Министерство образования Саратовской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Балаковский промышленно-транспортный техникум им. Н.В.Грибанова» ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (программа подготовки специалистов среднего звена) по специальности 26.02.03 Судовождение (углубленная подготовка) Квалификация выпускника старший техниксудоводитель с правом эксплуатации судовых энергетических установок Форма обучения – очная Срок обучения на базе основного общего – 4года 6 месяцев г.Балаково, 2022 Основная образовательная программа среднего профессионального образования программа подготовки специалистов среднего звена составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности федерального государственного образовательного стандарта по специальности 26.02.03 «Судовождение», утверждён Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 мая 2014 г. N 441 . Программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 26.02.03 «Судовождение» согласована с представителями работодателей (лист согласования). Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии (протокол №7 от «17» марта 2022 года.). Рекомендована методическим Советом к использованию в учебном процессе по специальности 26.02.03 «Судовождение» (протокол №7 от «30» марта 2022 года). Организация-разработчик: ГАПОУ СО «Балаковский промышленно-транспортный техникум им. Н.В. Грибанова». Коллектив разработчиков: заместитель директора по УПР Золотухо Ю.А., заместитель директора по УР Янчева О.Г., заместитель директора по воспитательной работе Щепетков Д.А., преподаватели специальных дисциплин: Данилов С.Ю., Филиппов А.В. СОДЕРЖАНИЕ 1. Общие положения ......................................................... Ошибка! Закладка не определена. 1. 1 Программа подготовки специалистов среднего звенаОшибка! Закладка не определена. 1.2 Нормативные документы для разработки ППССЗ СПООшибка! Закладка не определена. 1.3. Общая характеристика ППССЗ по специальности 09.02.02 Компьютерные сети ............................................................................................. Ошибка! Закладка не определена. 1.3.1. Цель ППССЗ............................................................. Ошибка! Закладка не определена. 1.3.2. Срок освоения ППССЗ ............................................ Ошибка! Закладка не определена. 1.3.3. Трудоемкость ППССЗ ............................................. Ошибка! Закладка не определена. 1.3.4. Особенности ППССЗ............................................... Ошибка! Закладка не определена. 1.3.5. Требования к поступающим в техникум на данную ППССЗОшибка! Закладка не определена. 1.3.6. Востребованность выпускников ............................ Ошибка! Закладка не определена. 1.3.7. Возможности продолжения образования выпускникаОшибка! Закладка не определена. 1.3.8 Основные пользователи ППССЗ ............................. Ошибка! Закладка не определена. 2. Характеристика профессиональной деятельности выпускникаОшибка! Закладка не определена. 2.1. Область профессиональной деятельности ............... Ошибка! Закладка не определена. 2.2. Объекты профессиональной деятельности .............. Ошибка! Закладка не определена. 2.3 Виды профессиональной деятельности..................... Ошибка! Закладка не определена. 3. Требования к результатам освоения ППССЗ .............. Ошибка! Закладка не определена. 3.1. Общие компетенции ................................................... Ошибка! Закладка не определена. 3.2. Виды профессиональной деятельности, профессиональные компетенции, результаты освоения ППССЗ ............................................................... Ошибка! Закладка не определена. 3.3 Результаты освоения ППССЗ специальности .......... Ошибка! Закладка не определена. 3.4 Перечень дисциплин, реализующих компетенции оговоренные стандартом ФГОС СПО (Приложение 1) .................................................................. Ошибка! Закладка не определена. 4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ППССЗ .................................................... Ошибка! Закладка не определена. 4.1. Календарный учебный график ................................. Ошибка! Закладка не определена. 4.2. Компетентностно-ориентированный учебный план(Приложение 2)................ Ошибка! Закладка не определена. 4.3. Рабочие программы дисциплин, профессиональных модулей, производственной (преддипломной) практики............................................... Ошибка! Закладка не определена. 4.3 Рабочие программы общего гуманитарного и социально- экономического цикла (Приложение №3) ОГСЭ. 01 Основы философии ОГСЭ. 02 История ОГСЭ. 03 Английский язык ОГСЭ.04. Психология общения ОГСЭ. 05Физическая культура 4.4 Рабочие программы дисциплин математического и общего естественнонаучного цикла (Приложение №4) ЕН.01. Математика ЕН.02. Информатика ЕН.03. Экология 4.5 Рабочие программы общепрофессиональных дисцитин. (Приложение №5) ОП.01. Инженерная графика ОП.02. Механика ОП.03. Электротехника и электроника ОП.04 Правовые основы профессиональной деятельности ОП.05. Метрология, стандартизация и сертификация ОП.06. Теория и устройство судна ОП.07. Безопасность жизнедеятельности ОП.08.География морских и речных путей ОП.09. Экономика отрасли ОП. 10.Материаловедение ОП. 11. Мореходная астрономия ОП.12.Основы предпринимательской деятельности ОП.13.Охрана труда ОП.14 Иностранный язык в профессиональной деятельности 4.6 Рабочие программы профессиональных модулей, Учебных и производственных практик (Приложение №6) ПМ.01Управление и эксплуатация судна с правом эксплуатации судовых энергетических установок ПМ.02 Обеспечение безопасности плавания ПМ.03 Обработка и размещение груза ПМ.04 Анализ эффективности работы судна ПМ.05 Выполнение работ по профессии "Матрос" 4.7 Программа производственной практики (преддипломной) (Приложение №7) 4.8 Программа государственной итоговой аттестации (Приложение №8) 5. Контроль и оценка результатов освоения ППССЗ ............................................................... 21 5.1. Контроль и оценка освоения основных видов профессиональной деятельности, профессиональных и общих компетенций................................................................................ 21 По учебной и производственной практике (по профилю специальности) итоговой оценкой ставится дифференцированный зачет (оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно»). ................................................................................................................ 22 5.2. Требования к выпускным квалификационным работам.................................................. 22 5.3. Организация государственной (итоговой) аттестации выпускников ............................. 24 6. Ресурсное обеспечение ППССЗ СПО ........................ Ошибка! Закладка не определена. 6.1. Кадровое обеспечение ............................................... Ошибка! Закладка не определена. 6.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса ............................................................................................. Ошибка! Закладка не определена. 6.3 Материально-техническое обеспечение образовательного процесса ................ Ошибка! Закладка не определена. 7. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения ППССЗ .... 28 7.1. Нормативно-методическое обеспечение и материалы, обеспечивающие качество подготовки выпускника .............................................................................................................. 28 7.2. Фонды оценочных средств текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной (итоговой) аттестаций ................................................................................. 29 8.Характеристика среды техникума, обеспечивающая развитие общих компетенций выпускников................................................................................................................................. 30 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1 Программа подготовки специалистов среднего звена(далее - ППССЗ ) реализуемая в ГАПОУ СО «БПТТ им.Н.В.