2. Программы дисциплин ЕН цикла

Министерство образования Саратовской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области
«Балаковский промышленно-транспортный техникум им. Н.В. Грибанова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.01. Информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности

Специальность 43.02.10 Туризм

2020г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по
специальности 43.02.10 Туризм, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от
07.05.2014г. №474 (зарегистрирован в Минюсте РФ 19.06.2014, регистрационный № 32806)

ОДОБРЕНА на заседании предметно-цикловой
комиссии «Сервиса, туризма, информационных и
химических технологий»

УТВЕРЖДАЮ
зам. директора по учебной работе
ГАПОУ СО «БПТТТ им.Н.В.Грибанова»

Протокол № ___ от « __» ___________ 2020 г.

____________________/Золотухо Ю.А../

Руководитель ПЦК /_______/Класс Ю.Н./

«___ » __________ 2020 г.

Составитель:

©
Класс Юлия Николаевна, преподаватель высшей квалификационной
категории

2

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

11

1.
ПАСПОРТ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
«ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
В
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
1.1.

Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 43.02.10 «Туризм»
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном
профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплина относится к математическому и общему
естественно-научному циклу
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения
учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
Код
Наименование результата обучения
У 1 Работать в операционной системе
У 2 Работать с текстовым редактором
УЗ Работать с электронными таблицами
У 4 Использовать сетевые программные и технические средства в профессиональной
деятельности
У 5 Выполнять работу с программными средствами повышения информационной
безопасности
У6 Работать с профессионально ориентированным программным обеспечением
У 7 Пользоваться средствами связи и техническими средствами, применяемыми для
создания, обработки и хранения документов
У 8 Осуществлять документационное обеспечение профессиональной деятельности с
использованием информационно-коммуникационных технологий
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
Код
Зн 1
Зн 2
Зн 3
Зн 4
Зн 5
Зн 6
Зн 7
Зн 8

Наименование результата обучения
Общие принципы работы с оболочками разных операционных систем
Правила и методы подготовки, сохранения и редактирования текстовых документов в
разных текстовых редакторах
Общие принципы использования стандартных функций при вычислениях, способы
представления результатов в обычном и графическом виде
Методы поиска необходимой информации, правила пользования основными
службами глобальных сетей
Общий подход к организации размещения, обработки, поиска, хранения и передачи
информации, защиты информации от несанкционированного доступа
Общие принципы работы с различными системами бронирования и резервирования
Правила использования оргтехники и основных средств связи
Стандартное программное обеспечение делопроизводства

Содержание дисциплины должно быть ориентировано на подготовку студентов к
освоению профессиональных модулей ППCC3 по специальности 42.02.10 Туризм и
подготовке к формированию профессиональных компетенций (ПК):
4

Код
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ПК 1.5
ПК 1.6
ПК 2.1
ПК3.1
ПК 3.2
ПК 3.3
ПК 3.4
ПК 4.1
ПК 4.2
ПК 4.3

Наименование результата обучения
Выявлять и анализировать запросы потребителя и возможности их реализации
Информировать потребителя о туристских продуктах
Взаимодействовать с туроператором по реализации и продвижению туристского
продукта
Рассчитывать стоимость турпакета в соответствии с заявкой потребителя
Оформлять турпакет (турпутевки, ваучеры, страховые полисы)
Выполнять работу по оказанию визовой поддержки потребителю
Контролировать готовность группы, оборудования и транспортных, средств к
выходу на маршрут
Проводить маркетинговые исследования рынка туристских услуг' с целью
формирования востребованного туристского продукта
Формировать туристский продукт
Рассчитывать стоимость туристского продукта
Взаимодействовать с турагентами по реализации и продвижению туристского
продукта
Планировать деятельность подразделения
Организовывать и контролировать деятельность подчиненных
Оформлять отчетно-планирующую документацию

В процессе освоения дисциплины у студентов должны быть сформированы
элементы общих компетенций (ОК), включающими в себя способность:
Код
Наименование результата обучения
ОК 1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес
ОК 2
Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОКЗ
Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях
ОК 4
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и
решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК6
Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с
коллегами, руководством, потребителями
ОК 7
Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат
выполнения заданий.
ОК 8
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9
Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 87 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 58 часа;
самостоятельной работы обучающегося 29 часов.

