МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение Саратовской области «Балаковский промышленно –
транспортный техникум им.Н.В.Грибанова»
СОГЛАСОВАНО
на заседании Совета техникума
Протокол №1 от «02» сентября 2024 г.
УТВЕРЖДАЮ
директор ГАПОУ СО «БПТТ
им.Н.В.Грибанова»
___________________Д.Н. Поперечнев
«____»__________202___г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о применении электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных
программ среднего профессионального образования
г.Балаково
2024 г.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1.
порядку
Настоящее положение (далее - Положение) определяет требования к
и
условиям
применения
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ, в том
числе при проведении учебных занятий, практик, промежуточной аттестации,
текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации обучающихся, в ходе
реализации основных образовательных программ и (или) дополнительных
образовательных программ (далее - образовательные программы) или их частей в
ГАПОУ
СО
«Балаковский
промышленно-транспортный
техникум
им.Н.В.
Грибанова» (далее - Техникум).
1.2.
Настоящее Положение разработано в соответствии с:
— Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
— Федеральными
государственными
образовательными
стандартами
среднего профессионального образования;
— Приказом
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от
24.08.2022 № 762 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
образовательным
программам
среднего
профессионального образования»;
— Постановлением
утверждении
Правил
образовательную
Правительства
РФ
применения
организациями,
деятельность,
от
электронного
11.10.2023
N
1678
«Об
осуществляющими
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
— Приказом
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от
13.12.2023 г. № 932 «Об утверждении перечня профессий и специальностей
среднего профессионального образования, реализация образовательных программ
по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий»;
— Приказом Минобрнауки России, Минпросвещения России от 30.06.2020
№ 845/369 «Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей
образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных
предметов,
курсов,
образовательных
дисциплин
программ
в
(модулей),
других
практик,
дополнительных
организациях,
осуществляющих
образовательную деятельность»;
—
Приказом Минобрнауки России, Минпросвещения России от 05.08.2020
№ 885/390 «О практической подготовке обучающихся»;
—
Уставом
ГАПОУ
СО
«Балаковский
промышленно-транспортный
техникум им.Н.В.Грибанова» и иными локальными нормативными актами.
1.3. В настоящем положении используются следующие понятия:
− дистанционные образовательные технологии (далее — ДОТ) —
образовательные
технологии,
реализуемые
информационно-телекоммуникационных
в
сетей
основном
при
с
применением
опосредованном
(на
расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников;
− электронное обучение (далее — ЭО) — организация образовательной
деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при
реализации ООП информации и обеспечивающих ее обработку информационных
технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных
сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации,
взаимодействие обучающихся и педагогических работников;
− электронная информационно-образовательная среда — совокупность
электронных информационных ресурсов, электронных образовательных ресурсов,
информационных
технологий,
соответствующих
технологических
телекоммуникационных
средств
и
технологий,
обеспечивающей
освоение
обучающимися ООП в полном объеме независимо от места нахождения
обучающихся;
− информационные
системы
-
государственные
информационные
системы, региональные информационные системы и информационные системы
образовательных организаций, эксплуатируемые при реализации образовательных
программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий;
− онлайн-курс
исключительно
-
учебный
электронного
курс,
обучения,
реализуемый
дистанционных
с
применением
образовательных
технологий, размещаемый на официальных сайтах образовательных организаций и
образовательных
платформах,
доступ
информационно-телекоммуникационную
к
которому
сеть
предоставляется
«Интернет»
(далее
через
-
сеть
«Интернет»), и направленный на обеспечение достижения обучающимися
определенных результатов обучения;
− цифровой образовательный контент - материалы и средства обучения и
воспитания, представленные в цифровом виде, включая информационные ресурсы,
а также средства, способствующие определению уровня знаний, умений, навыков,
компетенции и достижений обучающихся;
− цифровые
образовательные
сервисы
-
цифровые
решения,
предоставляющие возможность приобретения знаний, умений и навыков, в том
числе
дистанционно,
и
обеспечивающие
автоматизацию
образовательной
деятельности;
− цифровое
индивидуальное
портфолио
обучающегося
-
структурированный набор данных обучающегося о его персональных достижениях,
компетенции, документах об образовании и (или) о квалификации, документах об
обучении и документах, подтверждающих освоение онлайн-курса.
