Программа подготовки специалистов среднего звена разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 43.02.10 Туризм, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 07.05.2014г. № 474 (зарегистрирован в Минюсте РФ 19.06.2014, регистрационный № 32806) Организация-разработчик: Государственное профессиональноеобразовательное учреждение Саратовской промышленно-- транспортный техникум им. Н.В. Грибанова» области автономное «Балаковский Разработчики: Денисова Наталья Александровна, преподаватель высшей квалификационной категории, ГАПОУ СО «Балаковский промышленно-транспортный техникум им. Н.В. Грибанова»; Солдатова Наталия Валентиновна, преподаватель высшей квалификационной категории, ГАПОУ СО «Балаковский промышленно-транспортный техникум им. Н.В. Грибанова 1 Содержание 1. Общие положения 1.1. Нормативно-правовые основы разработки ППССЗ 1.2. Нормативный срок освоения программы 1.3. Распределение бюджета времени на освоение ППССЗ 1.4. Распределение бюджета времени, отведенного на теоретическое и практическое обучение 2. Характеристика профессиональной деятельности выпускников и требования к результатам освоения ППССЗ 2.1. Область и объекты профессиональной деятельности 2.2. Виды профессиональной деятельности и компетенции 2.3. Специальные требования 3. Документы, определяющие содержание и организацию образовательного процесса 3.1. Учебный план 3.2. Календарный учебный график 3.3. Программы дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического цикла {Приложение 1) 3.3.1. Программа ОГСЭ.01 Основы философии 3.3.2. Программа ОГСЭ.02 История 3.3.3. Программа ОГСЭ.0З Иностранный язык 3.3.4. Программа ОГСЭ.04 Физическая культура 3.3.5 Программа ОГСЭ.05 История и культура Саратовской губернии 3.4. Программы дисциплин математического и общего естественнонаучного цикла (Приложение 2) 3.4.1. Программа ЕН.01 Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности 3.4.2. Программа ЕН.01.01(А) Адаптивные информационные и коммуникационные технологии 3.4.3 Программа ЕН.02 География туризма 3.5. Программы дисциплин и профессиональных модулей профессионального цикла Программы общепрофессиональных дисциплин (Приложение 3) 3.5.1. Программа ОП.01 Психология делового общения 3.5.2. Программа ОП.02 Организация туристской индустрии 3.5.3. Программа ОП.0З Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации 3.5.4. Программа ОП.04 Безопасность жизнедеятельности 3.5.5. Программа ОП.05 Экскурсионная деятельность 3.5.6. Программа ОП.06 Основы предпринимательства 3.5.7. Программа ОП.07 Психология социально-культурного сервиса и туризма 3.5.8. Программа ОП.08 Экономика отрасли 3.5.9. Программа ОП.09 Организация международного туризма 3.5.10. Программа ОП.10 Основы межкультурной коммуникации Программы профессиональных модулей (Приложение 4) 3.5.1. Программа профессионального модуля ПМ. 01 Предоставление турагентских услуг 3.5.2. Программа профессионального модуля ПМ. 02 Предоставление услуг по сопровождению туристов 3.5.3. Программа профессионального модуля ПМ. 03 Предоставление туроператорских услуг 3.5.4. Программа профессионального модуля ПМ. 04 Управление функциональным подразделением организации 2 3.6. Программы практик (Приложение5) 3.6.1. Программа УП.01 Учебная практика 3.6.2. Программа УП.02 Учебная практика 3.6.3. Программа УП.03 Учебная практика 3.6.4. Программа УП.04 Учебная практика 3.6.6. Программа ПП.01 Производственная практика (по профилю специальности) 3.6.7. Программа ПП.02 Производственная практика (по профилю специальности) 3.6.8. Программа ПП.03 Производственная практика (по профилю специальности) 3.6.9. Программа ПП.04 Производственная практика (по профилю специальности) 3.6.10. Программа производственной практики (преддипломной) 3.7 Программы общеобразовательного цикла(Приложение 6) 3.7.1 Программа ОУД. 01.1 Русский язык 3.7.2Программа ОУД. 01.2 Родной язык 3.7.3Программа ОУД. 01.2 Литература 3.7.4Программа ОУД. 01.2 Родная литература 3.7.5Программа ОУД. 02 Иностранный язык 3.7.6Программа ОУД. 03 Математика 3.7.7Программа ОУД. 04 История 3.7.8Программа ОУД. 05Физическая культура 3.7.9Программа ОУД. 06 Основы безопасности жизнедеятельности 3.7.10Программа ОУД. 07 Астрономия 3.7.11Программа ОУД. 08 Информатика 3.7.12Программа ОУД. 09 География 3.7.13Программа ОУД. 10 Естествознание 3.7.14Программа ОУД. 12 Экономика 3.7.15Программа ОУД. 13 Право 3.7.16Программа УД.01 Основы проектной деятельности 4. Оценка результатов освоения ППССЗ 4.1. Планируемые результаты освоения образовательной программы 4.1.1. Общие компетенции 4.1.2. Профессиональные компетенции 4.2. Контроль и оценка достижений обучающихся 4.3. Порядок выполнения и защиты выпускной квалификационной работы 4.4. Организация государственной итоговой аттестации выпускников 4.4.1. Программа ГИА (Приложение7) 5. Материально-техническое обеспечение реализации ППССЗ 5.1. Материально-техническое оснащение учебных кабинетов, лабораторий мастерских, тренажеров, тренажерных комплексов и другого оборудования 5.2. Требования к оснащению баз практик 5.3. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы 6. Характеристика социокультурной среды образовательной организации Приложения: рабочие программы учебных дисциплин,профессиональных модулей,практик, программа ГИА. 3 1. Общие положения Программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 43.02.10 Туризм (базовый уровень подготовки), реализуемая ГАПОУ СО «Балаковский промышленнотранспортный техникум им. Н.В Грибанова» представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную учебным заведением с учетом рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки среднего профессионального образования (ФГОС СПО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 474 от 07 мая 2014 года. ППССЗ определяет цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включают в себя: учебный план, рабочие программы учебных дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. ППССЗ определяет рекомендованный объем и содержание среднего профессионального образования по специальности 43.02.10 Туризм, планируемые результаты освоения образовательной программы, условия образовательной деятельности. Основная профессиональная образовательная программа ориентирована на реализацию следующих принципов: - принцип ориентации на результат; принцип раздельного функционирования образовательного стандарта и образовательной программы является следствием предыдущего; принцип социального партнёрства, включенность в разработку стандартов различных социальных партнеров образовательных учреждений, коллегиального стиля разработки стандартов с привлечением в качестве экспертов работодателей, их объединений, представителей органов управления образованием, родительской общественности и др.; - принцип минимальной достаточности; принцип единства задач формирования общих и профессиональных компетенций специалиста: принцип функциональности предполагает построение и структурирование образовательных стандартов; - принцип модульного построения. 1.1. Нормативно-правовые основы разработки основной профессиональной образовательной программы: Нормативную правовую основу разработки программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 43.02.10 «Туризм» (далее - программа) составляют нормативно- правовые документы: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 02.12.2019 № 403-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об образовании в РФ и отдельные законодательные акты РФ»; Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 43.02.10 «Туризм» (утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июля 2014 г. N 832); Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации России N 413; 4 - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 N 464, Письмом Минобрнауки России от 17.03.2015 N 06-259 «О направлении доработанных рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования»; - Письмо ФГАУ «ФИРО» «Об уточнении Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) и Примерных программ общеобразовательных учебных дисциплин для профессиональных образовательных организаций (2015 г.) Одобрено Научно- методическим советом Центра профессионального образования и систем квалификации ФГАУ «ФИРО», протокол № 3 от 25 мая 2017 г.; - Устава ГАПОУ СО «БПТТ им. Н.В. Грибанова»; - Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. № 291; - Положение об организации выполнения обучающимися индивидуального проекта по дисциплинам общеобразовательного цикла ППССЗ СПО в ГАПОУ СО «БПТТ им. Н.В. Грибанова»; - Профессиональные стандарты «Специалист по организации и предоставлению туристских услуг», стандарт WorldSkills по компетенции R9 «Туризм». 1.2. Нормативный срок освоения программы Сроки получения СПО по специальности 43.02.10 Туризм (базовой подготовки) в очной форме обучения и присваиваемая квалификация: на базе среднего общего образования: на базе основного общего образования 2года 10месяцев – специалист по туризму. 1.3. Распределение бюджета времени на освоение основной профессиональной образовательной программы (см. Пояснительная записка к учебному плану) 1.4. Распределение бюджета времени, отведенного на теоретическое и практическое обучение Организация образовательного процесса в техникуме регламентируется учебным планом и расписанием учебных занятий. Срок начала занятий 1 сентября. Учебный год заканчивается в соответствии с календарным учебным графиком. Продолжительность учебной недели 5 дней. Учебные занятия сгруппированы парами, продолжительность учебного часа 45 минут. Установлены следующие виды учебных занятий во взаимодействии с преподавателем: практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар, практики (в профессиональном цикле) и самостоятельная работа студентов. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся составляет 54 академических часов в неделю, включая все виды работы во взаимодействии с преподавателем, а также самостоятельную учебную работу обучающихся. Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся составляет 36 академических часов в неделю. Общеобразовательный цикл учебного плана не предусматривает наличие самостоятельной работы в структуре учебной нагрузки, в рамках общеобразовательного цикла 5 по дисциплинам математика, информатика, история, химия, русский язык и литература, предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального проекта самостоятельно. Экзамены по дисциплинам в общеобразовательном цикле проводятся за счет часов на дисциплину и проводятся сразу после окончания дисциплины. В общеобразовательный цикл введены дополнительно дисциплины Астрономия, Родная литература, Родной язык Дисциплина Физическая культура предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 1 час самостоятельной нагрузки. Общая продолжительность каникул при освоении ППСЗ составляет 24 недели (11 недель в учебном году, в том числе 2 недели в зимний период). Оценка качества освоения программы подготовки специалистов среднего звена включает текущий контроль знаний, промежуточную и государственную итоговую аттестацию обучающихся. Текущий контроль является инструментом мониторинга успешности освоения программы, для её корректировки её содержания в ходе реализации. Задания разрабатываются преподавателями, реализующими программы учебных дисциплин и профессиональных модулей. Текущий контроль проводится в пределах учебного времени, отведенного на соответствующую учебную дисциплину традиционными и инновационными методами, включая компьютерные технологии. Формами текущего контроля знаний обучающихся являются: устный опрос, фронтальный опрос, письменныйопрос, контрольная работа, практическая работа, проверочная работа, лабораторная работа, зачет по теме, защита творческой работы. Текущий контроль знаний осуществляется на каждом учебном занятии. Для всех учебных дисциплин и профессиональных модулей предусмотрена промежуточная аттестация. Промежуточная аттестация осуществляется в соответствии с фондами оценочных средств. Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности студента за семестр. Общий объем времени на все экзамены в каждом учебном году составляет 3 недели. Количество экзаменов в каждом учебном году в процессе промежуточной аттестации студентов не превышает 8, а количество зачетов и дифференцированных зачетов - 10 (без учета зачетов по физической культуре). Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета проводится за счет часов, отведенных на освоение соответствующего междисциплинарного курса модуля или дисциплины. Экзамены планируются, в соответствии с графиком промежуточной аттестации. Продолжительность 1 экзамена - 6 часов. Знания, умения и навыки студентов определяются оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Практика представляет собой вид учебных занятий обеспечивающих практикоориентированную подготовку обучающихся. Предусматривается проведение следующих видов практики: учебная и производственная. На учебную и производственную практики учебным планом предусмотрено 16 недель 576 часов. Учебная и производственная практика проводятся в учебных лабораториях техникума, предприятиях города, направление деятельности которых соответствуют профилю подготовки обучающихся. Аттестация по итогам производственной практики проводится на основании результатов, подтвержденных документами соответствующей организации. В состав экзаменационной комиссии входят представители от работодателя и образовательного учреждения. Результаты аттестации фиксируются в протоколе, где отмечаются профессиональные компетенции и умения практиканта, присуждение квалификации по рабочей профессии 2. Характеристика профессиональной деятельности выпускников и требования результатам освоения основной профессиональной образовательной программы к 2.1. Область и объекты профессиональной деятельности Область профессиональной деятельности выпускников: формирование, продвижение и реализация туристского продукта, организация комплексного туристского обслуживания. Объекты профессиональной деятельности выпускника: 6 - запросы потребителей туристских услуг; - туристские продукты; - туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные и другие объекты туристского показа, познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного назначения; - услуги: гостиниц и иных средств размещения; - общественного питания; средств развлечения; - экскурсионные, транспортные; туроператорские; - технологии формирования, продвижения и реализации туристского продукта; - справочные материалы по туризму, географии, истории, архитектуре, религии, достопримечательностям, социально-экономическому устройству стран, туристские каталоги; - первичные трудовые коллективы. 