5

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

Объем
часов
87
58

в том числе:
практические занятия

40

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

29

в том числе:
внеаудиторная самостоятельная работа

29

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

6

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности»
Наименование разделов и
тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся

1
Введение

2
Содержание учебного материала:
Правила техники безопасности. Значение и содержание дисциплины «Информационнокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности» и связь ее с другими
дисциплинами общепрофессионального и специального цикла дисциплин.
Раздел 1 Информационно-коммуникационные технологии(ИКТ)
Тема 1.1.
Содержание учебного материала:
Основные компоненты
Определение ИКТ. Инструментарий и составные части. Методология. Выбор вариантов внедрения.
информационноВиды информационных технологий. Методы работы с ними. Основные компоненты различных видов
коммуникационных
информационных технологий.
технологий.
Раздел 2 Назначение и принципы использования прикладного программного обеспечения общего назначения
Тема 2.1.
Содержание учебного материала:
Создание и
Создание презентации. Использование возможностей MS Power Point для создания презентаций.
использование
Требования и рекомендации по созданию презентации
презентаций
Практические занятия:
Создание презентации «Новый туристический маршрут».
Создать презентацию по теме «Пешая прогулка по Москве».
Самостоятельная работа:
Создать презентацию: «Создание презентации Новый туристический маршрут»
Создать презентацию «Моя профессия на рынке труда»
Тема 2.2.
Содержание учебного материала:
Применение текстового
Возможности текстового редактора MS Word для выполнения профессиональных задач
редактора в проф.
Практические занятия:
деятельности
Создание и оформление текстового документа
Создание и работа с таблицами
Создание и оформление текстового документа с колонками и сносками
Создание текстового документа с многоуровневым списком
Создание и использование форм
Самостоятельная работа
Отформатировать абзацы, создать различные списки
7

Объем
часов

Код
образовате
льного
результата

3
2
2

4
Зн 1, У1,
ОК1-ОК6

2
2

Зн 2, Зн 3,
Зн 6, У 2,
У 3, У 6,
У7, ОК 1ОК 6

12
2

Зн 2, Зн 3,
Зн 6, У 2,
У 3, У 6,
У7, ОК 1ОК 6

4
6
20
2
10

8

Зн 2, Зн 3,
Зн 6, У 2,
У 3, У 6,
У7, ОК 1ОК

Создать текстовый документ с таблицами
Вставить в текстовый документ рисунки, объекты
Создать и отформатировать текстовый документ шаблонов и их использование
Тема 2.3.
Содержание учебного материала:
Решение
Возможности текстового редактора MS Excel для выполнения профессиональных задач
профессиональных задач
Практические занятия:
с помощью электронных Решение задач с использованием логической функции ЕСЛИ
таблиц
Работа с текстовыми функциями
Учет рабочего времени. Создание табеля и расчет заработной платы
Работа со встроенными функциями
Самостоятельная работа
Провести работу с данными в Excel
Построить диаграммы и графики
Отсортировать и обработать списки
Тема 2.4.
Содержание учебного материала:
Решение
Возможности СУБД MS Access для выполнения профессиональных задач
профессиональных задач Практические занятия:
с помощью баз данных
Работа с базой данных Туризм. Создание и заполнение таблиц
Работа с базой данных Туризм. Создание запросов на выборку
Работа с базой данных Туризм. Создание запросов с вычисляемыми полями
Работа с базой данных Туризм. Создание и работа с формами
Работа с базой данных Туризм. Создание различных отчетов
Самостоятельная работа
Создать кнопочную форму
Создать отчет и отправить его в MS WORD»
Раздел 3 Профессионально ориентированные пакеты прикладных программ в Туризме
Тема 3.1.
Содержание учебного материала:
Системы бронирования и Системы глобального бронирования
резервирования
Изучение интерфейса программы «Мастер – Тур».
Практические занятия:
Практическая работа «Формирование нового тура»
Практическая работа «Подготовка тура к продаже. Расчет прайс-листа»
Самостоятельная работа
Подготовить информацию для создания нового тура в программе «Мастер-тур»

8

16
2
8

Зн 2, Зн 3,
Зн 6, У 2,
У 3, У 6,
У7, ОК 1ОК

6

19
2
10

Зн 2, Зн 3,
Зн 6, У 2,
У 3, У 6,
У7, ОК 1ОК

5

10
2
4

4

Зн 4, Зн 5,
Зн 7, Зн 8,
У 4. У 5,
У 8, ОК1ОК6

Раздел 4 Информационные ресурсы глобальных сетей
Тема 3.
Содержание учебного материала:
«Информационные
Процесс передачи информации. Локальные и глобальные компьютерные сети. Информационные
ресурсы Интернета и
ресурсы и сервисы информационных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы. Облачные
других сетей»
технологии.
Практические занятия:
1. Поиск информации в сети Интернет. Поисковые системы. Правила составления запросов.
2. Работа с облачными технологиями.
Дифференцированный зачёт