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
2.1. Основной
дистанционных
целью
использования
образовательных
электронного
технологий
является
обучения
и
предоставление
обучающимся возможности освоения образовательной программы или ее части
непосредственно
по
месту
жительства
или
его
временного
пребывания
(нахождения), а также предоставление условий для обучения с учетом
особенностей
психофизического
развития,
индивидуальных
возможностей
состояния здоровья обучающихся, обучение по индивидуальному учебному плану
при закреплении материала, освоении новых тем по предметам и выполнении
внеаудиторной самостоятельной работы.
2.2. Использование
дистанционных
образовательных
технологий
и
электронного обучения способствует решению следующих задач:
−
созданию условий для реализации индивидуальной образовательной
траектории и персонализации обучения;
−
повышению
качества
обучения
за
счет
применения
средств
современных информационных и коммуникационных технологий;
−
открытый доступ к различным информационным ресурсам для
образовательного процесса в любое удобное для обучающегося время;
−
созданию единой образовательной среды колледжа;
−
повышению эффективности учебной деятельности, интенсификации
самостоятельной работы обучающихся;
−
повышению эффективности организации учебного процесса.
2.3. Основными принципами применения ЭО и ДОТ являются:
− принцип
доступности,
выражающийся
в
предоставлении
всем
обучающимся возможности освоения образовательной программы или ее части
непосредственно по месту жительства или временного пребывания;
− принцип
персонализации,
выражающийся
в
создании
условий
(педагогических, организационных и технических) для реализации индивидуальной
образовательной траектории обучающегося;
− принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных
контактов всех участников образовательного процесса с помощью информационнообразовательной среды;
− принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные
материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в
конкретных условиях учебного процесса, что способствует сочетанию разных
дидактических
моделей
проведения
учебных
занятий
с
применением
дистанционных образовательных технологий и сетевых средств обучения;
− принцип гибкости, дающий возможность участникам учебного процесса
работать в необходимое для них темпе и в удобное для себя время;
− принцип модульности, позволяющий использовать обучающимся и
педагогическим работникам необходимые им учебные курсы (или отдельные
составляющие учебного курса) для реализации индивидуальной образовательной
траектории обучающегося;
− принцип
оперативности
и
объективности
оценивания
учебных
достижений обучающихся.
− обеспечение
полной
реализации
образовательных
программ
по
дисциплинам, модулям, а также выполнение федеральных государственных
образовательных стандартов по специальностям.
III. РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭО И ДОТ
3.1. Реализация
осуществляться
с
образовательных
применением
программ
электронного
или
их
частей
обучения,
может
дистанционных
образовательных технологий, а также с применением исключительно электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий с учетом требований
федеральных
государственных
образовательных
стандартов,
примерных
дополнительных профессиональных программ или типовых дополнительных
профессиональных программ, примерных программ профессионального обучения
или типовых программ профессионального обучения.
3.2. При применении электронного обучения организуется как отложенное
во времени, так и в режиме реального времени взаимодействие обучающегося с
педагогическим работником посредством использования баз данных, цифровых
образовательных сервисов, информационных технологий, технических средств и
информационно-телекоммуникационных
сетей,
при
котором
обучающийся
самостоятельно выполняет задания в порядке, определенном педагогическим
работником, в том числе для осуществления контроля усвоения материала, в целях
освоения обучающимся учебных предметов, курсов и дисциплин (модулей),
предусмотренных образовательной программой.
3.3. При
образовательные
применении
программы
дистанционных
реализуются
образовательных
в
основном
с
технологий
применением
информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на
расстоянии) или частично опосредованном взаимодействии обучающегося и
педагогического работника.