2.2. Виды профессиональной деятельности и компетенции Соответствие профессиональных модулей присваиваемым квалификациям (сочетаниям квалификаций п.1.11/1.12 ФГОС) Наименование основных видов деятельности Наименование профессиональных модулей Квалификации предоставление турагентских услуг предоставление услуг по сопровождению туристов предоставление туроператорских услуг управление функциональным подразделением организации ПМ. 01 Предоставление турагентских услуг ПМ. 02 Предоставление услуг по сопровождению туристов ПМ. 03 Предоставление туроператорских услуг ПМ. 04 Управление функциональным подразделением организации Специалист по туризму Специалист по туризму Специалист по туризму Специалист по туризму 3. Документы, определяющие содержание и организацию образовательного процесса 3.1. Учебный план. 3.2. Календарный учебный график 7 Оценка результатов освоения основной профессиональной образовательной программы 4.1. Планируемые результаты освоения образовательной программы 4.1.1. Общие компетенции Кодкомпетен ции 4. Формулировка компетенции Знания, умения ОК 01 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК 02 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте. алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности. Умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составить план действия; определить необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) Знания номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации Умения: определять задачи поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска ОК 03 Знания:содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования 8 нести за них ответственность ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 07 ОК 08 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития Использовать информационнокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий Умения:определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; выстраивать траектории профессионального и личностного развития Знания:психология коллектива;психология личности; основы проектной деятельности Умения:организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами Знания: особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов. Умения: излагать свои мысли на государственном языке; оформлять документы Знания: сущность гражданско-патриотической позиции Общечеловеческие ценности Правила поведения в ходе выполнения профессиональной деятельности Умения: описывать значимость своей профессии Презентовать структуру профессиональной деятельности по профессии (специальности) Знания: правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения. Умения: соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по профессии (специальности) Самостоятельно Знания: роль физической культуры в общекультурном, определять задачи профессиональном и социальном развитии человека; профессионального основы здорового образа жизни; условия и личностного профессиональной деятельности и зоны риска физического развития, заниматься здоровья для профессии (специальности); средства самообразованием, профилактики перенапряжения 9 ОК 09 осознанно планировать повышение квалификации Умения: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; применять рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности; пользоваться средствами профилактики перенапряжения характерными для данной профессии (специальности) Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности Знания: современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности. Умения: применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение 4.1.2. Профессиональные компетенции ВД 1 Предоставление турагентских услуг ПК 1.1 Выявлять и анализировать запросы потребителя и возможности их реализации. ПК 1.2 Информировать потребителя о туристских продуктах. ПК 1.3 Взаимодействовать с туроператором по реализации и продвижению туристского продукта. ПК 1.4 Рассчитывать стоимость турпакета в соответствии с заявкой потребителя. ПК 1.5 Оформлять турпакет (турпутевки, ваучеры, страховые полисы). ПК 1.6 Выполнять работу по оказанию визовой поддержки потребителю. ПК 1.7 Оформлять документы строгой отчетности ВД 2 Предоставление услуг по сопровождению туристов ПК 2.1 Контролировать готовность группы, оборудования и транспортных средств к выходу на маршрут. ПК 2.2 Инструктировать туристов о правилах поведения на маршруте. ПК 2.3 Координировать и контролировать действия туристов на маршруте. ПК 2.4 Обеспечивать безопасность туристов на маршруте. ПК 2.5 Контролировать качество обслуживания туристов принимающей стороной. ПК 2.6 Оформлять отчетную документацию о туристской поездке ВД 3 Предоставление туроператорских услуг. ПК 3.1 Проводить маркетинговые исследования рынка туристских услуг с целью формирования востребованного туристского продукта. ПК 3.2 Формировать туристский продукт. ПК 3.3 Рассчитывать стоимость туристского продукта. ПК 3.4 Взаимодействовать с турагентами по реализации и продвижению туристского продукта. ПК 3.5 Организовывать продвижение туристского продукта на рынке туристских услуг. ВД 4 Управление функциональным подразделением организации ПК 4.1 Планировать деятельность подразделения. ПК 4.2 Организовывать и контролировать деятельность подчиненных. ПК 4.3 Оформлять отчетно-планирующую документацию. ПК 4.4 Анализировать эффективность работы подразделения и предлагать мероприятия 