9

10
2
4
2

Зн 2, Зн 3,
Зн 6, У 2,
У 3, У 6,
У7, ОК 1ОК 6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Информатики и
информационных технологий».
3.1.1.Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- наглядные пособия (учебники, карточки, раздаточный материал, комплекты
практических работ)
3.1.2. Технические
средства обучения:
- компьютерная техника для обучающихся с наличием лицензионного программного
обеспечения;
- сервер;
- блок питания;
- мультимедийный проектор;
- проекционный экран;
- принтер;
- источник бесперебойного питания;
- наушники с микрофоном;
- колонки;
- сканер.
Данная программа для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ реализуется с соблюдением
следующих условий:
для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (свободное передвижение
по аудитории во время занятия, меньший объём практических работ и их количество,
увеличение сроков подготовки к зачетным работам); - для лиц с нарушениями слуха
(посадка на первой - второй парте; обеспечение дидактическими материалами в печатном
и в электронном виде);
- для лиц с нарушениями зрения (посадка на первой - второй парте; обеспечение
дидактическими материалами в печатном и в электронном виде)
3.2. Действующая нормативно-техническая и технологическая документация:
- правила техники безопасности и производственной санитарии;
- инструкции по эксплуатации компьютерной техники.
3.3. Программное обеспечение
- интегрированное приложение для работы в сети Интернет
Microsoft Internet Explorer;
- текстовый редактор Microsoft Word;
- электронные таблицы Microsoft Excel;
- мультимедийные презентации Microsoft PowerPoint;
- мультимедиа-проигрыватели Windows Mover Maker;
- система управления базами данных Open Office.org Base;
- растровый графический редактор Adobe Photoshop;
- векторный графический редактор CorelDRAW.
3.4. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. Фиошин М.Е., Рессин А.А., Юнусов С.М. Информатика и ИКТ. Часть 1, 2. Учебник
– М.: ДРОФА, 2019, - 335 с.

2. Филимонова Е.В. Информационное технологии в профессиональной деятельности.
Учебник – Москва, КноРус, 2017, - 483 с.
3. Родигин Л.А., Родигин Е.Л. Интернет – технологии в туризме и гостеприимстве.
Учебник – М.: Советский спорт, 2014, - 208 с.
4. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. –
М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 384 с.
5. Л.В. Рудикова. Microsoft Excel для студента. – СПб.: БХВ-Петербург, 2011. – 368 с.
6. Ветитнев А.М., Коваленко В.В., Коваленко В.В. Информационные технологии в
туристской индустрии. – М.: Издательство «ЮрайТ», 2016. – 402 с.
7. МЕГАТЕК. Руководство пользователя Мастер-Тур 2. – М.: 2017 248 с.
Нормативно-правовые документы:
 Уголовный кодекс РФ. Статья 272. Неправомерный доступ к компьютерной
информации;
 Закон РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин
и баз данных» от 23.09.92. № 3523-1;
 Закон РФ «О правовой охране топологии интегральных микросхем» от 23.09.92 №
3532-1;
 Федеральный закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации»
от 20.02.95 № 24-ФЗ;
 Закон РФ «об авторском и смежных правах» от 09.07.93 № 5351-1.
 МЕГАТЕК. Информационные технологии. Руководство пользователя Мастер-Тур –
М., 2010. http://www.megatec.ru., 23.04.19
 Информационно-поисковые системы в туризме
 http://www.broni.ru; http://www.tury.ru.,23.04.19
Дополнительные источники:
Учебники и учебные пособия:
 Гущина И.А., Зайцева Н.А. Документационное обеспечение управления в
социально-культурном сервисе и туризме. Учебное пособие – М.: Инфра-М, 2015.
 Морозов М.А., Морозова Н.С. Информационные технологии в социальнокультурном сервисе и туризме. Оргтехника. Учебник – М.: Академия, 2010.
 Грачева О.Ю., Маркова Ю.А. Организация туристического бизнеса: технология
создания турпродукта. Учебно-практическое пособие – М.: Дашков и К, 2016
 Егоренков Л.И. Введение в технологию туризма. Учебно-методическое пособие –
М.: Финансы и статистка, Инфра-М, 2015
 Исмаев Д.К. Основная деятельность туристской фирмы. Учебно-практическое
пособие – М.: Книгодел, МАТГР, 2010
 Лукьянова Н.С. География туризма: Туристские регионы мира и России.
Практикум. Учебное пособие - М.: КноРус, 2010
 Сборник нормативных документов Волков Ю.Ф. Гостиничное и ресторанное дело,
туризм. – РнД: Феникс, 2011
 Путеводители и справочники по странам
 Атлас мира и географические карты