3.4. Перечень профессий, специальностей и направлений подготовки,
реализация образовательных программ по которым не допускается с применением
исключительно
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных
технологий, определяется Министерством просвещения Российской Федерации.
3.5. Для
образования
и
реализации
образовательных
образовательных
программ
программ
среднего
общего
среднего
профессионального
образования
с
образовательных
применением
технологий
электронного
техникум
обучения,
использует
дистанционных
государственные
информационные системы, создаваемые, модернизируемые и эксплуатируемые для
реализации указанных образовательных программ.
3.6. При реализации образовательных программ или их частей
с
применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
техникум:
−
обеспечивает соответствующий применяемым технологиям уровень
подготовки педагогических, научных, учебно-вспомогательных, административнохозяйственных работников техникума;
−
обеспечивает обучающемуся доступ к средствам обучения, в том числе
к программному обеспечению для реализации дистанционных образовательных
технологий
в
объеме,
предусмотренном
образовательной
программой,
необходимом для освоения соответствующей образовательной программы или ее
части;
−
определяет
порядок
оказания
учебно-методической
помощи
обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых
дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных
технологий;
−
самостоятельно и (или) совместно с операторами используемых
информационных систем определяет порядок оказания технической помощи
обучающимся и педагогическим работникам;
−
определяет соотношение объема занятий, проводимых в форме
контактной работы обучающихся с педагогическими работниками техникума и
(или) лицами, привлекаемыми техникумом, и объема занятий, проводимых на иных
условиях, а также с применением электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий;
−
определяет порядок фиксации хода образовательного процесса,
промежуточной
аттестации,
текущего
контроля
успеваемости
и
итоговой
аттестации;
−
обеспечивает реализацию образовательных программ обучающихся с
ограниченными
возможностями
здоровья
с
учетом
особенностей
их
психофизического развития и в соответствии с их особыми образовательными
потребностями;
−
обеспечивает
соблюдение
установленных
государственными
санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами
(санитарными
правилами)
санитарно-эпидемиологических
требований,
за
исключением случаев, когда реализация образовательных программ предусмотрена
с
применением
исключительно
электронного
обучения,
Положением
доводит
дистанционных
образовательных технологий.
3.7. Техникум
настоящим
до
участников
образовательных отношений информацию о реализации образовательных программ
или их частей с применением ЭО и ДОТ, обеспечивающую возможность их
правильного выбора.
3.8. Техникум применяет ЭО и ДОТ при реализации ООП для проведения
учебных занятий (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация,
лекция, семинар), самостоятельной работы, выполнения курсового проекта
(работы), практики, а также других видов учебной деятельности, определенных
учебным планом и календарным планом воспитательной работы.
3.9. Процедура
проведения
государственной
итоговой
аттестации
обучающихся с применением ЭO и ДОТ осуществляется в порядке, установленном
локальными нормативными актами Техникума.
3.10. Допускается
отсутствие
учебных
занятий,
проводимых
путем
непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся в
аудитории.
3.11. При реализации образовательных программ или их
частей
с
применением ЭO и ДОТ Техникум ведет учет и осуществляет хранение результатов
образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе
и/или в электронно-цифровой форме в соответствии с требованиями действующего
законодательства.
3.12. Планирование
рабочего
времени
педагогических
работников,
использующих ЭО и ДОТ при проведении учебных занятий, практик, текущего
контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся осуществляется
в порядке, установленном локальными нормативными актами техникума.
3.13. Обучающийся обязан посещать учебные занятия, консультации по
дисциплине (модулю), междисциплинарному курсу, практике, реализуемые с
использованием ЭО и ДОТ.
3.14. Ответственность за обеспечение выполнения обучающимися графика
освоения дисциплины (модуля), междисциплинарного курса, практики возлагается
на педагогического работника.
