ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА Положение об организации социального партнерства в сфере труда ГАПОУ СО “Балаковский промышленно-транспортный техникум” с предприятиями, организациями и учреждениями Понятие социального партнерства в сфере труда (в редакции Федерального закона от 30.06.2006 №90-ФЗ) Социальное партнерство в сфере труда (далее – социальное партнерство) – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений, и иных непосредственно связанных с ними отношений. 1. Общие положения Взаимодействие ГАПОУ СО «БПТТ» с социальными партнерами может осуществляться в различных формах и должно быть направлено на обеспечение всех основных аспектов модернизации среднего профессионального образования: формирование стратегии развития учебного заведения, содержания образования, организация образовательного процесса, контроль качества образования, изучение рынка труда, кадровое обеспечение, стажировка педагогических работников, материально-техническое обеспечение, привлечение дополнительных финансовых средств. 2. Основные направления развития социального партнерства 2.1. Совершенствование содержания образования и организации образовательного процесса, контроль качества образования 2.2. Изучение рынка труда 2.3. Кадровое обеспечение образовательного процесса и стажировка педагогических работников 2.4. Материально-техническое обеспечение, привлечение дополнительных финансовых средств 3. Обеспечение механизма социального партнерства 3.1. Заключение и реализация договоров о сотрудничестве между субъектами социального партнерства Одним из основных путей обеспечения социального партнерства является заключение и реализация двухсторонних договоров о сотрудничестве между субъектами социального партнерства. Такие договоры могут быть заключены между техникумом и предприятиями, организациями – заказчиками кадров, службами занятости населения. А также между студентами их законными представителями и предприятиями, организациями – заказчиками кадров. Заключение и реализация двухсторонних договоров осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Договоры о сотрудничестве могут предусматривать участие социальных партнеров в обеспечении совершенствования содержания образования и организации образовательного процесса, контроля качества образования, материально – техническое обеспечение образовательного процесса, в частности путем передачи денежных средств или имущества образовательному учреждению. 3.2. Заключение специалистов и реализация договоров с работодателями о подготовке Заключение и реализация договоров с работодателями о подготовке специалистов осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании”. Согласно п.10 статьи 41 Законом Российской Федерации “Об образовании” государственные и муниципальные образовательные учреждения СПО вправе осуществлять сверх финансируемых за счет средств учредителя заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся подготовку и переподготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) и специалистов соответствующего уровня по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения. Такая подготовка осуществляется на основе договоров между образовательным учреждением и работодателями о подготовке специалистов. При этом техникум обязуется формировать образовательную программу с учетом требований работодателей (в рамках государственного образовательного стандарта). 3.3. Заключение и реализация договоров с работодателями о проведении производственной (профессиональной) практики студентов Заключение и реализация договоров с работодателями о проведении производственной (профессиональной) практики студентов является необходимым способом для обеспечения практической подготовки студентов. Закрепление баз практики осуществляется администрацией техникума на основе прямых связей, договоров с организациями независимо от их организационно – правовых форм и форм собственности. В договоре на проведение производственной (профессиональной) практики техникум и организация оговаривают все вопросы, касающиеся проведения производственной (профессиональной) практики. Договор с работодателем о проведении производственной (профессиональной) практики студентов должен предусматривать не только предоставление рабочих мест для проведения практики, но и обеспечение руководства прохождением практики со стороны предприятия (организации). Оплата труда руководителей практики от организации, находящейся на бюджетном финансировании, производится в соответствии с постановлением Минтруда России от 1.01.93 №7 “Об утверждении коэффициентов ставок почасовой оплаты труда работников, привлекаемых к проведению учебных занятий на предприятиях, в учреждениях, находящихся на бюджетном финансировании”. Оплата руководителей практики от других организаций устанавливается руководителем организации. 