11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а
также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные
умения, усвоенные знания)

Коды
Формы и методы контроля
формируемых
и оценки результатов
общих
обучения
компетенций

знать
общие принципы работы с оболочками
разных операционных систем
правила и методы подготовки, сохранения и
редактирования текстовых документов в
разных текстовых редакторах
общие принципы использования
стандартных функций при вычислениях,
способы представления результатов в
обычном и графическом видах
методы поиска необходимой информации,
правила пользования основными службами
глобальных сетей
общий подход к организации размещения,
обработки, поиска, хранения и передачи
информации, защиты информации от
несанкционированного доступа
- общие принципы работы с различными
системами бронирования и резервирования
- правила использования оргтехники и
основных средств связи
- стандартное программное обеспечение
делопроизводства

ОК 1, ОК 8

Фронтальный, устный опрос

ОК 1, ОК 8

Фронтальный, устный опрос

ОК 5, ОК 9

Контрольная работа, тестовый,
задание на установление
соответствия одного
множества другим.
Комбинированный,
письменный, решение задач и
примеров.
Комбинированный,
письменный, решение задач и
примеров.

ОК 1, ОК 9
ОК 1, ОК 2

ОК 1, ОК 2

Индивидуальный, тестовый,
задание на установление
правильной
последовательности.

работать в операционной системе

ОК 3, ОК 4

работать с текстовым редактором

ОК 5, ОК 9

практические занятия,
контрольная работа, устный
опрос
практические занятия,
контрольная работа, устный
опрос
практические занятия,
контрольная работа, устный
опрос
практические занятия,
контрольная работа, устный
опрос
практические занятия,
контрольная работа, устный

уметь

работать с электронными таблицами

ОК 2, ОК 5, ОК 9

использовать сетевые программные и
технические средства в профессиональной
деятельности
выполнять работу с программными
средствами повышения информационной

ОК 2
ОК 5

12

безопасности
работать с профессионально
ориентированным программным
обеспечением
пользоваться средствами связи и
техническими средствами, применяемыми
для создания, обработки и хранения
документов
осуществлять документационное
обеспечение профессиональной
деятельности с использованием
информационно-коммуникационных
технологий

ОК 2, ОК 5, ОК 9
ОК 2, ОК 5

ОК 2, ОК 5, ОК 9

13

опрос
практические занятия,
контрольная работа, устный
опрос
практические занятия,
контрольная работа, устный
опрос
практические занятия,
контрольная работа, устный
опрос

Министерство образования Саратовской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области
«Балаковский промышленно-транспортный техникум им. Н.В. Грибанова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.02 ГЕОГРАФИЯ ТУРИЗМА

программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности 43.02.10 Туризм

2021г.

Рабочая программа учебной дисциплины
Федеральным

государственным

профессионального

разработана в соответствии с

образовательным

образования

по

стандартом

специальности

43.02.10

среднего
Туризм,

утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 07.05.2014г.
№ 474 (зарегистрирован в Минюсте РФ 19.06.2014, регистрационный № 32806)
Организация-разработчик:

Государственное

автономное

профессиональное

образовательное учреждение Саратовской области «Балаковский промышленнотранспортный техникум им.Н.В.Грибанова»

ОДОБРЕНА: методическим советом
техникума

РАССМОТРЕНА
на заседании предметно-цикловой
комиссии Сервиса и сферы обслуживания
Протокол №____
от «___»________2019 г.
Председатель комиссии

Протокол №__ от «___» _____________
20__ г.
Председатель _________ И.О.Ф

____________/

Составитель:
Поединцева

Галина

квалификационной

Теодоровна,

категории,

преподаватель

ГАПОУ

транспортный техникум им. Н.В. Грибанова»

СО

географии

«Балаковский

первой

промышленно-

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ……………………....4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………..…6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………………....9
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………………..11
………………………………………………………………