10 14 11 по совершенствованию работы 4.2. Контроль и оценка достижений обучающихся Основными формами промежуточной аттестации являются: дифференцированный зачет и экзамен. При освоении программ профессиональных модулей в последнем семестре изучения формой промежуточной аттестации является квалификационный экзамен по модулю, который учитывается при подсчете общего количества экзаменов в профессиональном модуле и включается в общий объем образовательной нагрузки. Выбор формы контроля по учебной дисциплине, профессиональному модулю, практикам определяется в соответствии с их значимостью, завершенностью изучения. Экзамен, дифференцированный зачет, зачет могут проводиться в устной форме, в форме выполнения практического задания, деловой игры, защиты портфолио, защиты индивидуального учебного проекта и т. д. Количество учебных дисциплин, МДК (в том числе за счет вариативной части), учебных и производственных практик, профессиональных модулей, выносимых на промежуточную аттестацию, по окончании их изучения, в каждом учебном году, не превышает восемнадцати. Экзамен по профессиональному модулю позволяет оценить сформированность компетенций, может проводиться при сочетании следующих форм: демонстрации практических умений, опыта при выполнении практико-ориентированных заданий на рабочем месте квалифицированного рабочего, служащего. Экзамен по профессиональному модулю может проводиться с применением (частичным применением) методик проведения Чемпионатов международного движения WorldSkills Russia по компетенции «Туризм», например, в части разработки критериев оценки, составления практических заданий, организации условий проведения. Практическая часть экзамена по модулю может проводиться: - на рабочем месте в разных службах организаций; - баз практики соответствующего вида профильной направленности; - в учебных аудиториях, тренинговых кабинетах и лабораториях, оснащенных в соответствии с международными требованиями стандартов (в том числе WSR - в части инфраструктурных листов). Для проведения экзамена по профессиональному модулю готовится пакет контрольноизмерительных материалов (далее - КИМ). 4.3. Порядок выполнения и защиты выпускной квалификационной работы Государственная итоговая аттестация проводится как защита выпускной квалификационной работы (ВКР) в форме дипломной работы. Обязательным требованием является соответствие тематики выпускной квалификационной работы (ВКР) содержанию одного или нескольких профессиональных модулей по специальности 43.02.10 Туризм. Требования к содержанию, объёму и структуре ВКР определяются на основании «Порядка проведения государственной итоговой аттестации выпускников по образовательным программам СПО», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N 968 в соответствии с частью 5 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, N 2326) а именно: - тематика ВКР должна соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей, входящих в образовательную программу среднего профессионального образования и отвечать современным требованиям развития науки, техники, производства, экономики, культуры и образования; - темы ВКР рассматриваются на заседании предметной цикловой профессионального цикла специальности 43.02.10 Туризм, а затем согласовываются с комиссии 12 предприятиями (базами преддипломной практики), если ВКР выполняется по заказу предприятия (организации), то тема дипломной работы разрабатывается на основании технического задания заказчика; студенту предоставляется право выбора темы ВКР, в том числе предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности её разработки для практического применения; - после согласования тематики ВКР приказом директора проходит утверждение и закрепление за студентами темы выпускной квалификационной работы (с указанием сроков исполнения) и назначении руководителей ВКР из числа работников отраслевых предприятий и организаций, ведущих преподавателей предметной цикловой комиссии профессионального цикла специальности 43.02.10 Туризм, а также консультантов по разделам ВКР и проведения нормоконтроля не позднее 01 марта. Обязательные документы и материалы, необходимые для выполнения ВКР Индивидуальное задание по теме ВКР, где в соответствующих разделах формулируются конкретные требования к каждой части, рассматривается на заседании ПЦК, подписывается руководителем ВКР и утверждается заместителем директора по учебно-производственной работе. Выдача задания на ВКР студенту должна состояться не позднее, чем за две недели до начала преддипломной практики и должна сопровождаться консультацией со стороны руководителя, в ходе которой разъясняются задачи, структура, объём работы, принцип разработки и оформления. До выхода на преддипломную практику студентом составляется календарный план работы над ВКР, где предусмотрены сроки выполнения всех отдельных частей ВКР, консультирования по разделам ВКР и предварительной защиты. Календарный план утверждается руководителем ВКР. Информация о выполнении календарного графика отражается в