3.15. При реализации образовательных программ или их частей
с
применением исключительно ЭО и ДОТ Техникум самостоятельно и (или) с
использованием ресурсов иных организаций:
−
создает условия для функционирования электронной информационно-
образовательной
среды,
обеспечивающей
освоение
обучающимися
образовательных программ или их частей в полном объеме независимо от места
нахождения обучающихся;
−
обеспечивает идентификацию личности обучающегося, выбор способа
которой осуществляется Техникумом самостоятельно, и контроль соблюдения
условии проведения мероприятий, в рамках которых осуществляется оценка
результатов обучения.
3.16. Техникум вправе осуществлять реализацию образовательных программ
или их частей с применением исключительно ЭО и ДОТ, организуя учебные
занятия в виде онлайн-курсов, обеспечивающих для обучающихся независимо от
их места нахождения и организации, в которой они осваивают образовательную
программу, достижение и оценку результатов обучения путем организации
образовательной деятельности в электронной информационно-образовательной
среде, к которой предоставляется открытый доступ через информационнотелекоммуникационную сеть ”Интернет".
3.17. Освоение обучающимся образовательных программ или их частей в
виде Онлайн курсов подтверждается документом об образовании и (или) о
квалификации
либо
документом
об
обучении,
выданным
организацией,
реализующей образовательные программы или их части в виде онлайн-курсов.
Организация, которой обучающимся представлен документ образовании и (или) о
квалификации либо документ об обучении, подтверждающий освоение им
образовательной программы или ее части в виде онлайн-курсов в иной
организации,
допускает
обучающегося
к
промежуточной
аттестации
по
соответствующим учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), иным
компонентам образовательной программы, или зачитывает результат обучения в
качестве результата промежуточной аттестации на основании данного документа.
Зачет результатов обучения осуществляется в порядке и формах, установленных
организацией
результатов
самостоятельно,
обучения
по
посредством
соответствующим
сопоставления
учебным
планируемых
предметам,
курсам,
дисциплинам (модулям), иным компонентам, определенным образовательной
программой, с результатами обучения по соответствующим учебным предметам,
курсам, дисциплинам (модулям), иным компонентам образовательной программы,
по которой обучающийся проходил обучение, при представлении обучающимся
документов, подтверждающих пройденное им обучение.
IV.ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ООП С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭО И ДОТ
4.1. Образовательный процесс с применением ЭО и ДОТ при реализации
ООП планируется в соответствии с учебными планами, графиком учебного
процесса, расписанием учебных занятий.
4.2. Применение элементов дистанционного обучения предусматривает
следующие способы передачи обучающимся учебных и методических материалов:
−
передача электронных материалов по компьютерной сети;
−
предоставление
доступа
к
учебным
и
методическим
ресурсам
посредством сети Интернет в виде: открытой информации, если она доступна без
авторизации; доступной информации, если она может быть получена при
авторизации, которая известна адресату или контролируется учебным отделом.
4.3. При обучении с использованием ДОТ применяются следующие
информационные технологии:
− двусторонние видео-конференции;
− односторонние видеотрансляции
с
обратной
связью,
посредством электронной почты, телефонной связи;
− пересылка изучаемых материалов по компьютерным сетям;
− электронные учебники;
реализуемой
− семинары, проводимые через информационные системы;
− компьютерные системы контроля знаний с наборами тестов;
− голосовая почта.
4.4. Техникум использует следующие основные виды учебно-методической
помощи обучающимся:
−
обеспечение контактной работы преподавателя с обучающимися в виде
удаленного взаимодействия — консультации в режиме онлайн и (или) офлайн с
использованием
посредством:
информационных
электронной
и
почты;
телекоммуникационных
онлайн-консультации
с
технологий
использованием
телекоммуникационных технологий; консультации с использованием электронной
информационно-образовательной среды (чат, вебинар, форум) и др.