3.4. Добровольные пожертвования и целевые взносы юридических лиц В соответствии с Законом Российской Федерации ” Об образовании” образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет добровольных пожертвований и целевых взносов юридических лиц (пункт 8 статьи 41 Закона Российской Федерации “Об образовании”. Привлечение техникумом указанных дополнительных средств не влечет за собой снижение нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования за счет средств учредителя. В соответствии с Закона Российской Федерации “Об образовании” в целях привлечения инвестиций в систему образования государство предусматривает специальную систему налоговых льгот предприятиям, учреждениям и организациям независимо от их организационно – правовых форм, вкладывающих свои средства, в том числе в натуральной форме, в развитие системы образования Российской Федерации (пункт 4 статьи 40 Закона Российской Федерации “Об образовании”). 3.5. Функционирование попечительского совета Действенным способом обеспечения социального партнерства является функционирование попечительского совета. Согласно п. 2 статьи 35 Закона Российской Федерации “Об образовании” попечительский совет образовательного учреждения СПО является одной из форм самоуправления образовательного учреждения. Членами попечительского совета могут являться представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, профессиональных сообществ, работодателей, средств массовой информации, общественных организаций (объединений), других организаций независимо от их организационно – правовых форм, родители (законные представители) студентов, выпускники техникума, другие физические лица. Попечительский совет оказывает содействие функционированию и развитию техникума путем: установления связи с работодателями, службами занятости населения, органами государственной власти, органами местного самоуправления, средствами массовой информации, другими организациями, родителями (законными представителями) обучающихся, выпускниками техникума, участия в обеспечении финансирования образовательного учреждения; рассмотрения вопросов организации образовательного процесса, рассмотрения финансовых средств и иных вопросов деятельности техникума и выработки соответствующих решений; результатов деятельности техникума. 3.6. Привлечение специалистов, работающих на предприятиях, к преподаванию в техникуме и участию в составе аттестационных комиссий государственной итоговой аттестации выпускников техникум. Привлечение специалистов, работающих на предприятиях, к преподаванию в техникуме осуществляется путем заключения договоров в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации. В трудовом договоре необходимо четко указывать виды деятельности специалистов, привлекаемых к преподаванию (проведение теоретических и практических занятий, руководство курсовым проектированием, руководство дипломным проектированием и т.д.) Оценка уровня освоения профессиональных модулей и сформированных компетенций студентов и выпускников (промежуточная аттестация), проводимая на основе критериев и показателей с помощью разработанной в РКСИ системы оценки компетенций, участие в проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников в качестве председателей и членов государственной аттестационной комиссии. 3.7. Организационная (оказание работодателям информационных и консалтинговых услуг, проведение семинаров, курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров по запросам работодателей и др.). 3.8. Организация краткосрочной стажировки педагогических работников техникума. 3.9. Провести совместно с выпускниками символическим названием «Мы выбираем, нас выбирают» 3.10. Провести совместно с впедагогами реализация учебных модулей программы» конференцию под Семинар-практикум «Создание и РЕЗОЛЮЦИЯ круглого стола «Совершенствование форм и методов взаимодействия техникума и работодателей по подготовке высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена в условиях реализации ФГОС – 3 поколения» 07 февраля 2014 года г. Балаково В работе Круглого стола приняли участие практические работники техникума и представители предприятий города Балаково. Всего – 38 чел. Цель Круглого стола: сформировать механизм взаимодействия ГАПОУ СО «Балаковский промышленно-транспортный техникум» с социальными партнерами для обеспечения профессиональной конкурентоспособности личности. Участники Круглого стола, оценивая эффективность формирующегося механизма взаимодействия с работодателями, подчеркивают его актуальность и особую важность для обеспечения конкурентоспособности. Важнейшими компонентами взаимодействия с работодателями отмечены: Совершенствование