отзыве руководителя ВКР. Требования к выполнению выпускной квалификационной работы ВКР (дипломная работа) по структуре состоит из введения, двух разделов и заключения. Материалы дипломной работы располагаются в следующей последовательности: - титульный лист; оглавление с указанием разделов, подразделов и страниц; введение; теоретическая часть ВКР; практическая часть ВКР; заключение; список использованных источников; приложения. Краткая характеристика разделов: Содержание ВКР. Основную часть ВКР составляют теоретические и практические разделы, разделённые на пункты. Общее количество пунктов, как в теоретической, так и в практической части должно быть не менее трех и не более пяти. Разделы и тема выпускной квалификационной работы не могут называться одинаково. Раздел или пункт не могут иметь название, состоящее из одного слова. Введение -вступительная часть ВКР. Объем введения должен быть небольшим - 1,5-2 страницы. Введение к выпускной квалификационной работе в обязательном порядке содержит следующие элементы: актуальность, цель, задачи, объект и предмет ВКР. Основная часть ВКР должна состоять из практической и теоретической. В теоретической части дается теоретическое освещение темы на основе полученнойинформации, аспектов изучаемого объекта и предмета ВКР. В ней содержится обзор используемых источников информации, нормативной базы по теме ВКР. 13 В практической части проводится анализ практического материала,полученного во времяпреддипломной практики, а так же разрабатываются практические предложения и мероприятия по улучшению организации и контроля текущей деятельности работников различных служб (структурных подразделений) гостиничных и туристических комплексов (предприятий) с учётом инновационных изменений. Изложение содержания работы должно быть строго логичным. Особое внимание следует обратить на переход от одного раздела к другому. Содержание основной части должно соответствовать тематике дипломной работы. Заключение подводит итог решения тех задач,которые были поставлены в выпускнойквалификационной работе (1 - 2 страницы). Заключение - последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами. Заключение должно содержать краткие выводы по результатам работы, отражающим новизну и практическую значимость, предложения по использованию ее результатов. После заключения размещается список использованных источников и приложения, являющийся важной частью выпускной квалификационной работы и отражающий самостоятельность и творческий подход студента. При составлении списка источников и литературы необходимо соблюдать определенную последовательность в перечислении библиографических записей. Список использованных источников отражает перечень источников, которые использовались при написании ВКР (не менее 20). ВКР должна быть выполнена на стандартных листах белой бумаги формата А4 и оформлена в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32-2001 «Отчёт о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления»; ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления»; ГОСТ 7. 1 -2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». На титульном листе дипломной работы ставится подпись руководителя структурного подразделения по направлению подготовки о допуске работы к защите и подписи руководителя и консультанта дипломной работы. Дипломная работа должна быть выполнена в соответствии с методическими рекомендациями к ВКР Защита ВКР проводится в аудитории образовательного комплекса, оснащенной мультимедийным оборудованием, и включает в себя доклад студента, мультимедийную презентацию и экономическое обоснование, чтение рецензии, вопросы членов комиссии, ответы студента, выступление руководителя ВКР. Электронная презентация должна помогать обучающемуся представить достоинства выполненной работы, подтвердить освоение общих и профессиональных компетенций. На слайдах должны быть отражены: цели и задачи ВКР, характеристика предмета и объекта исследования, основные этапы исследования, выводы о целесообразности и перспективах практического применения результатов ВКР. Презентация создается в программе PowerPoint, выполняется в едином стиле. Цветовая гамма и использование анимации не должны препятствовать адекватному восприятию информации. Количество слайдов в презентации не более 25. Выпускник предоставляет в государственную экзаменационную комиссию (ГЭК) дипломную работу на бумажном носителе в жёстком переплете, оформленную в соответствии с ГОСТом. Общее руководство и контроль за ходом выполнения выпускной квалификационной работы осуществляет руководитель ППССЗ специальности 43.02.14 Гостиничное дело, непосредственное руководство осуществляет руководитель ВКР. 14 Выполнение ВКР осуществляется студентом с соблюдением сроков, установленных в календарном плане. В случае нарушения сроков выполнения одного из этапов выполнения ВКР руководитель ВКР ставит в известность руководителя ППССЗ специальности. 