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.02 География туризма
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины (далее программа УД) – является
частью программы подготовки специалистов среднего звена ГАПОУ СО «БПТТ им.
Н.В. Грибанова» по специальности СПО 43.02.10 Туризм базовой подготовки,
разработанной в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована на очной и
заочной формах обучения, в дополнительном профессиональном образовании и
профессиональной подготовке работников в области формирования, продвижения и
реализации туристского продукта, организации комплексного туристского
обслуживания.
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов
дисциплина
входит
в
математический
и
общий
среднего
звена:
естественнонаучный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
оценивать влияние географических факторов на развитие туризма в регионах мира
работать со справочными и информационными материалами по страноведению, географии
туристских ресурсов и регионоведению
собирать актуальную информацию об инфраструктуре туристских центров, экскурсионных
объектах, правилах пересечения границ и специфике организации туризма в различных регионах
мира и России

В результате освоения дисциплины студент должен знать:
особенности влияния географических факторов на развитие туризма
основы туристского районирования
основные закономерности размещения туристских ресурсов в крупных туристских регионах мира
и России
географию крупных туристских центров мира и специфику их туристской инфраструктуры
правила пересечения границ зарубежных государств гражданами Российской Федерации
методику работы со справочными и информационными материалами по страноведению,
географии туристских ресурсов и регионоведению

Содержание дисциплины должно быть ориентировано на подготовку студентов к
освоению профессиональных модулей ППССЗ по специальности 43.02.10 «Туризм» и
подготовке к формированию профессиональных компетенций (ПК):
Код
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.6
ПК 3.2

Наименование результата обучения
Выявлять и анализировать запросы потребителя и возможности их реализации
Информировать потребителя о туристских продуктах
Выполнять работу по оказанию визовой поддержки потребителю
Формировать туристский продукт

В процессе освоения дисциплины у студентов должны быть
сформированы элементы общих компетенций (ОК), включающими в себя
способность:
Код
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ОК 8
ОК 9

Наименование результата обучения
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
потребителями
Ориентироваться в условиях, частой смены технологий в профессиональной
деятельности
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;
самостоятельной работы обучающегося 18 часов

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной деятельности
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
теоретические занятия
практические занятия
Самостоятельная работа студента (всего)
в том числе:
- подготовка рефератов, вопросов и фактов к дискуссии;
- создание презентаций;
- работа с первоисточниками;
- ведение самодиагностирующих заметок;
- создание тематического портфолио по дисциплине
Промежуточная аттестация в форме
экзамена

Объем часов
54
36
20
16
18

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ЕН.02 География туризма
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

1

2

3

Раздел 1. Теоретические основы географии туризма
Тема 1.1. Понятие
«География
туризма»

Содержание учебного материала

Код
образовательного
результата

22
2

ОК 1

Туризм, его критерии, виды, формы. Туристская терминология. Типы туристов по
стилю жизни и по поведению во время отдыха. Особенности работы туроператора
с каждой категорией туристов. География туризма, определение, предмет и объект
изучения. Факторы, влияющие на развитие туризма: физико-географический,
экономико-географический, этнический, культурно-исторический
1.Практическое занятие:

2

ОК 2

2

ОК 2

Составление и анализ различных форм программного туризма
Выявлять и анализировать запросы потребителя и возможности их реализации
1.Самостоятельная работа обучающихся:
Составление тематического портфолио (комплекса работ) по дисциплине
Тема 1.2.
Туристские
рынки и
туристские
маршруты

Составление глоссария
Содержание учебного материала
Факторы, определяющие сегментацию туристского рынка. Рынок международного
туризма. Региональные рынки международного туризма. Национальные
туристские рынки. Услуги в туризме. Классы обслуживания туристов. Категории
гостиниц. Типы питания туристов. Трансфер. Туристские маршруты.
Классификация маршрутов путешествий по типам, по сезонности, по
продолжительности путешествия, по построению трассы маршрута. Факторы,
влияющие на построение маршрута. Факторы, влияющие на выбор туристами
маршрута путешествия. Критерии выбора направления туристского маршрута.
Правила пересечения границ, таможенные ограничения и туристские
формальности.

