации образовательных программ или их частей с применением ЭO и ДОТ Техникум ведет учет и осуществляет хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме в соответствии с требованиями действующего законодательства. 1.16. Планирование рабочего времени педагогических работников, использующих ЭО и ДОТ при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации. 1.17. Обучающийся обязан посещать учебные занятия, консультации по дисциплине (модулю), междисциплинарному курсу, практике, реализуемых с использованием ЭО и ДОТ. 1.18. Ответственность за обеспечение выполнения обучающимися графика освоения дисциплины (модуля), междисциплинарного курса, практики возлагается на педагогического работника. 1.19. При реализации образовательных программ или их частей с применением исключительно ЭО и ДОТ Техникум самостоятельно и (или) с использованием ресурсов иных организаций: — создает условия для функционирования электронной информационнообразовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ или их частей в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся; — обеспечивает идентификацию личности обучающегося, выбор способа которой осуществляется Техникумом самостоятельно, и контроль соблюдения условии проведения мероприятий, в рамках которых осуществляется оценка результатов обучения. 1.20. Техникум вправе осуществлять реализацию образовательных программ или их частей с применением исключительно ЭО и ДОТ, организуя учебные занятия в виде онлайн-курсов, обеспечивающих для обучающихся независимо от их места нахождения и организации, в которой они осваивают образовательную программу, достижение и оценку результатов обучения путем организации образовательной деятельности в электронной информационно-образовательной среде, к которой предоставляется открытый доступ через информационно-телекоммуникационную сеть ”Интернет". 1.21. Освоение обучающимся образовательных программ или их частей в виде Онлайн курсов подтверждается документом об образовании и (или) о квалификации либо документом об обучении, выданным организацией, реализующей образовательные программы или их части в виде онлайн-курсов. Организация, которой обучающимся представлен документ образовании и (или) о квалификации либо документ об обучении, подтверждающий освоение им образовательной программы или ее части в виде онлайн-курсов в иной организации, допускает обучающегося к промежуточной аттестации по соответствующим учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), иным компонентам образовательной программы, или зачитывает результат обучения в качестве результата промежуточной аттестации на основании данного документа. Зачет результатов обучения осуществляется в порядке и формах, установленных организацией самостоятельно, посредством сопоставления планируемых результатов обучения по соответствующим учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), иным компонентам, определенным образовательной программой, с результатами обучения по соответствующим учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), иным компонентам образовательной программы, по которой обучающийся проходил обучение, при представлении обучающимся документов, подтверждающих пройденное им обучение. 2. Организация образовательного процесса при реализации ООП с применением ЭО и ДОТ 2.1. Образовательный процесс с применением ЭО и ДОТ при реализации ООП планируется в соответствии с учебными планами, графиком учебного процесса, расписанием учебных занятий. 2.2. Применение элементов дистанционного обучения предусматривает следующие способы передачи обучающимся учебных и методических материалов: передача электронных материалов по компьютерной сети; — — предоставление доступа к учебным и методическим ресурсам посредством сети Интернет в виде: открытой информации, если она доступна без авторизации; доступной информации, если она может быть получена при авторизации, которая известна адресату или контролируется учебным отделом. 2.3. При обучение с использованием ДОТ применяются следующие информационные технологии: — двусторонние видео-конференции; односторонние видеотрансляции с обратной связью, реализуемой — посредством электронной почты, телефонной связи; — пересылка изучаемых материалов по компьютерным сетям; — электронные учебники; семинары, проводимые через компьютерные сети; — компьютерные системы контроля знаний с наборами тестов; — — голосовая почта. 2.4. Техникум использует следующие основные виды учебно-методической помощи обучающимся: обеспечение контактной работы преподавателя с обучающимися в виде — удаленного взаимодействия — консультации в режиме онлайн и (или) офлайн с использованием информационных и телекоммуникационных технологий посредством: электронной почты; онлайн-консультации с использованием телекоммуникационных технологий; консультации с использованием электронной информационно-образовательной среды (чат, вебинар, форум) и др. создание условий для самостоятельной работы обучающихся посредством — обеспечения возможности удаленного доступа обучающихся к онлайн-ресурсам для обеспечения дистанционного обучения, ресурсам электронных библиотечных систем, входящим в электронную информационно-образовательную среду образовательной организации. 2.5. Консультирование обучающихся педагогическими работниками осуществляется по утвержденному графику проведения консультаций. 2.6. Для получения учебно-методической помощи, в том числе индивидуальных консультаций по освоению дисциплины (модуля), междисциплинарного курса, практики, обучающиеся обращаются к преподавателям. 2.7. Техникум обеспечивает доступ обучающихся к: — учебно-методическим материалам, размещением в электронной форме в электронной информационно-образовательной среде, посредством индивидуальной регистрации пользователей и выдачей логина и пароля; информационным библиотечным ресурсам электронных библиотечных систем — посредством индивидуальной авторизации в указанных системах; — электронные образовательным ресурсам по дисциплинам (модулям), междисциплинарным курсам, практикам посредством свободного индивидуального доступа обучающихся к материалам официального сайта образовательной организации. 3. Технология идентификации личности обучающихся образовательного процесса с применением ЭО и ДОТ 3.1. Идентификация личности обучающихся применяется при организации учебной деятельности, текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации, государственной итоговой аттестации, оказания учебно-методической помощи обучающимся при применении ЭО и ДОТ. 3.2. Идентификация личности обучающихся осуществляется путем использования визуальной идентификации личности. 3.3. Идентификация личности обучающегося при проведении оценочных мероприятий с использованием ЭО и ДОТ осуществляется с помощью технических средств, способных обеспечить идентификацию личности обучающегося. 3.4. При проведении идентификации личности обучающийся предоставляет сведения и документы, необходимые для идентификации. Документы, позволяющие идентифицировать личность обучающегося, должны быть действительными на дату их предъявления. 3.5. Обучающиеся несут ответственность за достоверность представляемых для идентификации данных и соблюдение процедуры идентификации личности обучающегося. 3.6. Визуальная идентификация личности обучающегося осуществляется уполномоченным лицом (преподавателем, заведующим отделением, классным руководителем) посредством визуальной проверки личности обучающегося по документу, удостоверяющему его личность, или студенческому билету. 3.7. Визуальная идентификация может осуществляться при помощи средств телекоммуникаций путем демонстрации уполномоченному лицу перед телекамерой страниц с фотографией документа, удостоверяющего личность обучающегося, или студенческого билета. Для корректного проведения идентификации необходимо наличие у обучающегося технических средств и технической возможности в соответствии с предъявляемыми требованиями. При идентификации обучающийся должен полностью назвать фамилию, имя, отчество. 4. Техническое обеспечение использования дистанционных образовательных технологий 4.1. Учебный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий в Техникуме обеспечивается следующими техническими средствами: персональные компьютеры, web-камеры, микрофоны и проекционная — аппаратура; программным обеспечением для доступа к локальным и удаленным — электронным информационно-образовательным ресурсам. 4.2. Обучающиеся дома должны иметь электронные устройства, позволяющие управлять компьютерными программами с возможностью воспроизведения звука и видео, стабильного канала передачи данных посредством информационнотелекоммуникационной сети «Интернет», программного обеспечения для доступа к удаленным электронным информационно-образовательным ресурсам. 5. Заключительные положения 5.1. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся по представлению заместителя директора по учебной работе и утверждаются приказом директора Техникума. 5.2. Вопросы, неурегулированные настоящим Положением, подлежат урегулированию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, и локальными нормативными актами Техникума. 5.3. Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения директором Техникума и действует бессрочно.