15 ВКР выполненная в полном объёме в соответствии с заданием, подписанная выпускником, передается руководителю ВКР для заключительного контроля. Руководитель пишет отзыв, где отражает качество содержания выполненной ВКР, проводит анализ хода её выполнения, даёт характеристику работы выпускника и выставляет оценку. Отзыв руководителя ВКР о работе выпускника над дипломной работой является основанием для допуска студента к рецензированию ВКР. Рецензирование выполненных ВКР осуществляется специалистами из числа работников отраслевых предприятий и организаций, которые определяли тематику ВКР, или преподавателями вузов. Рецензия должна включать: - заключение о соответствии ВКР заданию на неё; - оценку качества выполнения каждого раздела ВКР; - оценку степени разработки перспективных вопросов, оригинальности и практической значимости ВКР; - оценку практической значимости и возможности внедрения (апробации) на предприятии, в организации; - оценку ВКР. Внесение изменений в ВКР после получения рецензии не допускается. Во время защиты студент вправе согласиться или не согласиться с рецензией, обосновав свой выбор. Отзыв руководителя ВКР, рецензию на ВКР и саму дипломную работу студент сдает руководителю ППССЗ специальности для предоставления их в ГЭК до начала её работы. Условия допуска обучающихся к государственной итоговой аттестации (ГИА) Необходимым условием допуска к ГИА является: - представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов деятельности; - наличие зачётной книжки (подтверждает отсутствие у обучающегося академических задолженностей и выполнение учебного плана или индивидуального учебного плана); - наличие оценочных листов экзаменов (квалификационных) по видам деятельности; - наличие документов, подтверждающих результаты завершения этапов учебной и производственной (по профилю специальности) и преддипломной практики (дневники, аттестационные листы, протоколы аттестации учебной практики, протоколы аттестации производственной и преддипломной практики, отчёт, ведомости, характеристики); - наличие портфолио (презентация результатов освоения образовательной программы, сертификаты, удостоверения, свидетельства, дипломы, грамоты, фотосвидетельства участия в мероприятиях). Необходимым условием допуска к защите ВКР является: - наличие ВКР, выполненной в соответствии с индивидуальном заданием, в сроки, установленные графиком; - наличие отзыва руководителя ВКР; - наличие рецензии специалиста отраслевой организации (предприятия) или другой образовательной организации; - наличие производственной характеристики с места прохождения преддипломной практики. Решение о допуске студентов к ГИА принимается педагогическим советом техникума и утверждается приказом директора ГАПОУ СО «БПТТ им. Н.В. Грибанова». Процедура проведения ГИА 16 Защита ВКР проводятся на открытых заседаниях ГЭК с участием не менее двух третей ее состава. 18 17 Защита ВКР проводится в специально подготовленном помещении. Результаты ГИА определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» в соответствии с установленными критериями; объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протокола заседания ГЭК. Заседания ГЭК протоколируются. В протоколе записываются: итоговая оценка ВКР, присуждение квалификации и особые мнения членов комиссии. Протоколы подписываются председателем, заместителем председателя, членами ГЭК, ответственным секретарем. Лицам, не проходившим ГИА по уважительной причине, предоставляется возможность пройти ГЭК без отчисления из образовательной организации. Дополнительные заседания ГЭК для лиц, не проходивших ГИА по уважительной причине, организуются в установленные образовательной организацией сроки, но не позднее 4 месяцев после подачи заявления. Лицам, не прошедшим ГИА или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы среднего профессионального образования и (или) отчисленным из образовательной организации, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому образовательной организацией. Обучающиеся, не прошедшие ГИА или получившие на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, проходят ГИА не ранее чем через 6 месяцев после прохождения ГИА впервые. Повторное прохождение ГИА не может быть назначено образовательной организацией для одного лица более двух раз. 4.4. Организация государственной итоговой аттестации выпускников ГИА проводится в форме защиты ВКР в виде дипломной работы. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы ГАПОУ СО «БПТТ им. Н.В. Грибанова» определяет самостоятельно с учетом ООП. Необходимым условием допуска к ГИА является представление документов, подтверждающих освоение студентом компетенций при изучении теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть представлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по специальности, характеристики с мест прохождения практик. Результаты освоения видов деятельности и квалификацию обучающиеся подтверждают на ГИА. Необходимым условием допуска к ГИА является представление документов, подтверждающих освоение обучающимися компетенций при изучении теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. Система оценок и процедура государственной итоговой аттестации прописывается в Программе ГИА. 18 5. Материально-техническое обеспечение реализации основной профессиональной образовательной программы 5.1. Материально-техническое оснащение учебных кабинетов,лабораториймастерских, тренажеров, тренажерных комплексов и другого оборудования Ресурсное обеспечение ППССЗ по специальности 43.02.10 Туризм формируется на основе требований к условиям реализации основных образовательных программ, определяемых ГАПОУ СО «БПТТ им. Н.