2
ОК 4, ОК 5

2.Практическое занятие:

2

ОК 6

Анализ туристского маршрута и разработка предложений по его улучшению
2. Самостоятельная работа обучающихся:

2

Создание электронной презентации «Привычки питания и
гастрономические предпочтения народов мира», «Классы обслуживания туристов
Ориентироваться в условиях, частой смены технологий в профессиональной
деятельности

Тема 1.3.
Условия
развития
туризма.
Туристские
ресурсы

ОК 2, ОК 5

Содержание учебного материала
Факторы, благоприятствующие развитию международного туризма: социальноэкономический, демографический, материально-технический, политический,
политический. Факторы, негативно влияющие на развитие международного
туризма. Изменение технологий обслуживания в туристской отрасли

2

Виды туристских ресурсов: ландшафт, водные, гидроминеральные,
биоклиматические ресурсы. Основные закономерности туристских ресурсов
крупных туристских регионов мира и России. Территории регламентированного
досуга: национальные парки, заповедники, заказники. Уникальные ресурсы:
галотерапия, перегретые пары, газообразный радон, сухой воздух, кумысолечение.
Охрана туристских ресурсов
3. Практические занятия:

ОК 2, ОК 5

2

ОК 5, ОК 4, ОК 7

Анализ причин возникновения, негативных последствий и нахождение путей
решения проблемы сезонности в международном туризме;
Анализ предпочтений туристов в зависимости от возраста, социального статуса и
национальной принадлежности

Тема 1.4.

3. Самостоятельная работа обучающихся:

2

Создание рекламного постера по любому виду туризма (работа в творческих
группах
Содержание учебного материала

2

ОК 4, ОК 5

Рекреационное Научно-методологические подходы к выделению туристских регионов. Туристскорайонирование в рекреационное районирование мира ВТО. Районообразующие признаки в туризме.
туризме
Рекреационная зона и рекреационный район. Группы рекреационных ресурсов и
их характеристика. Природные рекреационные ресурсы. Культурно-исторический
потенциал туристского региона. Экологические условия природной среды.
Рекреационная освоенность территории. Степень развития инфраструктуры
туристского региона. Перспективы развития туристского региона
4.Практическое занятие:
Оценка влияния географических факторов на развитие туризма в регионах мира.
Составление комплексной характеристики рекреационных территорий. Методика
комплексного экономико-географического анализа туристского региона
Раздел 2. Характеристика туристских макрорегионов мира
Тема 2.1.
Международный
и внутренний
туризм в
странах Европы

Содержание учебного материала

2

ОК 5

26
2

ОК 7

2

ОК 5,

Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Великобритания, Германия,
Португалия, Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Австрия, Швейцария,
Испания, Италия, Греция, Мальта, Чехия, Словакия, Польша, Болгария, Венгрия.
Правила въезда-выезда, биоклиматические условия, природные рекреационные
ресурсы, инфраструктура, гидроминеральные ресурсы, экологические условия
природной среды, культурно-исторический потенциал, рекреационная освоенность
территории, основные центры туризма и проблемы рекреационного освоения.
5.Практическое занятие:
Составление характеристики крупных туристских центров мира и аналиспецифики
их туристской инфраструктуры
4.Самостоятельная работа обучающихся:

ОК 7
2

Создание электронной презентации «Стили европейской архитектуры»
Тема 2.2.
Международный
и внутренний
туризм в
странах Азии и

Содержание учебного материала
Азия: Индия, Непал, Шри-Ланка, Индонезия, Пакистан, Китай, Япония, Сингапур,
Таиланд, Малайзия, Монголия. Ближний Восток: Объединенные Арабские
Эмираты, Египет, Израиль, Сирия, Кипр, Турция, Саудовская Аравия, Иордания.
Правила въезда-выезда, биоклиматические условия, природные рекреационные

2

ОК 7

Ближнего
Востока

ресурсы, инфраструктура, гидроминеральные ресурсы, экологические условия
природной среды, культурно-исторический потенциал, рекреационная освоенность
территории, основные центры туризма и проблемы рекреационного освоения
6.Практическое занятие:

2

Составление характеристики рекреационного потенциала отдельно взятой страны
по заданному плану
5.Самостоятельная работа обучающихся:

2

Создание электронной презентации «Религиозные и культовые сооружения
планеты»
Содержание учебного материала

2

ОК 7

Практическое занятие:

2

ОК 5,

Тема 2.3.
Международный
Марокко, Тунис, Эфиопия, Танзания, Кения, ЮАР, острова Маврикий,
и внутренний
Мадагаскар, Сейшельские острова. Правила въезда-выезда, биоклиматические
туризм в
странах Африки условия, природные рекреационные ресурсы, инфраструктура, гидроминеральные
ресурсы, экологические условия природной среды, культурно-исторический
потенциал, рекреационная освоенность территории, основные центры туризма и
проблемы рекреационного освоения