Грибанова» (далее - Техникум) по специальности 26.02.03 «Судовождение» представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную техникумом с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующей специальности среднего профессионального образования, Международных договоров Российской Федерации, а также с учетом рекомендованной примерной образовательной программы. ППССЗ представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную Техникумом с учетом требований регионального рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта специальности среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №441 от 07мая 2014года. ППССЗ регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по специальности и включает в себя: календарный учебный график, учебный план, рабочие программы дисциплин (модулей), практик, методические материалы, и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся. 1.2. Нормативно-правовые основы разработки основной профессиональной образовательной программы Нормативную правовую базу разработки образовательной программы составляют: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14 июня 2013 г. № 464 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования"; Приказ Министерства образования и науки РФ от 16 августа 2013 г. № 968 “Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования”; Приказ Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. № 291 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования»; Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года (Конвенция ПДНВ); Нормативные документы Министерства транспорта РФ, Федерального агентства морского и речного транспорта по подготовке и дипломированию моряков; ФГОС по специальности 26.02.03 «Судовождение,» утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации 07.05.2014 № 441; Нормативно-методические документы Минобрнауки России; Устав ГАПОУ СО «БПТТ им.Н.В.Грибанова» Локальные нормативные акты ГАПОУ СО «БПТТ им.Н.В.Грибанова» Профессиональная образовательная организация самостоятельно определяет профиль обучения в соответствии со спецификой ОПОП СПО, руководствуясь Перечнем профессий и специальностей среднего профессионального образования (Приказ Минобрнауки России от 29 октября 2013 № 1199) Термины, определения и используемые сокращения В программе используются следующие термины и их определения: Компетенция – способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области. Профессиональный модуль – часть основной профессиональной образовательной программы, имеющая определённую логическую завершённость по отношению к планируемым результатам подготовки, и предназначенная для освоения профессиональных компетенций в рамках каждого из основных видов профессиональной деятельности. Основные виды профессиональной деятельности – профессиональные функции, каждая из которых обладает относительной автономностью и определена работодателем как необходимый компонент содержания основной профессиональной образовательной программы. Результаты подготовки – освоенные компетенции и умения, усвоенные знания, обеспечивающие соответствующую квалификацию и уровень образования. Учебный (профессиональный) цикл – совокупность дисциплин (модулей), обеспечивающих усвоение знаний, умений и формирование компетенций в соответствующей сфере профессиональной деятельности. ПМ – профессиональный модуль; ОК – общая компетенция; ПК – профессиональная компетенция. 1.3 Общая характеристика ППССЗ по специальности26.02.03 «Судовождение» 1.3.1 Цель образовательной программы Цель образовательной программы подготовки специалистов среднего звена (далее ОПОП ППССЗ) по специальности 26.02.03 Судовождение обеспечение профессиональной подготовки специалистов среднего звена, формирование у обучающихся общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС, OПOП ППССЗ имеет своей целью развитие у обучающихся личностных качеств, способствующих их творческой активности, целеустремленности, самостоятельности, общекультурному росту организованности, гражданственности, и социальной трудолюбия, приверженности мобильности: ответственности, этическим ценностям, толерантности, настойчивости в достижении цели. Особенностью данной программы является подготовка выпускников, способных к эксплуатации судов, обеспечению и контролю обеспечения безопасности плавания судов, предотвращению загрязнения окружающей среды, выполнению международного и национального законодательства в области водного транспорта, организации и управлению движением водного транспорта, техническому обслуживанию и ремонту судовых энергетических установок и механизмов. 1.3.2. Нормативный срок освоения программы Нормативный срок освоения программы углубленной подготовки по специальности 26.02.03 «Судовождение» при очной форме получения образования: _ на базе среднего (полного) общего образования – 3 года 10 месяцев1; – на базе основного общего образования – 4 года 10 месяцев. Срок получения образования по программе при обучении по индивидуальному учебному плану, вне зависимости от формы обучения, составляет не более срока получения образования для соответствующей формы обучения. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья срок получения образования по индивидуальным учебным планам может быть увеличен не более чем на 10 месяцев по заявлению обучающегося. 1.3.3.Трудоемкость ППССЗ специальности 26.02.03 «Судовождение Срок получения образования по программе ОПОП ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения составляет 251 неделю, в том числе: Обучение по учебным циклам 145нед Учебная практика 19 нед. Производственная практика (по профилю специальности) 36 нед. Промежуточная аттестация 7 нед. Государственная итоговая аттестация Каникулы 4нед. 40 нед 251 нед. 1.3.4. Особенности ППССЗ Подготовка специалистов ведется на технической основе, обеспечивает сочетание профессиональной подготовки с изучением ее социальных аспектов. Профиль обучения по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования технический ________ . Учебный процесс организован в режиме пятидневной учебной недели, занятия группируются парами. При успешном завершении обучения выпускникам выдаются дипломы государственного образца. 1.3.5 Требования к абитуриенту Абитуриенты для поступления на ППССЗ должны иметь документ об образовании и (или) документ об образовании и о квалификации, подтверждающий наличие основного общего или среднего общего образования, полный перечень необходимых документов для поступления, дополнительные требования, условия и порядок подачи документов регламентируются Правилами приема в ГАПОУ СО «БПТТ им.Н.В.Грибанова» на обучение по программам среднего профессионального образования, обновляемыми ежегодно и размещенными на официальном сайте техникума. 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ И ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ 2 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 2.1. Область профессиональной деятельности Область профессиональной деятельности выпускника: эксплуатация судов, обеспечение и контроль обеспечения безопасности плавания судов, предотвращение загрязнения окружающей среды, выполнение международного и национального законодательства в области водного транспорта, организация и управление движением водного транспорта, техническое обслуживание и ремонт судовых энергетических установок и механизмов. 2.2 Объекты профессиональной деятельности выпускника Объекты профессиональной деятельности выпускника: суда морского и внутреннего водного транспорта, суда рыбопромыслового и технического флотов, суда освоения шельфа и плавучие буровые установки, военные и пограничные корабли и суда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; судовые энергетические установки и механизмы; перевозимые грузы; навигационное оборудование; коллективные и индивидуальные спасательные средства; экипажи судов. 2.3 Виды профессиональной деятельности Выпускник по специальности 26.02.03 «Судовождение» с квалификацией старший техник-судоводитель с правом эксплуатации судовых энергетических установок готовится к следующим видам деятельности: Управление и эксплуатация судна с правом эксплуатации судовых энергетических установок; Обеспечение безопасности плавания; Обработка и размещение груза ; Анализ эффективности работы судна; Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих. 3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ППССЗ 3.1. Общие компетенции Старший техник-судоводитель с правом эксплуатации судовых энергетических установок должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: Код ОК 1 ОК 2 Наименование Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3 Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. Работать в команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. Владеть письменной и устной коммуникацией на государственном и (или) иностранном (английском) языке. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ОК 9 ОК 10 ОК 11 3.2. Виды профессиональной деятельности и профессиональные компетенции Старший техник - судоводитель должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности: Код ВПД 1 ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 1.3 ПК 1.4. ВПД 2 ПК 2.1 ПК 2.2 ПК 2.3 ПК 2.4 ПК 2.5 ПК 2.6 Наименование Управление и эксплуатация судна с правом эксплуатации судовых энергетических установок. Планировать и осуществлять переход в точку назначения, определять местоположение судна. Маневрировать и управлять судном. Эксплуатировать судовые энергетические установки. Обеспечивать использование и техническую эксплуатацию технических средств судовождения и судовых систем связи. Обеспечение безопасности плавания. Организовывать мероприятия по обеспечению транспортной безопасности. Применять средства по борьбе за живучесть судна. Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при организации учебных пожарных тревог, предупреждения возникновения пожара и при тушении пожара. Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при авариях. Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим. Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна ПК 2.7 ВПД 3 ПК 3.1 ПК 3.2 ПК 3.5 ВПД 4 ПК 4.1 ПК 4.2 ПК 4.3 ВПД 5 при оставлении судна, использовать спасательные шлюпки, спасательные плоты и иные спасательные средства. Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна по предупреждению и предотвращению загрязнения водной среды. Обработка и размещение груза. Планировать и обеспечивать безопасную погрузку, размещение, крепление груза и уход за ним в течение рейса и выгрузки. Соблюдать меры предосторожности во время погрузки и выгрузки и обращения с опасными и вредными грузами во время рейса. Оформлять документацию по контролю качества сварки. Анализ эффективности работы судна. Оценивать эффективность и качество работы судна. Находить оптимальные варианты планирования рейса судна, техникоэкономических характеристик эксплуатации судна. Использовать современное прикладное программное обеспечение для сбора, обработки и хранения информации и эффективного решения различных задач, связанных с эксплуатацией судна. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих. 3.3 Результаты освоения ППССЗ специальности Профессиональные компетенции - Старший техник-судоводитель с правом эксплуатации судовых энергетических установок Основные виды деятельности Управление и эксплуатация судна с правом эксплуатации судовых энергетических установок Код и наименование компетенции ПК 1.1. Планировать и осуществлять переход в точку назначения, определять местоположение судна Показатели освоения компетенции Практический опыт в: несении ходовой навигационной вахты; аналитическом и графическом счислении; определении места судна визуальными и астрономическими способами, с использованием навигационных приборов и систем; предварительной проработке и планировании перехода с учетом гидрометеорологических условий плавания, руководств для плавания и навигационных пособий; использовании и анализе информации о местоположении судна; использовании прогноза погоды и океанографических условий при плавании судна Умения: определять координаты пунктов прихода, разность широт и разность долгот, дальность видимости ориентиров; решать задачи на перевод и исправления курсов и пеленгов; читать навигационные карты; вести графическое счисление пути судна на карте с учетом поправки лага и циркуляции, дрейфа судна от ветра, сноса судна течением, совместного действия ветра и течения, вести счисление пути судна; определять место судна различными способами на морской навигационной карте; определять местоположение судна с помощью спутниковых навигационных систем; ориентироваться в особенностях района и опасностях при плавании вблизи берега и в узкостях; производить предварительную прокладку по маршруту перехода; производить корректуру карт, лоций и других навигационных пособий для плавания; рассчитывать элементы прилива с помощью таблиц приливов, составлять график прилива и решать связанные с ним штурманские задачи; рассчитывать среднюю квадратическую погрешность (далее - СКП) счислимого и обсервованного места; определять гидрометеорологические элементы в результате наблюдений; составлять радиотелеграммы для передачи гидрометеоданных в центры сбора; составлять краткосрочные прогнозы в результате анализа параметра наблюдений и их изменения; использовать гидрометеоинформацию для обеспечения безопасности плавания; обеспечивать безопасность членов экипажа судна и пассажиров при нормальных условиях эксплуатации и в аварийных ситуациях; оценивать состояние аварийного судна; Знания: основные понятия и определения навигации; назначение, классификацию и компоновку навигационных карт; электронные навигационные карты; судовую коллекцию карт и пособий, их корректуру и учет; определение направлений и расстояний на картах; выполнение предварительной прокладки пути судна на картах; условные знаки на навигационных картах; графическое и аналитическое счисление пути судна и оценку его точности; методы и способы определения места судна визуальными способами с оценкой их точности; мероприятия по обеспечению плавания судна в особых условиях, выбор оптимального маршрута; средства навигационного оборудования и ограждений; навигационные пособия и руководства для плавания; учет приливно-отливных течений в судовождении; руководство для плавания в сложных условиях; организацию штурманской службы на судах; физические процессы, происходящие в атмосфере и мировом океане, устройство гидрометеорологических приборов, используемых на судах; влияние гидрометеоусловий на плавание судна, порядок передачи сообщений и систем записи гидрометеорологической информации ПК 1.2. Практический опыт в: Маневрировать и постановке судна на якорь и съемке с якоря и управлять судном швартовных бочек, проведении пересадки людей, швартовных операций, буксировки судов и плавучих объектов, снятия судна с мели; управлении судном Умения: применять правила несения ходовой и стояночной вахты, осуществлять контроль за выполнением установленных требований, норм и правил, поддержания судна в мореходном состоянии; стоять на руле, вести надлежащее наблюдение за судном и окружающей обстановкой, опознавать огни, знаки и звуковые сигналы; владеть иностранным языком в объеме, необходимом для выполнения своих функциональных обязанностей; передавать и принимать информацию, в том числе с использованием визуальных сигналов; выполнять маневры, в том числе при спасании человека за бортом, постановке на якорь и швартовке; эксплуатировать системы дистанционного управления судовой двигательной установки, рулевых и энергетических систем; управлять судном на мелководье и в узкости, в штормовых условиях, во льдах, в зонах действия систем разделения движения, с учетом влияния ветра и течения; выполнять процедуры постановки на якорь и швартовные бочки, швартовки судна к причалу, к судну на якоре или на ходу; использовать радиолокационные станции (далее РЛС), системы автоматизированной радиолокационной прокладки (далее - САРП), автоматические информационные системы (далее - АИС) для обеспечения безопасности плавания, учитывать факторы и ограничения, влияющие на их работу, определять элементы движения целей, обнаруживать изменение курса и скорости других судов, имитировать маневр собственного судна для безопасного расхождения с другими судами; использовать технику радиолокационной прокладки и концепции относительного и истинного движений, параллельную индексацию; правила контроля за судами в портах; выполнять требования по безопасной перевозке опасных грузов; использовать стандартные компьютерные программы, предназначенные для ведения судовой документации Знания: маневренные характеристики судна; влияние работы движителей и других факторов на управляемость судна; маневрирование при съемке и постановке судна на якорь, к плавучим швартовым сооружениям; швартовые операции; плавание во льдах, буксировку судов, снятие судна с мели, влияние водоизмещения, осадки, дифферента, скорости и запаса воды под килем на диаметр циркуляции и тормозной путь; технику ведения радиолокационной прокладки и концепции относительного и истинного движения; способы расхождения с судами с помощью радиолокатора и средств автоматической радиолокационной прокладки; способы маневрирования для предотвращения ситуации чрезмерного сближения ПК 1.3. Практический опыт в: Эксплуатировать эксплуатации главных и вспомогательных судовые двигателей; энергетические эксплуатации судовых насосов и установки вспомогательного оборудования; эксплуатации элементов электроэнергетических систем и технических средств судна; эксплуатации судового электрооборудования; эксплуатации судовой автоматики Умения: эксплуатировать главные энергетические установки и вспомогательные механизмы судна, а также