содержания образования и организации образовательного процесса, контроль качества образования Изучение рынка труда Кадровое обеспечение образовательного процесса и стажировка педагогических работников Материально-техническое обеспечение, привлечение дополнительных финансовых средств Социальное партнерство техникума складывается в основном с предприятиями и организациями в части организации учебных, производственных практик, трудоустройства выпускников после окончания техникума, участия специалистов предприятий в работе государственной комиссии. Социальное партнерство «Предприятие – техникум – студент» направлено на взаимодействие и получение следующих результатов: - развитие договорных отношений между обучающимися, техникумом и предприятиями (работодателями); (заключен 51 договор между техникумом и предприятиями для прохождения производственной практики); - повышение качества учебной практики и производственной практики на предприятиях различных форм собственности; - предоставление временных рабочих мест; - пополнение материально – технической базы техникума; - передача опыта производственной и профессиональной деятельности; - создание условий профессиональной адаптации; - оценка профессиональной компетенции студентов. Индикаторами результативности и эффективности работы техникума в области социального партнерства служат: 1. Востребованность выпускников на рынке труда. 2. Востребованность образовательного учреждения на рынке образовательных услуг. 3. Прирост внебюджетного финансирования. 4.Практическая реализация техникумом разнообразных форм сотрудничества с социальными партнерами в виде: - участия в территориальном совете по профессиональной подготовке рабочих кадров и специалистов среднего звена для экономики города и района; - контактов со службой занятости населения через заключение договоров о переподготовке безработных, через использование информации о состоянии рынка труда, о востребованности рабочих кадров определенных профессий и специальности, а также стажировок выпускников техникума. На сегодняшний день одним из способов решения проблемы трудоустройства выпускников является стажировка. Служба занятости населения предлагает выпускникам ОУ пройти стажировку на предприятиях с целью возможного их дальнейшего трудоустройства. Стажировка дает необходимый опыт практической работы и повышает шансы на трудоустройство. Целями организации стажировки являются: повышение конкурентоспособности выпускников на рынке труда за счет приобретения ими практических навыков и опыта трудовой деятельности; удовлетворение потребности работодателей в необходимых специалистах и выполнении работ временного характера; смягчение социальной напряженности на рынке труда, снижение уровня безработицы. Задачами организации стажировки являются: создание временных рабочих мест для стажировки выпускников; оказание содействия работодателям в подборе необходимых работников в соответствии с имеющейся потребностью; предоставление государственных услуг в области содействия занятости. В 2012-2013 учебном году, во взаимоотношениях образовательного учреждения и предприятий-партнеров наблюдались тенденции более тесного сотрудничества в части: - организации и проведения производственной практики; - организации стажировок выпускников техникума; - содействия трудоустройству выпускников техникума. Качество подготовки специалиста – это главное направление в работе техникума. Качество подготовки задается Федеральными государственными образовательными стандартами. По отношению к учебному заведению заинтересованными в качестве подготовки являются работодатели и у нас уже имеется опыт взаимодействия: - проведение производственной практики на предприятиях; - работодатели принимают участие в Итоговой Государственной аттестации. Но ситуация современного рынка труда требуют другого подхода. Работодатели, как потенциальные заказчики должны активно включаться в процесс формирования госзаказа (то есть подавать заявки на подготовку нужных специалистов) определять профессиональные компетенции и участвовать в профессиональной подготовки студентов. Работодатели отметили хорошую материально-техническую базу техникума для организации практикоориентированного процесса обучения. Обсудив вопросы социального партнѐрства, участники круглого стола решили: 1. Развивать положительный опыт совместной работы по созданию условий для практикоориентированного обучения по реализуемым в техникуме основным профессиональным образовательным программам в следующих направлениях: - предоставление мест прохождения производственной практики; -участие в процедуре экспертизы программ Профессиональных модулей и контрольнооценочных средств; разработке вариативной части программ; - организации стажировок преподавателей общепрофессионального и профессионального циклов и мастеров производственного обучения; -участие работодателей в проведении квалификационных экзаменов и итоговой государственной аттестации. 