МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Балаковский промышленно - транспортный техникум им. Н.В. Грибанова» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.01 Химия по специальности 43.02.15 ПОВАРСКОЕ И КОНДИТЕРСКОЕ ДЕЛО Балаково, 2021 Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. N 1565, зарегистрированным Министерством юстиции РФ рег.№44828 от 20.12.2016 года ОДОБРЕНА на заседании предметноцикловой комиссии «__________________________________ » УТВЕРЖДАЮ зам. директора по учебной работе ГАПОУ СО «БПТТТ им.Н.В.Грибанова» Протокол № ___ от « __» ___________ 2021 г. ____________________/______________/ «___ » __________ 2021 г. Руководитель ПЦК /_______/____________ / Составитель(и) (автор): Рецензенты: Внутренний Внешний Кондрашова Л.В., преподаватель специальных дисциплин, высшая категория Шишкова О.М., преподаватель, высшая категория Блинова Л.Г., зав.ЦСГЛ центра фФБУС Балаковского района 3 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ УЧЕБНОЙ стр. 4 2. СТРУКТУРА И ДИСЦИПЛИНЫ УЧЕБНОЙ 8 УЧЕБНОЙ 12 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 14 СОДЕРЖАНИЕ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ 4 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Область применения программы абочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело 1.2.Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: Целью изучения учебной дисциплины является формирование базовых знаний о фундаментальных законах, закономерностях и основных методах физико-химической науки, о коллоидных системах и их основных особенностях. Задачи освоения учебной дисциплины: - изучение основ химической термодинамики, термохимии, учений о химическом и фазовом равновесиях, скоростях и механизмах химических реакций; -изучение свойств и основных особенностей дисперсных систем; -изучение закономерностей поверхностных явлений. В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - применять основные законы химии для решения задач в области профессиональной деятельности; - использовать свойства органических веществ, дисперсных и коллоидных систем для оптимизации технологического процесса; - описывать уравнениями химических реакций процессы, лежащие в основе производства продовольственных продуктов; - проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакции; - использовать лабораторную посуду и оборудование; - выбирать метод и ход химического анализа, подбирать реактивы и аппаратуру; - проводить качественные реакции на неорганические вещества и ионы, отдельные классы органических соединений; - выполнять количественные расчеты состава вещества по результатам измерений; - соблюдать правила техники безопасности при работе в химической лаборатории; знать: - основные понятия и законы химии; - теоретические основы органической, физической, коллоидной химии; - понятие химической кинетики и катализа; - классификацию химических реакций и закономерности их протекания; - обратимые и необратимые химические реакции, химическое равновесие, смещение химического равновесия под действием различных факторов; - окислительно-восстановительные реакции, реакции ионного обмена; - гидролиз солей, диссоциацию электролитов в водных растворах, понятие о сильных и слабых электролитах; - тепловой эффект химических реакций, термохимические уравнения; - характеристики различных классов органических веществ, входящих в состав сырья и готовой пищевой продукции; - свойства растворов и коллоидных систем высокомолекулярных соединений; - дисперсные и коллоидные системы пищевых продуктов; - роль и характеристики поверхностных явлений в природных и технологических процессах; - основы аналитической химии; 5 - основные методы классического количественного и физико-химического анализа; - назначение и правила использования лабораторного оборудования и аппаратуры; - методы и технику выполнения химических анализов; - приемы безопасной работы в химической лаборатории. Учебная дисциплина способствует формированию общих компетенций: ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. ОК 8. ОК 9. ОК 10. ПК 1.2 ПК 1.3 ПК 1.4 ПК 2.2 ПК 2.3 ПК 2.4 ПК 2.5 ПК 2.6 ПК 2.7 ПК 2.8 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, п именительно к различным контекстам. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельнос и. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. И профессиональных компетенций: Осуществлять обработку, подготовку экзотических и редких видов сырья: овощей, грибов, рыбы, нерыбного водного сырья, дичи. Проводить приготовление и подготовку к реализации полуфабрикатов для блюд, кулинарных изделий сложного ассортимента. Осуществлять разработку, адаптацию рецептур полуфабрикатов с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания. Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации супов сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания. Осуществлять приготовление, непродолжительное хранение горячих соусов сложного ассортимента. Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации горячих блюд и гарниров из овощей, круп, бобовых, макаронных изделий сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания. Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации горячих блюд из яиц, творога, сыра, муки сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания. Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации горячих блюд из рыбы, нерыбного водного сырья сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания. Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации горячих блюд из мяса, домашней птицы, дичи и кролика сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания. Осуществлять разработку, адаптацию рецептур горячих блюд, кулинарных изделий, 6 ПК 3.2 ПК 3.3 ПК 3.4 ПК 3.5 ПК 3.6 ПК 3.7 ПК 4.2 ПК 4.3 ПК 4.4 ПК 4.5 ПК 4.6 ПК 5.2 ПК 5.3 ПК 5.4 ПК 5.5 ПК 5.6 закусок, в том числе авторских, брендовых, региональных с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания. Осуществлять приготовление, непродолжительное хранение холодных соусов, заправок с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания. Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации салатов сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания. Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации канапе, холодных закусок сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания. Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации холодных блюд из рыбы, нерыбного водного сырья сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания. Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации холодных блюд из мяса, домашней птицы, дичи сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания. Осуществлять разработку, адаптацию рецептур холодных блюд, кулинарных изделий, закусок, в том числе авторских, брендовых, региональных с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания. Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации холодных десертов сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания. Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации горячих десертов сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания. Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации холодных напитков сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания. Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации горячих напитков сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания. Осуществлять разработку, адаптацию рецептур холодных и горячих десертов, напитков в том числе авторских, брендовых, региональных с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания. Осуществлять приготовление, хранение отделочных полуфабрикатов для хлебобулочных, мучных кондитерских изделий. Осуществлять приготовление, творческое оформление, подготовку к реализации хлебобулочных изделий и праздничного хлеба сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания. Осуществлять приготовление, творческое оформление, подготовку к реализации мучных кондитерских изделий сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания. Осуществлять приготовление, творческое оформление, подготовку к реализации пирожных и тортов сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания. Осуществлять разработку, адаптацию рецептур хлебобулочных, мучных кондитерских изделий, в том числе авторских, брендовых, региональных с учетом потребностей различных категорий потребителей. 7 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем Самостоятельная работа Объем часов 116 6 Объем образовательной программы 110 теоретическое обучение 62 лабораторные занятия 18 практические занятия (если предусмотрено) 30 курсовая работа (проект) (если предусмотрено) - консультации 2 Итоговая аттестация - экзамен 6 8 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем 1 Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся 2 Раздел 1. Общая и неорганическая химия Содержание: Тема 1.1 Основные законы химии Основные законы химии Тема 1.2 Химические Содержание: реакции. Химические реакции, классификация. Практическое занятие: Решение задач на тепловой эффект и скорость химической реакции. Раздел 2. Физическая химия Содержание: Тема 2.1 Основные понятия. Агрегатные Основные понятия. Агрегатные состояния вещества, их общая характеристика. Типы состояния вещества. химической связи, кристаллические решетки. Практические занятия: Определение поверхностного