В. Грибанова» по данному направлению подготовки. Реализация программ дисциплин и профессиональных модулей ведется в учебных кабинетах: - гуманитарных и социальных дисциплин; - иностранного языка; - безопасности жизнедеятельности; - географии туризма; - турагентской и туроператорской деятельности; - информационно-экскурсионной деятельности. Лаборатории и тренинговые кабинеты: - информационно-коммуникационных технологий; - делопроизводства и оргтехники; - учебный (тренинговый) офис; - библиотека, - читальный зал с выходом в сеть Интернет; - актовый зал. Основная профессиональная образовательная программа обеспечивается учебнометодической документацией и материалами по всем дисциплинам (модулям) учебного плана. Основная учебно-методическая литература ППССЗ по специальности 43.02.10 Туризм имеется в виде: - учебников, учебных и учебно-методических пособий по практическим занятиям, самостоятельной работе, курсовому и дипломному проектированию, учебно-методических комплексов; - библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 5 лет; - при использовании электронных изданий каждый обучающийся обеспечивается во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. Реализуемая ППССЗ по специальности 43.02.10 Туризм обеспечена необходимым комплектом программного обеспечения. В процессе обучения используются следующее ПО: - программное обеспечение Windows 7 Professional; - программное обеспечение Microsoft Office стандартный 2013; - При проведении лекционных, практических и семинарских занятий используется мультимедийное оборудование. 5.2. Требования к оснащению баз практик Оборудование предприятий и технологическое оснащение рабочих мест производственной практики должно соответствовать содержанию деятельности и давать возможность обучающемуся овладеть профессиональными компетенциями по всем осваиваемым видам деятельности, предусмотренным программой с использованием современных технологий, материалов и оборудования. 19 5.3. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности 33Сервис,оказание услуг населению(торговля,техническоеобслуживание, ремонт, предоставление персональных услуг, услуги гостеприимства,общественное питание и пр.) и имеющих стаж работы в данной профессиональной области неменее 3 лет. Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в профессиональном стандарте «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 608н. Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности 33Сервис,оказание услугнаселению (торговля, техническое обслуживание, ремонт, предоставление персональных услуг, услуги гостеприимства, общественное питание и пр.),не реже1раза в3года с учетомрасширения спектра профессиональных компетенций. Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей, имеющих опыт деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности 33Сервис,оказание услуг населению(торговля,техническое обслуживание, ремонт, предоставление персональных услуг, услуги гостеприимства, общественное питание и пр.),в общем числе педагогических работников,реализующихобразовательную программу, должна быть не менее 25 процентов. 6. Характеристика социокультурной среды образовательной организации Воспитательная деятельность педагогического коллектива по специальности 43.02.10 Туризм ГАПОУ СО «БПТТ им. Н.В. Грибанова» направлена на формирование социокультурной среды, создание условий, необходимых для всестороннего развития и социализации личности, сохранение здоровья обучающихся. Воспитательная деятельность способствует развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участия обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих мероприятиях различного уровня, способствует формированию общих компетенций ФГОС СПО по специальности 43.02.10 Туризм (очная форма обучения). Воспитание общих компетенций у обучающихся реализуется на основании программ воспитательной работы, методических материалов, разработанных в ГАПОУ СО «БПТТ им. Н.В. Грибанова». Внеучебная деятельность студентов направлена на самореализацию студентов в различных сферах общественной и профессиональной жизни, в творчестве, спорте, науке и т.д. У студентов формируются профессионально значимые личностные качества, такие как толерантность, ответственность, жизненная активность, профессиональный оптимизм и др. Решению этих задач способствуют благотворительные акции, научно-практические конференции, педагогические чтения, Дни здоровья, конкурсы студенческого творчества и др. 20 21