2. Использовать в совместной деятельности формы взаимовыгодного сотрудничества: -оказание друг другу технической и организаторской помощи на взаимосогласных условиях; -проведение совместных маркетинговых исследований; -проведение рекламных кампаний; -проведение профессиональных конкурсов; -разработка и реализация совместных проектов. 3. Заключение договора на подготовку специалистов и как следствие организации системы подборов кадров для предприятий, через прохождения производственной практики на предприятиях. Создания банка вакансий на сайте техникума. Сотрудничество с комиссией по трудоустройству выпускников техникума Так же считаем что помимо качественного образования важную роль должна играть социальная активность выпускника и его всестороннее развитие, коммуникативные качества – все эти качества востребованы в современном обществе. Работодатели дали хорошую оценку по проведению круглого стола и остались довольны выпускниками, будущими работниками своих предприятий. Анкета работодателя Полное наименование предприятия (организации, учреждения), адрес: _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Цель: изучение спроса и предложения на рынке труда нашей области и выработка в связи с этим стратегии профессиональной подготовки выпускников Задачи опроса: 1. Выявить потребности работодателей в рабочей силе. 2. Определить дефицитные специальности (профессии). 3. Прогнозировать спрос на трудовые ресурсы. Инструкция: Просим Вас, отвечая на вопрос анкеты внимательно прочитать вопрос и варианты ответов и поставить в подходящем для Вас варианте. Вы можете также вписать недостающие, с Вашей точки зрения «ответы», высказать свое мнение, которое нами будет учтено. Заранее благодарим Вас за сотрудничество! 1. К какой отрасли относится Ваше предприятие? сельское хозяйство; промышленное предприятие; торговля, коммерческое предприятие, организация; общественная организация (фонд); государственное учреждение, организация; другая отрасль (укажите какая) _________________________ 2. Специалисты, каких профессий могли бы быть приняты сегодня на Ваше предприятие? Укажите, пожалуйста, специальности и количество вакансий. № пп 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Специальность (профессия) Возможность приема (человек) 3. Считаете ли Вы целесообразным иметь прямые связи с учебным заведением, ведущим подготовку специалистов по профильным для Вашего предприятия (учреждения) профессиям? да; нет; затрудняюсь ответить. 4. Заинтересованы ли Вы, участвовать в разработке учебно-производственных программ и в планировании профессионального обучения молодежи по важным для Вашего предприятия (учреждения) специальностям? да; нет; затрудняюсь ответить. 5. Заинтересованы ли Вы, принять на производственную практику студентов ГАПОУ СО «БПТТ» по профильным для Вашего предприятия (учреждения) специальностям? заинтересованы без оплаты труда студентов-практикантов; заинтересованы с частичной или полной оплатой их труда; не заинтересованы; особое мнение __________________________________________________ 6. В какой форме социального партнерства Вы готовы сотрудничать с нашим учебным заведением? информационного сотрудничества; трудоустройства выпускников; предоставления рабочих мест для прохождения производственной практики студентам; оказания спонсорской помощи; другой (укажите какой) ____________________________________ ________________________________________________________ 7. Какие требования Вы предъявляете к выпускникам на современном этапе, что они должны знать и уметь? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 8. Укажите, работают ли в вашем учреждении, предприятии, организации выпускники ГАПОУ СО «Балаковский промышленно-транспортный техникум» № п/п Ф.И.О. выпускника техникума Год выпуска, специальность Должность на вашем предприятии Высшее образование (год, специальность) 9. Каких качеств, по Вашему мнению, не хватает сегодня у молодых специалистов _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _________________________________________________________________ 10. В каких специалистах, Вы сегодня особо нуждаетесь? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _________________________________________________________________ Дата заполнения анкеты __________________________________________ Спасибо за участие в опросе! Ваши ответы, рекомендации помогут более качественной профессиональной подготовки выпускников. Полученная информация будет использована исключительно прогнозирования рынка труда и требований работодателей к специалистам. для