их системы управления; осуществлять техническую эксплуатацию энергетического оборудования, вспомогательных механизмов и систем судна; контролировать безопасность и надежность работы силовой установки при несении навигационной ходовой вахты в различных условиях плавания; квалифицированно осуществлять подбор инструмента и запасных частей для проведения технического обслуживания и ремонта судовой энергетической установки, судового оборудования и систем; эксплуатировать судовые насосы и их системы управления; эксплуатировать электрические преобразователи, генераторы и их системы управления; осуществлять эксплуатацию судовых электроприводов и систем управления ими; вести квалифицированное наблюдение за механическим оборудованием и системами, сочетая рекомендации изготовителя и принятые принципы эксплуатации судовой энергетической установки Знания: основы теории двигателей внутреннего сгорания, судовых котлов, систем автоматического регулирования и управления; устройство и принцип действия судовых дизелей; устройство элементов судовой энергетической установки, механизмов, систем; назначение, конструкцию судовых вспомогательных механизмов, систем и устройств; системы автоматического регулирования работы судовых энергетических установок; эксплуатационные характеристики судовой силовой установки, оборудования и систем, возможные причины неисправностей; типичные неисправности судовых энергетических установок и способы их устранений; меры безопасности при эксплуатации судовой энергетической установки; обязанности по эксплуатации судовой энергетической установки и электрооборудования; устройство и принцип действия электрических машин, трансформаторов, усилителей, выключателей, электроприводов, распределительных систем, сетей, щитов, электростанций, аппаратов контроля нагрузки и сигнализации; основы теории, устройство, правила эксплуатации судового электрооборудования, электрических машин и аккумуляторов, полупроводниковых преобразователей и приборов, электроизмерительных приборов систем контроля сопротивления изоляции и защитных заземлений, аппаратуры управления судном, сигнализации и связи; устройство и схемы распределения электроэнергии, принципы регулирования, контроля, защиты и автоматизации судовых электроэнергетических систем; требования надзорных органов в отношении ПК 1.4. Обеспечивать использование и техническую эксплуатацию технических средств судовождения и судовых систем связи эксплуатации судового электрооборудования; основные положения руководящих документов по использованию электротехнических средств судов в повседневной деятельности и по всем видам тревог; основы устройства судовых электроприводов и систем управления ими, электромеханические свойства электродвигателей постоянного и переменного тока; правила эксплуатации судовых электроприводов и систем управления ими; основы теории, устройство и правила эксплуатации автоматизированных гребных электроустановок; основы теории, устройство, правила эксплуатации систем автоматики, микроэлектронных и микропроцессорных систем автоматики, систем дистанционного управления тепло- и электроэнергетическими установками, элементами систем централизованного автоматического контроля Практический опыт в: навигационной эксплуатации и техническом обслуживании технических систем судовождения и связи, решении навигационных задач с использованием информации от этих систем, расчете поправок навигационных приборов; определении поправки компаса Умения: управлять радиоэлектронными и техническими системами судовождения и связи в зависимости от складывающейся навигационной и гидрометеорологической обстановки в соответствии с правилами эксплуатации, интерпретировать и обрабатывать информацию, отображаемую этими системами, контролировать исправность и точность систем, самостоятельно осваивать новые типы судовой навигационной аппаратуры по ее техническому описанию; осуществлять техническую эксплуатацию регуляторов и систем автоматического регулирования радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи; расшифровывать и анализировать информацию, получаемую от радиолокатора, включая факторы, влияющие на работу и точность, включение и работу с блоком индикатора, обнаружение неправильных показаний, ложных сигналов, засветки от воды, радиолокационных маяковответчиков; эффективно и безопасно эксплуатировать Обеспечение безопасности плавания ПК 2.1. Организовывать мероприятия по обеспечению транспортной безопасности ПК 2.2. Применять средства по борьбе за живучесть судна оборудование ГМССБ для приема и передачи различной информации, обеспечивающей безопасность мореплавания и коммерческую деятельность судна в условиях нормального распространения радиоволн и в условиях различных помех; действовать при передаче или получении сигнала бедствия, срочности или безопасности Знания: физические и теоретические основы, принципы действия, характерные ограничения и техникоэксплуатационные характеристики радиоэлектронных и технических приборов и систем судовождения и связи: магнитного компаса, гироскопического компаса, спутникового компаса, гироазимута, гиротахометра, лага, эхолота, авторулевого, судового радиолокатора, приемников наземных и космических радионавигационных систем, систем автоматизированной радиолокационной прокладки, приемника автоматической идентификационной системы, аварийных радиобуев, аппаратуры глобальной морской системы связи при бедствии (далее - ГМССБ), аппаратуры автоматизированной швартовки крупнотоннажных судов и систем интегрированного ходового мостика; основы автоматизации управления движением судна, систему управления рулевым приводом, эксплуатационные процедуры перехода с ручного на автоматическое управление и обратно Практический опыт в: обеспечении надлежащего уровня охраны судна Умения: обеспечивать защищенность судна от актов незаконного вмешательства; предотвращать неразрешенный доступ на судно Знания: нормативные правовые акты в области безопасности плавания и обеспечения транспортной безопасности; мероприятия по обеспечению транспортной безопасности; уровни охраны на судах и портовых средствах Практический опыт в: борьбе за живучесть судна Умения: применять средства и системы пожаротушения; применять средства по борьбе с водой Знания: мероприятия по обеспечению противопожарной безопасности на судне; ПК 2.3. Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при организации различных видов тревог ПК 2.4. Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при авариях виды и химическую природу пожара; виды средств и системы пожаротушения на судне; особенности тушения пожаров в различных судовых помещениях; виды средств индивидуальной защиты; мероприятия по обеспечению непотопляемости судна Практический опыт в: действиях по тревогам Умения: пользоваться средствами подачи сигналов аварийно-предупредительной сигнализации в случае происшествия или угрозы происшествия Знания: расписание по тревогам, виды и сигналы тревог; организацию проведения тревог; методы восстановления остойчивости и спрямления аварийного судна; виды и способы подачи сигналов бедствия Практический опыт в: использовании коллективных и индивидуальных спасательных средств Умения: производить спуск и подъем спасательных и дежурных шлюпок, спасательных плотов Знания: порядок действий при авариях; ПК 2.5. Оказывать Практический опыт в: первую помощь действиях при оказании первой помощи пострадавшим Умения: оказывать первую помощь, в том числе под руководством квалифицированных специалистов с применением средств связи Знания: порядок действий при оказании первой помощи ПК 2.6. Практический опыт в: Организовывать и организации и выполнении указаний при обеспечивать оставлении судна действия Умения: подчиненных применять меры защиты и безопасности членов экипажа пассажиров и экипажа в аварийных ситуациях; судна при управлять коллективными спасательными оставлении судна, средствами использовать Знания: коллективные и способы выживания на воде; индивидуальные виды коллективных и индивидуальных спасательные спасательных средств и их снабжения, включая средства переносную радиоаппаратуру, аварийные радиобуи и пиротехнику; устройства спуска и подъема спасательных средств Обработка размещение груза ПК 2.7. Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна по предупреждению и предотвращению загрязнения водной среды и ПК 3.1. Планировать и обеспечивать безопасную погрузку, размещение, крепление груза и уход за ним в течение рейса и выгрузки Практический опыт в: использовании средств индивидуальной защиты Умения: действовать в чрезвычайных ситуациях Знания: комплекс мер по предотвращению загрязнения окружающей среды Практический опыт в: проведении грузовых операций в соответствии с грузовыми планами или другими документами и установленными правилами, нормами безопасности, инструкциями по эксплуатации оборудования и судовыми ограничениями по размещению грузов Умения: организовывать наблюдение за обработкой грузов в соответствии с международными и национальными правилами; составлять грузовой план судна и делать расчет остойчивость судна; производить крепление и размещение различных видов грузов Знания: свойства, транспортные характеристики основных видов грузов и правила их перевозки, погрузки, выгрузки и хранения; подходы к составлению грузового плана; обеспечение сохранности грузов; безопасную обработку, размещения и крепления грузов; основные документы для приема сдачи и перевозки грузов; организационную структуру и направления коммерческой деятельности на водном транспорте; внешнеторговые операции, фрахтование судов, типовые чартеры; коммерческие операции по перевозке грузов; основы формирования тарифов на операции с грузом; таможенно-транспортные операции; агентирование судов ПК 3.2. Соблюдать Практический опыт в: меры организации наблюдения за обработкой предосторожности навалочных, опасных, вредных и ядовитых грузов во время погрузки в соответствии с международными и Анализ эффективности работы судна и выгрузки и национальными правилами обращения с Умения: опасными и вредными грузами использовать международные и национальные нормативные правовые акты по перевозкам во время рейса опасных грузов судами Знания: особенности перевозки жидких грузов наливом; грузовые операции на танкерах; специальные правила перевозки грузов; правила безопасной обработки, размещения и крепления грузов, включая опасные, ядовитые и вредные грузы, и их влияние на безопасность человеческой жизни и судна ПК 4.1. Оценивать Практический опыт в: эффективность и контроле качества выполняемых работ при качество работы технической эксплуатации судов и их судовых судна технических средств Умения: применять на практике методы контроля качества, оценки, статистики и надежности в эксплуатации судна и судовых технических средств Знания: термины, определения и общие положения в области анализа эффективности работы судна; производственные процессы на морском и внутреннем водном транспорте, системы их анализа и методики улучшения; методы контроля качества работы судна: статистические методы для оценки показателей качества работы судна ПК 4.2. Находить Практический опыт в: оптимальные оценке экономической эффективности варианты производственной деятельности при выполнении планирования технического обслуживания и контроля качества рейса судна, выполняемых работ техникоУмения: экономических пользоваться методами научного познания; характеристик применять логические законы и правила; эксплуатации накапливать научную информацию судна Знания: основные положения теории оценок; интегральные оценки качества; методы оценки качества работы судовых технических средств; правила составления, предъявления и рассмотрения рекламаций; методы оценки надежности судовых технических средств; основы конструирования судовых технических средств; судно как системный технический объект; ПК4.3. Использовать современное прикладное программное обеспечение для сбора, обработки и хранения информации и эффективного решения задач, связанных с эксплуатацией судна. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих ПК 5.1. - … определяются образовательной организацией в зависимости от выбранной (ых) профессии(й) основные понятия научно-исследовательской работы Практический опыт в: оформлении технической документации, организации и планировании работ, связанных с различными видами профессиональной деятельности Умения: применять информационные технологии при решении функциональных задач в различных предметных областях, а также при разработке и проектировании информационных систем; владеть навыками обработки текстовой, числовой, экономической и статистической информации Знания: основные понятия о направлениях научного поиска на водном транспорте, об областях применения информационных технологий и их перспективах в условиях перехода к информационному обществу; виды автоматизированных информационных технологий; структуру, модели, методы и средства базовых и прикладных информационных технологий; методику создания, проектирования и сопровождения систем на базе информационной технологии Практический опыт в: определяются образовательной организацией в зависимости от выбранной(ых) профессии(й) Умения: определяются образовательной организацией в зависимости от выбранной(ых) профессии(й) Знания: определяются образовательной организацией в зависимости от выбранной(ых) профессии(й) 4. ДОКУМЕНТЫ ,РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 4.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 4.2 Учебный план ( приложение№2) 4.3. Программы дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического цикла( Приложение №3) 4.3.1. Программа ОГСЭ.01. Основы философии 4.3.2. Программа ОГСЭ.02. История 4.3.3. Программа ОГСЭ.03. Психология общения 4.3.4. Программа ОГСЭ.04Иностранный язык 4.3.5. Программа ОГСЭ.04. Физическая культура 4.4. Программы дисциплин математического и общего естественно-научного цикла(Приложение №4) 4.4.1. Программа ЕН.01. Математика 4.4.2. Программа ЕН.02. Информатика 4.4.3. Программа ЕН.03. Экологические основы природопользования 4.5. Программы дисциплин и профессиональных модулей профессионального цикла Программы общепрофессиональных дисциплинПриложение №5) 4.5.1. Программа ОП.01. Инженерная графика 4.5.2. Программа ОП.02. Механика 4.5.3. Программа ОП.03. Электротехника и электроника 4.5.4. Программа ОП.04 Правовое обеспечение профессиональной деятельности 4.5.5. Программа ОП.05. Метрология и , стандартизация 4.5.6. Программа ОП.06. Теория и устройство судна 4.5.7. Программа ОП.07. Безопасность жизнедеятельности 4.5.8 Программа ОП.08 География морских и речных путей. 4.5.9 Программа ОП.09 Экономика отрасли 4.5.10 Программа ОП.10 материаловедение 4.5.11 Программа ОП 11 Мореходная астрономия 4.5.12 Программа ОП 12 Основы предпринимательской деятельности 4.5.13 Программа ОП 13 Охрана труда 4.5.14 Программа ОП 14 Иностранный язык в профессиональной деятельности 4.6Программы профессиональных модулей(Приложение №6) 4.6..1. Программа профессионального модуля ПМ.01Управление и эксплуатация судна с правом эксплуатации судовых энергетических установок 4.6..2.Программа профессионального модуля ПМ.02 Обеспечение безопасности плавания 4.6..3.Программа профессионального модуля ПМ.03 Обработка и размещение груза 4.6.4.Программа профессионального модуля ПМ.04 Анализ эффективности работы судна 4.6..5. Программа профессионального модуля ПМ.05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих 4.6..6 Программа учебной практики 4.6..7 Программа производственной практикир(приложение №7) 4.6..8Программа итоговой аттестации(Приложение №8) Программы обшеобразовательного цикла (Приложение №9) 20 5. Контроль и оценка результатов освоения ППССЗ 5.1. Контроль и оценка освоения основных видов профессиональной деятельности, профессиональных и общих компетенций Оценка качества освоения ППССЗ включает текущий контроль знаний и промежуточную аттестацию обучающихся. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям ППССЗ создаются фонды оценочных средств, которые позволяют оценить знания, умений и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств (далее - ФОС) рассматриваются на заседаниях предметно-цикловых комиссий и утверждаются заместителем директора по учебной работе. Оценка качества подготовки обучающихся осуществляется в двух направлениях: оценка уровня освоения дисциплины и оценка общих и профессиональных компетенций обучающихся. Текущий контроль проводится в форме Практических занятий и практических занятий, контрольных работ, самостоятельной работы, индивидуального устного и письменного опроса, тестирования и т.д. Промежуточная аттестация проводится в форме зачета, дифференцированного зачета, проводимых за счет часов обязательной учебной нагрузки по учебной дисциплине или профессиональному модулю и в форме экзамена, проводимых в период сессии или по завершению учебной дисциплины, междисциплинарного курса. Предусматриваются дифференцированные зачеты по учебной и производственной практикам в рамках профессиональных модулей. Оценка качества освоения программ учебных дисциплин общеобразовательного цикла ППССЗ осуществляется в процессе текущего контроля и промежуточной аттестации. Текущий контроль предусматривает накопительную систему оценок в течение семестра. Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированных зачетов и экзаменов: дифференцированные зачеты — за счет времени, отведенного на общеобразовательную дисциплину, экзамены за счет времени, выделенного на промежуточную аттестацию (2 нед.). Экзамены проводятся по русскому языку, математике - в письменной форме, по профильной дисциплине по физике - в устной. Промежуточная аттестация по составным элементам программы профессионального модуля (по МДК - дифференцированный зачет или экзамен, по 21 учебной и производственной практике - дифференцированный зачет) проводится при соблюдении ограничений на количество экзаменов (не более 8 в каждом учебном году), зачетов и дифференцированных зачетов (суммарно не более 10 в каждом учебном году, без учета зачетов по физической культуре); По результатам текущего контроля и промежуточной аттестации выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». По учебной и производственной практике (по профилю специальности) итоговой оценкой ставится дифференцированный зачет (оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно»). Выполнение программы всех видов практики является основанием для допуска к экзамену (квалификационному) по профессиональному модулю. Преддипломная практика проводится в последнем семестре обучения, обязательная учебная нагрузка обучающихся при прохождении преддипломной практики составляет 36 ч. в неделю. Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом результатов, подтвержденных документами соответствующих учреждений и организаций, предприятий. Формой промежуточной аттестации по модулю в последнем семестре изучения является экзамен (квалификационный). Итогом проверки всоответствии с набранными баллами выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». 5.2. Требования к выпускным квалификационным работам Дипломное проектирование является завершающим этапом учебного процесса. Основными задачами дипломного проектирования является расширение, закрепление и систематизация знаний, общих и профессиональных компетенций полученных при обучении, развитие умений и навыков самостоятельной работы и подготовка к профессиональной деятельности в качестве техника. При работе над дипломным проектом студент должен самостоятельно работать с технической литературой, справочниками, нормативно-технической документацией предприятия, ГОСТ ЕСКД и ЕСТД. Работа над дипломным проектом начинается после окончания преддипломной практики, которую студент проходит на предприятии. Материал для дипломного проекта может быть собран во время производственной и преддипломной практики. Тема дипломного проекта подбирается руководителем дипломного проекта, 22 которым является специалист предприятия, где студент проходит производственную и преддипломную практику или преподаватель техникума. Руководитель дипломного проекта должен иметь высшее образование по профилю специальности. Темы дипломных проектов должны быть актуальными и соответствовать современному уровню развития и использования компьютерных сетей и систем телекоммуникаций. Темой дипломного проекта должно быть проектирование современной компьютерной сети с соответствующим программным обеспечением. Тема дипломного проекта должна быть согласована с председателем предметной цикловой комиссии специальности 26.02.03 Судовождение Согласовывая тему дипломного проекта, студент должен знать технологию и топологию проектируемой сети, схему оборудования структурированной кабельной сети, размещения рабочих мест и коммуникационного оборудования, состав и назначение системного и программного обеспечения. Для согласования темы дипломного проекта студент должен представить председателю предметной цикловой комиссии: - наименование темы дипломного проекта; - структурную схему проектируемой сети; - планируемый состав программного обеспечения. После утверждения схемы председателем предметной цикловой комиссии студент должен приступить к оформлению технического задания на дипломное проектирование. При защите дипломного проекта студент-дипломник должен четко рассказать о выбранной теме дипломного проекта и целесообразности разработки данного изделия. Показать при защите умение сочетать доклад с показом графических документов дипломного проекта. Для защиты дипломного проекта студент должен подготовить доклад продолжительностью не более 10 минут. В докладе должны быть отражены следующие вопросы: - основные цели, задачи и необходимость проектирования и создания сети; - характер самостоятельно выполненных работ; - основные вопросы, выполненные в технологической и экономической части; - схемные решения, выполненные в ходе проектирования; - краткие выводы и результаты работы. 23 5.3. Организация государственной (итоговой) аттестации выпускников Государственная итоговая аттестация (далее — ГИА) включает подготовку (4 недели) и защиту выпускной квалификационной работы (2 недели). Государственная (итоговая) аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект). Тематика выпускной квалификационной работы должна соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников. Положение о государственной (итоговой) аттестации, содержит формы, условия разрабатывается проведения и защиты государственной выпускной аттестационной квалификационной комиссией, работы, утверждается руководителем образовательного учреждения и доводится до сведения обучающихся не позднее двух месяцев с начала обучения. К государственной (итоговой) аттестации допускаются лица, выполнившие требования, предусмотренные программой и успешно прошедшие все промежуточные аттестационные испытания, предусмотренные программами учебных дисциплин и профессиональных модулей. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. Для этих целей выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов и т.п., творческие работы по специальности, характеристики с мест прохождения преддипломной практики и так далее. В ходе защиты выпускной квалификационной работы членами государственной аттестационной комиссии проводится оценка освоенных выпускниками профессиональных и общих компетенций в соответствии с критериями, утвержденными образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей. Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы осуществляется государственной аттестационной комиссией по результатам защиты выпускной квалификационной работы, промежуточных аттестационных испытаний и на основании документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций. Членами государственной аттестационной комиссии по медиане оценок 24 освоенных выпускниками профессиональных и общих компетенций определяется интегральная оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы. Лицам, прошедшим соответствующее обучение в полном объеме и аттестацию, образовательными учреждениями выдаются документы установленного образца. 6 РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ППССЗ СПО 6.1 Кадровое обеспечение Реализация ППССЗ обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модулю). Преподаватели профессионального цикла имеют опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года. 6.2 Учебно-методическое и информационное обеспечение ППССЗ обеспечена учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям Внеаудиторная работа сопровождается методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затраченного на ее выполнение. Каждый обучающийся обеспечивается доступом к базам данных, библиотечным фондам, доступом к сети Интернет во время самостоятельной подготовки, перечень программно-информационного обеспечения представлен Обучающиеся обеспечены не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий). Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной литературы по всем дисциплинам всех учебных циклов, изданной за последние 5 лет. Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, включает официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете не менее 1-2 25 экземпляров на каждые 100 обучающихся. Каждому обучающемуся обеспечен доступ к комплектам библиотечных фондов не менее чем из 3 наименованиям российских журналов. Обучающимся предоставляется возможность оперативного обмена информацией с российскими образовательными организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет. 6.3 Материально-техническое обеспечение Техникум, реализующее ППССЗ обеспечено материально-технической базой, позволяющей обеспечивать проведение всех видов лабораторных и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом. Материально-техническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам. Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и др. для подготовки по специальности СПО Наименование 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Кабинеты: социально-экономических дисциплин; иностранного языка; математики; экологических основ природопользования; инженерной графики; механики; метрологии и стандартизации; теории и устройства судна; безопасности жизнедеятельности на судне; управления судном; технологии перевозки грузов; навигации и лоции. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Лаборатории: электроники и электротехники; информатики; материаловедения; электрооборудования судов; судового радиооборудования; радионавигационных и электрорадионавигационных приборов и систем технических средств судовождения; судовых энергетических установок. 26 Мастерские: 1. Слесарная. 2. Такелажная Тренажеры, тренажерные комплексы (модули): 1. Навигационный тренажер; 2. Тренажер Глобальной морской системы связи при бедствии; 3. Тренажер судовой энергетической установки. Спортивный комплекс: 1. Спортивный зал; 2. Открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий; 3. Стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы. Залы: 1. библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет; 2. актовый зал. 6.5 Дополнительные условия реализации ППССЗ Реализация ППССЗ осуществляется на государственном языке Российской Федерации. Для организации ППССЗ сформирована социокультурная среда, созданы условия для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, развит воспитательный компонент образовательного процесса, включая курсантское самоуправление, участие курсантов в работе общественных организаций: - студенческих советов; - Добровольная дружина; спортивных секций: - легкая атлетика; - гиревой спорт; - настольный теннис; - мини-футбол; - плавание; - парашютный спорт творческих клубов: - танцевальный клуб; - вокальный кружок. 27 Все обучающиеся за счет бюджетных ассигнований обеспечиваются питанием, обмундированием за счет образовательной организации, нуждающиеся - местами в общежитиях. С обучающимися, кроме преподавателей и мастеров производственного обучения, ежедневно работают опытные воспитатели, педагоги-организаторы, психолог, социальный педагог, методисты, руководители спортивных и творческих секций и клубов. Созданы условия для научно-исследовательской работы обучающихся, привлечения их к участию в конференциях, конкурсах и других мероприятиях. Выпускники ППССЗ 26.02.03 «Судовождение» могут продолжить обучение и получить высшее образование по специальности 26.05.05 «Судовождение» 7. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения ППССЗ 7.1. Нормативно-методическое обеспечение и материалы, обеспечивающие качество подготовки выпускника В соответствии с ФГОС СПО по специальности 26.02.03 Судовождение оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся. Материалы, определяющие порядок и содержание проведения промежуточных и итоговых аттестаций включают: контрольные вопросы по учебным дисциплинам (содержатся в рабочих программах); фонд тестовых заданий; экзаменационные билеты; методические указания к выполнению практических, контрольных и курсовых работ; методические указания по учебной и производственной практикам; методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях: оценка уровня освоения дисциплин; оценка компетенций обучающихся. Нормативные документы оценки качества освоения ППССЗ : 28 Постановление Правительства РФ от 18 июля 2008 г. № 543 “Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)” Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации студентов; Положение по организации итоговой государственной аттестации выпускников и защите выпускной квалификационной работы 7.2. Фонды оценочных средств текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной (итоговой) аттестаций Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППССЗ (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей. В соответствии Судовождение с требованиями конкретные формы и ФГОС СПО процедуры по специальности текущего контроля 26.02.03 знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППССЗ аттестация) созданы фонды оценочных средств, (текущая и промежуточная включающие: типовые задания, контрольные работы, планы практических заданий, Практических занятий, коллоквиумов, зачетов и экзаменов, тесты и компьютерные тестирующие программы, примерную тематику курсовых работ, рефератов и т.п., а также иные формы контроля, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Программы текущей и промежуточной аттестации обучающихся максимально приближены к условиям их будущей профессиональной деятельности. Организация текущего контроля осуществляется в соответствии с учебным планом. Предусмотрены следующие виды текущего контроля: контрольные работы, тестирование и др. 29 Тестовый компьютерный контроль качества знаний студентов (компьютерное тестирование) является инновационной технологией оценки качества знаний студентов по дисциплинам ППССЗ . Они позволяют оценить в короткие сроки без привлечения квалифицированных специалистов и преподавателей качественно и количественно уровень подготовки студентов и скорректировать рабочие программы или повысить требования к учебному процессу. Компьютерное тестирование студентов проводится для получения объективной информации о соответствии содержания, уровня и качества подготовки студентов требованиям ФГОС по дисциплинам всех циклов ППССЗ . Оценка качества подготовки студентов и освоения ППССЗ проводится в ходе тестирования как проверка итоговых и остаточных знаний по дисциплинам учебного плана. Контроль знаний студентов проводится по следующей схеме: текущая аттестация знаний в семестре; промежуточная аттестация в форме зачетов и экзаменов (в соответствии с учебными планами); государственная (итоговая) аттестация. 8.Характеристика среды техникума, обеспечивающая развитие общих компетенций выпускников Целью социальной и воспитательной работы является модернизация ГАПОУ СО "БПТТ им.Н.В.Грибанова" как среды социального развития, создание условий для становления профессионально и культурно ориентированной личности. Для этого в техникуме молодежная политика осуществляется по таким ведущим направлениям, как воспитательное, профессионально-ориентационное и социальное (Приложение рабочая программа воспитания и календарный график воспитательной работы). В рамках данных направлений реализуются проектные технологии развивающего, творческого и социального характера. Данные виды деятельности направлены на формирование мировоззрения, толерантного сознания, системы ценностей, личностного, творческого и профессионального развития студентов, самовыражения в различных сферах жизни, способствующих обеспечению адаптации в социально-культурной среде российского и международного сообщества, повышению гражданского самосознания и социальной ответственности. Также в целях создания благоприятных социальных условий для наиболее полной самореализации обучающихся, максимальной удовлетворённости учёбой, в техникуме 30 ведётся активная работа по оказанию социальной защиты и поддержки участников образовательного процесса, обеспечению социальных гарантий и развитию экономических стимулов. Основные аспекты социально - культурной среды техникума отражены в концепции социально-воспитательной работы, необходимость разработки которой обусловлена потребностями обновления содержания работы с молодежью, усовершенствования процесса социализации учащейся молодёжи, качественной и эффективной организации социальной защиты студенчества, а также требованиями модернизации системы образования. В техникуме созданы условия для формирования компетенций социального взаимодействия, активной жизненной позиции, гражданского самосознания, самоорганизации и самоуправления, системно - деятельностного характера. Стратегическими целями в работе с молодежью являются: формирование способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной профессиональной траектории; создание условий для эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса, формирования корпоративной культуры, университетского духа; освоение студентами новых социальных навыков и ролей, развитие культуры социального поведения в условиях динамики общественных отношений через проектную систему; содействие личности в её социализации, освоении практики социального функционирования, социально - культурного опыта; развитие у студента способности выделять собственную цель, соотносить поставленную цель и условия её достижения, строить программу действий в соответствии с собственными возможностями, различать виды ответственности внутри собственной образовательной работы; создание условий для полноценного раскрытия духовных устремлений студентов, их творческих способностей, для формирования гражданской позиции, социально значимых ценностей, гражданских и профессиональных качеств, ответственности за принятие решений; осуществление эффективной социальной защиты и поддержки обучающихся; систематическое улучшение социальных условий участников образовательного процесса для достижения их истинной лояльности; развитие инфраструктуры и инструментов социальной мобильности студентов. 