−
создание
условий
для
самостоятельной
работы
обучающихся
посредством обеспечения возможности удаленного доступа обучающихся к
онлайн-ресурсам
для
обеспечения
дистанционного
обучения,
ресурсам
электронных библиотечных систем, входящим в электронную информационнообразовательную среду образовательной организации.
4.5. Консультирование
обучающихся
педагогическими
работниками
осуществляется по утвержденному графику проведения консультаций.
4.6. Для
индивидуальных
получения
учебно-методической
консультаций
междисциплинарного
курса,
по
освоению
практики,
помощи,
в
том
дисциплины
обучающиеся
числе
(модуля),
обращаются
к
преподавателям.
4.7. Техникум обеспечивает доступ обучающихся к:
−
в
учебно-методическим материалам, размещением в электронной форме
электронной
информационно-образовательной
среде,
посредством
индивидуальной регистрации пользователей и выдачей логина и пароля;
−
информационным библиотечным ресурсам электронных библиотечных
систем посредством индивидуальной авторизации в указанных системах;
− электронные образовательным ресурсам по дисциплинам (модулям),
междисциплинарным курсам, практикам посредством свободного индивидуального
доступа обучающихся к материалам официального сайта образовательной
организации.
V. ТЕХНОЛОГИЯ ИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭО И ДОТ
5.1. Идентификация личности обучающихся применяется при организации
учебной
деятельности,
текущего
контроля
успеваемости,
промежуточной
аттестации, государственной итоговой аттестации, оказания учебно-методической
помощи обучающимся при применении ЭО и ДОТ.
5.2. Идентификация
личности
обучающихся
осуществляется
путем
использования визуальной идентификации личности.
5.3. Идентификация личности обучающегося при проведении оценочных
мероприятий с использованием ЭО и ДОТ осуществляется с помощью технических
средств, способных обеспечить идентификацию личности обучающегося.
5.4. При проведении идентификации личности обучающийся предоставляет
сведения
и
позволяющие
документы,
необходимые
идентифицировать
для
личность
идентификации.
обучающегося,
Документы,
должны
быть
действительными на дату их предъявления.
5.5. Обучающиеся несут ответственность за достоверность представляемых
для идентификации данных и соблюдение процедуры идентификации личности
обучающегося.
5.6. Визуальная идентификация личности обучающегося осуществляется
уполномоченным лицом (преподавателем, заведующим отделением, классным
руководителем) посредством визуальной проверки личности обучающегося по
документу, удостоверяющему его личность, или студенческому билету.
5.7. Визуальная идентификация может осуществляться при помощи средств
телекоммуникаций путем демонстрации уполномоченному лицу перед телекамерой
страниц с фотографией документа, удостоверяющего личность обучающегося, или
студенческого билета. Для корректного проведения идентификации необходимо
наличие у обучающегося технических средств и технической возможности в
соответствии с предъявляемыми требованиями. При идентификации обучающийся
должен полностью назвать фамилию, имя, отчество.
VI. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
6.1. Учебный процесс с использованием дистанционных образовательных
технологий в Техникуме обеспечивается следующими техническими средствами:
−
персональные компьютеры, web-камеры, микрофоны и проекционная
аппаратура;
−
программным обеспечением для доступа к локальным и удаленным
электронным информационно-образовательным ресурсам.
6.2. Обучающиеся
позволяющие
дома
управлять
должны
иметь
компьютерными
электронные
программами
с
устройства,
возможностью
воспроизведения звука и видео, стабильного канала передачи данных посредством
информационно-телекоммуникационной
обеспечения
для
доступа
к
сети
удаленным
«Интернет»,
электронным
программного
информационно-
образовательным ресурсам.
VII. Заключительные положения
7.1. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся по
представлению заместителя директора по учебной работе и утверждаются
приказом директора Техникума.
7.2. Вопросы, неурегулированные настоящим Положением, подлежат
урегулированию в соответствии с действующим законодательством Российской
Федерации, и локальными нормативными актами Техникума.
Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения
директором Техникума и действует бессрочно.
7.3.