натяжения. Решение задач на газовые законы и уравнение Ван-дер-Ваальса. Тема 2.2 Основные Содержание: понятия и законы Понятие о химической термодинамике. Термохимия. Калорийность продуктов питания термодинамики. Практические занятия: Термохимия. Решение задач на определение энтальпии, энтропии и энергии Гиббса. Решение задач на определение теплового эффекта химической реакции по стандартным энтальпиям образования Тема 2.3 Химическая Содержание: кинетика и Скорость и обратимость химической реакции, их смещение. Теория катализа, равновесие катализаторы, ферменты, их роль при производстве и хранении пищевых продуктов. Практическое занятие: Решение задач по теме «Скорость химической реакции». Лабораторное занятие: Определение химического равновесия и его смещение. Объем Осваиваемые часов элементы компетенций 3 8 2 6 2 4 40 8 4 4 8 4 4 8 4 2 2 4 ОК 01-09 ПК 1.2-1.4 2.2 – 2.8 3.2 – 3.7 4.2 – 4.6 5.2 – 5.6 ОК 01-09 ПК 1.2-1.4 2.2 – 2.8 3.2 – 3.7 4.2 – 4.6 5.2 – 5.6 ОК 01-09 ПК 1.2-1.4 2.2 – 2.8 3.2 – 3.7 4.2 – 4.6 5.2 – 5.6 ОК 01-09 ПК 1.2-1.4 2.2 – 2.8 3.2 – 3.7 4.2 – 4.6 5.2 – 5.6 9 Тема 2.4 Теория растворов. Содержание: Растворы. Растворение. Концентрация. Экстракция и ее применение в производстве пищевых продуктов. Электролитическая диссоциация. Ионные произведения воды. Водородный показатель. Влияние различных факторов на растворимость веществ, их использование в технологии продукции питания. Практические занятия: Решение задач на концентрацию растворов. Написание уравнений ЭД, ионного обмена. Тема 2.5 Адсорбция и Содержание: поверхностные Сорбционные процессы и их виды. Поверхностная активность. Применение адсорбции в явления. технологических процессах и значение адсорбции при хранении сырья и продуктов питания. Самостоятельная работа: Сублимация, ее значение в консервировании пищевых продуктов. Раздел 3. Коллоидная химия. Тема 3.1. Дисперсные Содержание: системы. Коллоидные Дисперсные системы. Коллоидные растворы. Использование и роль коллоиднорастворы химических процессов в технологии продукции общественного питания. Содержание: Тема 3.2. Грубодисперсные Классификация коллоидных систем. Строение коллоидных частиц. Коагуляция. системы Седиментация. Пептизация. Осмос. И пользование грубодисперсных систем в процессе организации и проведении приготовления различных блюд и соусов. Практическое занятие: Составление формул, схем строения мицелл. Лабораторное занятие: Получение коллоидных растворов. Содержание: Тема 3.3 Мелкодисперсные Эмульсии и пены: понятие, строение. Порошки, суспензии, пасты. систеимы Практическое занятие: Получение эмульсий и пен, выявление роли стабилзаторов. Содержание: Тема 3.4 Высокомолекулярные Общие сведения о высокомолекулярных соединениях. Свойства растворов ВМС вещества и их Лабораторное занятие: растворы Получение студней 12 8 4 4 ОК 01-09 ПК 1.2-1.4 2.2 – 2.8 3.2 – 3.7 4.2 – 4.6 5.2 – 5.6 ОК 01-09 ПК 1.2-1.4 2.2 – 2.8 2 22 4 8 4 2 ОК 01-09 ПК 1.2-1.4 2.2 – 2.8 ОК 01-09 ПК 1.2-1.4 2.2 – 2.8 3.2 – 3.7 4.2 – 4.6 5.2 – 5.6 2 4 2 2 ОК 01 – 09 ПК 2.1 – 2.3 ПК 4.1 – 4.4 6 2 2 ОК 01 – 09 ПК 1.1 – 1.3 ПК 2.1 – 2.3 ПК 3.1 – 3.4 10 Контрольная работа по Физколлоидной химии Самостоятельная работа: Роль диффузии в технологических процессах приготовления пищи, в процессах обмена веществ, в процессах усвоения пищи. Раздел 4. Аналитическая химия Тема 4.1.Основные Содержание: типы используемых Гидролиз солей. Константы кислотности и основности. Вычисление рН в водных химических реакций растворах кислот и оснований. Реакции окисления-восстановления. Буферные растворы. Типы комплексных соединений. Устойчивость комплексных соединений. Лабораторные занятия: Вычисление рН в водных растворах кислот и оснований. Определение среды раствора солей. Содержание: Тема 4.2 Качественный Характеристика методов качественного анализа. Дробный и систематический анализ. анализ. Аналитическая классификация катионов и анионов. Общая характеристика катионов второй аналитической группы и их содержание в продуктах питания. Значение анионов в осуществлении химико-технологического контроля продуктов питания. Лабораторные занятия: Исследование катионов по группам. Исследование анионов по группам. Тема 4.3. Содержание: Количественный Методы количественного анализа. Гравиметрический метод анализа. Сущность анализ объемныхметодов анализа. Лабораторные занятия: Определение кристаллизационной воды в кристаллогидратах. Приготовление рабочего раствора соляной кислоты и его стандартизация по карбонату натрия. Содержание: Тема 4.4 Физикохимические методы Физико-химические методы анализа. анализа. Самостоятельная работа: Аргентометрия (метод Мора) и его значение для химико-технологического контроля продуктов питания. 