ОК 7

7.Составление сравнительной характеристики (по заданным параметрам)
рекреационных ресурсов и туристского потенциала различных туристских
регионов мира
Тема 2.4.
Международный
и внутренний
туризм в
странах
Америки

ОК 5,

Содержание учебного материала
США, Канада, Мексика, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Куба, Ямайка, КостаРика. Правила въезда-выезда, биоклиматические условия, природные
рекреационные ресурсы, инфраструктура, гидроминеральные ресурсы,
экологические условия природной среды, культурно-исторический потенциал,
рекреационная освоенность территории, основные центры туризма и проблемы
рекреационного освоения.

ОК 6, ОК 7

2

ОК 7

8.Практическое занятие:

2

ОК1,ОК2,ОК4

Составление туристского маршрута по столице отдельно взятой страны
6.Самостоятельная работа обучающихся:

2

Создание электронной презентации «Событийный туризм в странах мира»
Тема 2.5.
Международный
и внутренний
туризм в
Австралии и
странах
Океании

Содержание учебного материала

2

ОК 1, ОК 2, ОК 7

2

ОК 1,

Австралия, Новая Зеландия. Правила въезда-выезда, биоклиматические условия,
природные рекреационные ресурсы, инфраструктура, гидроминеральные ресурсы,
экологические условия природной среды, культурно-исторический потенциал,
рекреационная освоенность территории, основные центры туризма и проблемы
рекреационного освоения.
7.Самостоятельная работа:
Создание и защита электронной презентации «Страна моей души»;

Составление таблицы «Страны мира: таможенные ограничения и туристские
формальности».
Раздел 3. Туристско-рекреационные зоны России
Тема 3.1. Въездной
и выездной
туризм в России

Содержание учебного материала

ОК 2, ОК 4

6
2

ОК 5, ОК 6

2

ОК 6

Характеристика выездного туристопотока. Правила пересечения границ
зарубежных государств гражданами Российской Федерации. Основные
направления путешествий. Характеристика въездного туристопотока.
Районирование территории России: основные районообразующие признаки.
Рекреационные зоны России: Центр России, Север России, Юг России, Сибирь и
Дальний Восток. Оценка уровня рекреационной освоенности крупнейших
рекреационных зон.
8. Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка сообщения на тему «Правила пересечения границ зарубежных
государств гражданами Российской Федерации»

Тема 3.2.
Характеристика
рекреационных
ресурсов России
по регионам

Содержание учебного материала

2

Характеристика рекреационных ресурсов Российской Федерации по регионам:
Север России - Карельско-Кольский и Североевропейский район. Центр России Центральный район, Западный район, Верхневолжский район, Уральский район.
Юг России - Центральные Черноземные области и побережье Черного, Азовского
и Каспийского морей, предгорные и горные районы Северного Кавказа; КавказскоЧерноморский район, Азовский район, Каспийский район, Поволжский и ЮжноРоссийский рекреационные районы, Сибирь и Дальний Восток - Север и
Юг.Биоклиматические условия, природные рекреационные ресурсы,
инфраструктура района, гидроминеральные ресурсы, лечебные грязи,
экологические условия природной среды, культурно-исторический потенциал,
рекреационная освоенность территории, основные центры туризма, проблемы
рекреационного освоения и перспективы развития.
Всего

54

ОК 5, ОК 6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета –
география туризма, лабораторий – не предусмотрено.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- доска;
- учебные пособия для самостоятельной работы студентов;
- экран
Технические средства обучения:
компьютер
с
мультимедиапроектор.

лицензионным

программным

обеспечением

и

3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники
Для преподавателей:
1. Александрова А. Ю. География мировой индустрии туризма. – М.: Аспект Пресс,
2016.
2. Бовсуновская А. Я. География туризма. – Донецк: ДИТБ, 2014.
Для студентов:
1. Романов А. А., Саакянц Р. Г. География туризма: учебное пособие. – М.: Советский
спорт, 2014.
2. Самойленко А. А. География туризма. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015.
Дополнительные источники
Для преподавателей:
1. Большаник П. В. Региональные туристические центры России. – Омск: ОГИС, 2012.
2. География международного туризма. Монографический сборник.// Под ред. А. Ю.
Александровой, Н. С. Мироненко. М Изд-во МГУ, 2013.
3. География международного туризма. Зарубежные страны.// Под ред. Л. М.
Гайдукевича. – Мн: Новые знания, 2011.
4. Ананьев А.А.Экономика и география международного туризма. – М.: Изд-во МГУ,
2015 г.
5. Истомин В. И. ,Лагутенко Б. Т. Страны мира: справочник туроператора и туриста. –
М.: Советский спорт, 2016 г.