31 Реализация намеченных целей обеспечивается в процессе решения следующих основных задач: создание системы перспективного и текущего планирования воспитательной деятельности и организации социальной работы; дальнейшее развитие инфраструктуры социальной защиты и выработка конкретных мер по совершенствованию воспитательной работы; обучения преподавателей через систему регулярно проводимых методических семинаров с целью повышения активности участия в воспитательном процессе всего профессорско-преподавательского состава; организация системы взаимодействия и координации деятельности государственных органов, структурных подразделений техникума, общественных и профсоюзных организаций и участников образовательного процесса по созданию благоприятной социально - культурной среды и осуществлению социальной защиты и поддержки студентов, преподавателей и сотрудников техникума; развитие системы социального партнёрства; обеспечения органической взаимосвязи учебного процесса с внеучебной воспитательной деятельностью, сферами досуга и отдыхов студентов; подготовку, организацию и проведение различных мероприятий по всем направлениям воспитательной нравственному, эстетическому, деятельности: трудовому, гражданскому, правовому, патриотическому, физическому, социально- психологическому и др.; расширение спектра мероприятий по социальной защите участников образовательного процесса; организация и ведение работы по выполнению социальных программ и проектов; активизации работы института кураторов, совершенствование системы студенческого самоуправления, формирование основ корпоративной культуры. Развитие инфраструктуры студенческих клубов; реализации воспитательного потенциала учебно-научной работы; вовлечения в воспитательный процесс студенческой молодежи деятелей науки и культуры, искусства и религии, политики и права, работником других сфер общественной жизни; расширение информационного пространств, рабочих связей ВСК по направлению внеучебной, воспитательной и социальной работы; организация систематических мониторингов состояния социальной и 32 воспитательной работы в техникуме; участие в формировании и поддержании имиджа техникума. позиционирование ГАПОУ СО "БПТТ им.Н.В.Грибанова" как научно- образовательного центра и как центра культуры и просвещения, выполняющего широкие социальные функции. Составляющими организационно-методического обеспечения социально - культурной среды техникума являются: 1. Воспитание в процессе изучения предметов обучения - воспитание через предмет Основной сферой подготовки практико-ориентированного выпускника является образовательная среда. Цель образования состоит не только в обучении, но и в воспитании. Образовательно-воспитательный процесс должен раскрывать целостность, системность и многообразие мира, активизировать процесс социальной ориентации студенческой молодежи, осуществлять функцию социально-культурной интеграции и преемственности, создавать основу для углубления и расширения образованности и воспитанности личности. Ведущая роль в воспитании принадлежит преподавательскому составу. Нравственный облик студентов, их мировоззрение формируются всем ходом учебного процесса и всеми, кто к этому процессу причастен. Техникум - это в первую очередь, молодежь, жадно стремящаяся к выработке своей жизненной программы. Преподаватель должен передавать студентам не только знания, но и свой жизненный опыт, мировоззрение, свои заветные мысли. 2. Воспитательная работа во внеучебное время Внеучебная деятельность есть неотъемлемая часть воспитательной работы в вузе, столь же приоритетная, как и учебная. Для студентов внеучебная деятельность сугубо добровольная, для образовательного учреждения - часть выполняемых им функций. Внеучебная деятельность состоит из разнообразных видов и направлений и предполагает: создание объективных условий для творческого становления и развития студенческой молодежи; создание благоприятной атмосферы для самостоятельной инновационной деятельности самих студентов в сфере свободного времени, превращающей их в субъектов собственной и общественной жизни; формирование установки на естественность, престижность и почетность участия студента во внеучебной жизни техникума (культурной, спортивной, научно-технической и т.п.). 33 Воспитательная работа осуществляется по следующим направлениям: □ гражданско-патриотическое воспитание; □ организационно-правовая; □ художественно-эстетическое направление; □ спортивно-оздоровительная работа; □ студенческое самоуправление; □ организация воспитательного процесса в общежитиях. Для реализации направлений ежегодно разрабатывается комплексный план по воспитательной работе. Непосредственно различного профиля внеучебную в работу соответствии с со студентами составом ведут воспитательных специалисты структур и подразделений. Техникум изыскивает возможности образовательного округа, создает открытую образовательную среду для взаимодействия с партнерами. 3. Художественно-эстетическое воспитание: В техникуме созданы условия для творческого развития студентов, развита благоприятная культурная среда. 4. Спортивно-оздоровительное направление В техникуме действует Спортивный клуб: секции футбола, настольного тенниса, футбола, и т.д. Традиционно проводятся спартакиады, сборные команды участвуют в городских спортивных мероприятиях. Осуществляются мониторинги состояния здоровья студентов, программы профилактики наркозависимости, встречи с Центром планирования семьи и репродукции. 5. Студенческое самоуправление В техникуме созданы условия для формирования компетенций социального взаимодействия, активной жизненной позиции, гражданского самосознания, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера. В соответствии с этим активно работает студенческое самоуправление, старостаты решающие самостоятельно многие вопросы обучения, организации досуга, творческого самовыражения, вопросы трудоустройства, быта студентов. Студенческое самоуправление ориентировано на дополнение действий администрации, педагогического коллектива в сфере работы со студентами. 6. Социальная работа 34 Социальная работа в техникуме реализуется по следующим основным направлениям: 1. Социально-экономическое Работа направлена на оказание социальной поддержки, обеспечения социальных выплат и льгот слабо защищенным категориям студенчества, выявление студентов из малообеспеченных семей и организация им помощи, работы по распределению и назначению социальных стипендий. Особое внимание уделяется наиболее уязвимым категориям студенчества: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям-инвалидам. 2. Социально-бытовое направление Материально-техническая база для проведения социальной и воспитательной работы со студентами: в БПТТ действует общежитие. Общежитие - не только социальный объект, предоставляющие место для проживания, но и форма социализации молодёжи, возможности осуществления воспитательной функции (соблюдение распорядка дня, привитие трудовой дисциплины, воспитание чувства ответственности за личное и общественное имущество). 3. Социально-психологическое направление. В техникуме действует социально-психологическая служба, которая проводит психологические консультации для студентов, социально- психологические мониторинги, программы адаптационных мероприятий для студентов 1 курса, социально- психологическая диагностика с целью выявления проблем у первокурсников, социальнопсихологическое курирование студентов-сирот. 4. Развитие волонтерского движения. Техникум обеспечивает вовлечение студенческой молодежи в деятельность студенческих волонтерских отрядов по социальной направленности: «Доброе сердце». 5. Профориентационное направление В рамках направления решаются стратегическая задача - интеграция студенчества в профессиональные сообщества, повышение их профессиональных компетенций, и создание социальных предпосылок и культурной среды, способствующей творческому самовыражению и самореализации личности обучающегося через создание и поддержку студенческих научных обществ; деятельности профильных студенческих строительных отрядов. Для углубления практической направленности образовательного процесса реализуется программа взаимодействия с работодателями. 35