2 2 50 18 14 4 14 10 4 16 12 4 2 ОК 01-09 ПК 1.2-1.4 2.2 – 2.8 3.2 – 3.7 4.2 – 4.6 5.2 – 5.6 ОК 01-09 ПК 1.2-1.4 2.2 – 2.8 3.2 – 3.7 4.2 – 4.6 5.2 – 5.6 ОК 01-09 ПК 1.2-1.4 2.2 – 2.8 3.2 – 3.7 4.2 – 4.6 5.2 – 5.6 ОК 01-09 ПК 1.2-1.4 2 11 Раздел 5. Органическая химия Тема 5.1. Содержание: Предельные, Предельные, непредельные и ароматические углеводороды непредельные и Практическое занятие: ароматические Составление формул изомеров углеводородов углеводороды Содержание: Тема 5.2. Кислородсодержащие Кислородсодержащие органические вещества. органические вещества. Тема 5.3. Содержание: Важнейшие Белки и свойства их растворов. Денатурация белка. Жиры. Строение, свойства, виды органические гидролиза. Эмульгирование жиров. Углеводы. Строение, свойства. Брожение глюкозы, вещества в инверсия сахарозы, клейстеризация крахмала. приготовлении пищи. Практические занятия: Определение факторов, влияющих на процессы набухания и растворения полимеров. Получение студней и изучение процесса синерезиса. Изучение процессов изменения белков, жиров и углеводов в процессе приготовления пищи. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КОНСУЛЬТАЦИИ - Основные положения общей и неорганической химии. - Основные положения физической и коллоидной химии - Основные положения аналитической химии. ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ - ЭКЗАМЕН ВСЕГО 18 4 2 2 2 12 6 6 ОК 01-09 ПК 1.2-1.4 2.2 – 2.8 3.2 – 3.7 4.2 – 4.6 ОК 01-09 ПК 1.2-1.4 2.2 – 2.8 ОК 01-09 ПК 1.2-1.4 2.2 – 2.8 3.2 – 3.7 4.2 – 4.6 5.2 – 5.6 6 2 6 116 12 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета, лаборатории химии. Оборудование учебного кабинета и лаборатории: - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; - демонстрационный стол; - вытяжной шкаф; - сейф для хранения хим. реактивов - комплект учебно –методических пособий по химии; - типовой набор химических реактивов; - оборудование для лабораторных опытов; - набор химических органических веществ; - набор кислот; - весы; - дистиллятор; - плитка электрическая; - микроскоп; - пинцеты; - предметные стекла, планка для капельного анализа, пипетки, спиртовки; - лабораторная посуда, колбы, пробирки; - красители, бумага индикаторная универсальная. Технические средства обучения: - компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор, экран, цифровая лаборатория «Архимед» (Методический материал, программное обеспечение, регистратор данных). Учебно – наглядные пособия: Печатная периодическая таблица Д.И. Менделеева Таблица растворимости кислот, солей и оснований Электрохимический ряд напряжений Ме Таблицы демонстрационные «Белки и нуклеиновые кислоты» Таблицы демонстрационные «Номенклатура» Таблицы демонстрационные «Строение вещества» Таблицы демонстрационные «Химические реакции» Таблицы справочно- инструктивные по химии Комплект таблиц по химии «Классификация и номенклатура органических соединений. Виды изомерий», Раздаточный материал по темам: «Строение атома», «периодический закон», «Типы химической связи», «Степень окисления», «Классы органических и неорганических соединений», «Азотосодержащие органические соединения», «Таблица углеводородов», «Номенклатура органических соединений». 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе 3.2.1. Основные источники 1. Ерохин Ю.М. Химия: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ Ю.М. Ерохин. – 18-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2018. – 400с. 2. Белик В.В., Киенская К.И. Физическая и коллоидная химия. Учебник для СПО – 10-е изд., испр.. – М. :изд. центр «Академия», 2019.- 288 с. 3. Глубоков Ю. М. и др. Под ред. Ищенко А.А Аналитическая химия: учебник: допущено Минобразованием России /— 12-e изд., перераб. и допол. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 464с. 4. Захарова Т.Н., Головлева Н.А. Органическая химия: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. – М. : Издательский центр «Академия», 2017. – 400с. 3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы): 1. http://school-sector.relarn.ru/nsm/ Химия для всех: иллюстрированные материалы по общей, органической и неорганической химии 2. www. chemistry-chemists. com/ index. html (электронный журнал «Химики и химия»). 3. www. chem. msu. su (Электронная библиотека по химии). 4. www. hij. ru (журнал «Химия и жизнь»). 