6. Александрова А.Ю. Международный туризм: учеб. пособие для вузов. – М.: Аспект
Пресс, 2016.
7. Багатов, А.П. Туристские формальности: учеб. пособие/ А.П. Багатов, Т.В. Бойко,
М.В. Зубрева. – М.: Академия, 2015.
Для студентов:
1. Сенин, В.С. Организация международного туризма: учебник / В.С. Сенин. – 2-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2016.
2. Большой Глоссарий терминов международного туризма = The Great Glossary of
Terms for the International Tourism / Национальная Академия туризма, Изд-во
«Невский Фонд»; под ред. М.Б. Биржакова, В.И. Никифорова. – СПб.: Герда, 2014.
3. Вавилова, Е.В. Основы международного туризма: учеб. пособие / В. Вавилова. – М.:
Гардарики, 2015.
4. География международного туризма: Зарубежные страны: учеб. пособие / авт.-сост.
Л.М. Гайдукевич [и др.]. – Мн.: Аверсэв, 2014.
5. Индустрия туризма: Правовые акты: Туристская деятельность/ сост. Г.М. Дехтярь. –
М.: Финансы и статистика, 2016.
6. Туризм и туристские ресурсы в России: стат. сборник / Росстат. – М.: Статистика
России, 2016.
Интернет-ресурсы:
Журнал: Туризм: практика, проблемы, перспективы: профессион. журн. - М.: ООО
"Бизнес Маркет". - Выходит ежемесячно. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.travel.horeca.ru/guide/magazine/item/turizm_praktika_problemi

3.3 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
При изучении дисциплины применяются следующие современные
образовательные технологии: интерактивные методы, проблемное обучение,
разноуровневое обучение, исследовательские методы, элементы деловых игр,
тренингов, обучение в сотрудничестве (индивидуально и группами),
информационно-коммуникационные
технологии
(ресурс
«Интернет»),
аудиовизуальные методы.
Формы проведения занятий: лекция, семинар, практическое занятие, круглый
стол.
Формы контроля: текущий контроль (в устной и письменной форме),
тематический контроль, рубежный контроль, терминологический диктант, итоговый
тестовый контроль.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется в
процессе проведения текущего контроля знаний, осуществляемого в виде
тестирования, в форме устного и письменного опроса по контрольным вопросам
соответствующих разделов, а также в ходе проведения итогового контроля в форме
дифференцированного зачета по завершению курса.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволяют
проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных
компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений,
знаний.
Результаты обучения

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)
Уметь:
- Оценивать влияние географических факторов на
развитие туризма в регионах мира
- Работать со справочными и информационными
материалами по страноведению, географии
туристских ресурсов и регионоведению
- Собирать актуальную информацию по
инфраструктуре туристских центров,
экскурсионных объектов, о правилах пересечения
границ и специфике организации туризма в
различных регионах мира и России

Знать:

Оперативный контроль в форме:
- устный и письменный опрос
- просмотра и оценки отчётов по
практическим работам №1-№8
наблюдение, устный опрос
- индивидуальный устный опрос;
- фронтальный устный опрос;
- контроль самостоятельной работы
студентов (просмотр и оценка докладов)

- Особенности влияния географических факторов
на развитие туризма

- проведение письменной самостоятельной
работы компьютерных презентаций

- Основы туристского районирования

- внеаудиторная самостоятельная работа,

- Основные закономерности размещения
туристских ресурсов в крупных туристских
регионах мира и России

- аналитические задания на практических

- Географию крупных туристских центров мира и
специфику их туристской инфраструктуры

- рецензирование творческих работ

- Правила пересечения границ зарубежных
государств гражданами Российской Федерации
- Методику работы со справочными и
информационными материалами по
страноведению, географии туристских ресурсов и
регионоведению

занятиях

(рефератов, сообщений, презентаций в
Power Point), тестирование.
Промежуточныконтроль:
промежуточная аттестация в форме экзамена


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».