4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ Результаты обучения Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся в процессе освоения рабочей программы: -при выполнении практических занятий - при выполнении самостоятельной работы - при выполнении лабораторного занятия - тестирование -устный опрос. Знания: - основных понятий и законов химии; - теоретических основ органической, физической, коллоидной химии; - понятия химической кинетики и катализа; - классификации химических реакций и закономерностей их протекания; - обратимых и необратимых химических реакций, химического равновесия, смещение химического равновесия под действием различных факторов; - окислительно-восстановительных реакций, реакций ионного обмена; - гидролиза солей, диссоциации электролитов в водных растворах, понятия о сильных и слабых электролитах; - теплового эффекта химических реакций, термохимических уравнений; - характеристики различных классов органических веществ, входящих в состав сырья и готовой пищевой продукции; - свойств растворов и коллоидных систем высокомолекулярных соединений; - дисперсных и коллоидных систем пищевых продуктов; - роли и характеристики поверхностных явлений в природных и технологических процессах; - основ аналитической химии; - основных методов классического количественного и физикохимического анализа; - назначения и правил использования лабораторного оборудования и аппаратуры; - методов и технику выполнения химических анализов; - приемов безопасной работы в химической лаборатории. Умения: - применять основные законы химии для решения задач в области профессиональной деятельности; - использовать свойства органических веществ, дисперсных и коллоидных систем для оптимизации технологического процесса; - описывать уравнениями химических реакций процессы, лежащие в основе производства продовольственных продуктов; - проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакции; - использовать лабораторную посуду и оборудование; - выбирать метод и ход химического анализа, подбирать реактивы и аппаратуру; - проводить качественные реакции на неорганические вещества и ионы, отдельные классы органических соединений; - выполнять количественные расчеты состава вещества по результатам измерений; - соблюдать правила техники безопасности при работе в химической лаборатории. Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся в процессе освоения рабочей программы: -при выполнении практических занятий - при выполнении самостоятельной работы - при выполнении лабораторного занятия - тестирование -устный опрос. Формы и методы оценки МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Балаковский промышленно - транспортный техникум им. Н.В. Грибанова» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.02 Экологические основы природопользования по специальности 43.02.15 ПОВАРСКОЕ И КОНДИТЕРСКОЕ ДЕЛО Балаково, 2021 Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. N 1565, зарегистрированным Министерством юстиции РФ рег.№44828 от 20.12.2016 года ОДОБРЕНА на заседании предметноцикловой комиссии «_________________________________» УТВЕРЖДАЮ зам. директора по учебной работе ГАПОУ СО «БПТТТ им.Н.В.Грибанова» Протокол № ___ от « __» ________ 2021 г. ____________________/_______________/ Руководитель ПЦК /_______/___________ / «___ » __________ 2021 г. Составитель(и) (автор): Кондрашова Л.В., преподаватель специальных дисциплин, высшая категория Рецензенты: Внутренний Шишкова О.М., преподаватель, высшая категория Внешний Блинова Л.Г., зав.ЦСГЛ центра фФБУС Балаковского района 3 СОДЕРЖАНИЕ 5. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ УЧЕБНОЙ стр. 5 6. СТРУКТУРА И ДИСЦИПЛИНЫ УЧЕБНОЙ 8 УЧЕБНОЙ 8 8. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9 СОДЕРЖАНИЕ 7. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ 4 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.2. Область применения программы абочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело 1.2.Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: Цель учебной дисциплины – изучение учебной дисциплины является освоение понятий, принципов и законов экологических основ природопользования и формирования экологического мышления, способствующего эффективному использованию экономических механизмов управления в области природоохранной деятельности и в вопросах рационального использования природных ресурсов. В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: -анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности; -использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания; -соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности; знать: -принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания; -особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду; -об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса; -принципы и методы рационального природопользования; -методы экологического регулирования; -принципы размещения производств различного типа; -основные группы отходов, их источники и масштабы образования; -понятие и принципы мониторинга окружающей среды; -правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности; -принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды; -природоресурсный потенциал Российской Федерации; -охраняемые природные территории. Дисциплина способствует формированию общих компетенций: ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. ОК 9. ОК 11. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. 5 ПК 6.3 ПК 6.4 профессиональных компетенций: Организовывать ресурсное обеспечение деятельности подчиненного персонала. Осуществлять организацию и контроль текущей деятельности подчиненного персонала. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем Самостоятельная работа Объем часов 66 4 Объем образовательной программы 62 теоретическое обучение 52 практические занятия 10 Итоговая аттестация – зачет 6 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем 1 Введение Тема 1. Взаимодействие человека и природы Тема 2. Природные ресурсы и рациональное природопользование Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся 2 Объем часов Осваиваемые элементы компетенций 3 4 Содержание: Предмет изучения дисциплины. Воздействие человека на природные экосистемы. 2 Содержание: Система “человек окружающая природная среда”. Формы взаимодействия общества и природы. Увеличение массы вещества и материалов, вовлекаемых в хозяйственный оборот. Глобальные проблемы экологии. Содержание: Природные ресурсы, их классификация, проблемы использования и воспроизводства. Человеческие и пищевые ресурсы. Особо охраняемые природные территории. Малоотходные и ресурсосберегающие технологии. Практическое занятие: Определение основных направлений рационального природопользования. 10 Тема 3. Загрязнения Содержание: окружающей среды Прямое и косвенное воздействие на человека загрязнений биосферы. токсичными и Экологический риск. Мониторинг. Зеленая революция. радиоактивными Практическое занятие: веществами Определение способов ликвидации последствий заражения окружающей среды. Самостоятельная работа: Перспективы и принципы создания неразрушающих природу производств. Содержание: Тема 4. Государственные и Государственные и общественные мероприятия по охране природы. общественные мероприятия Природоохранный надзор. Международное сотрудничество в области охраны по предотвращению окружающей среды. разрушающих воздействий на природу. Природоохранных надзор. 16 10 ОК 02-09,11 ПК 6.3,6.4 ОК 02-09,11 ПК 6.3,6.4 ОК 02-09,11 ПК 6.3,6.4 6 14 10 ОК 02-09,11 ПК 6.3,6.4 4 2 10 ОК 02-09,11 ПК 6.3,6.4 7 Тема 5. Содержание: Юридическая и Экологическая оценка производств и предприятий. Юридическая ответственность экономическая предприятий, загрязняющих окружающую среду. Экономическая ответственность ответственность, предприятий, загрязняющих окружающую среду. предприятий, загрязняющих окружающую среду зачет Самостоятельная работа ВСЕГО 10 ОК 02-09,11 ПК 6.3,6.4 2 2 36 8 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета. Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине; инструкции к практическим работам. Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроетор; телевизор, калькуляторы. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе 3.2.1. Основной источник Арустамов Э.В., Левакова И.В. Экологические основы природопользования: 8-е издание переработанное и дополненное, М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2019. -319с. 3.2.2. Дополнительные источники: 1.Авраменко И.М. Основы природопользования: учеб. пособие - Ростов н/Д: Феникс 2018г. – 375с 2.Вильчинская О.В., Воробьев А.Е., Дьяченко В.В., Корчагина А.В. Основы природопользования: экологические, экономические и правовые аспекты. 3-е изд. М.: Феникс, 2017. – 544с. 3. Гальперин, М.В. Экологические основы природопользования: Учебник. 5-е изд. испр. – М.; ФОРУМ: ИНФРА – М, 2018. – 256 с. 4. Константинов В.М. Экологические основы природопользования. – М.; Академия, НМЦ СПО, 2017.– 347с. 5.Трушина Т.П. Экологические основы природопользования, учебник для колледжей и средне - специальных учебных заведений, 7-е издание переработанное, Ростов на Дону: «Феникс», 2017.-214с. 3.2.3. Электронные издания (электронные ресурсы): 1. priroda.ru – национальный портал природы (Природные ресурсы и охрана окружающей среды) 2. anriintern.com/ecology/spisok.htm - ссылки на множество экологических сайтов. 3. www.myland.org.ua - земельные ресурсы 4. http://ecoportal.ru/ - мощный экологический портал 5. list.priroda.ru – каталог Интернет ресурсов по экологии и природным ресурсам. 6. http://ecobez.narod.ru/organisations.html - список основных международных организаций. 7. www.eco-net.dk/english – Eco-Network – международная сеть экологического образования, воспитания и практики; размещается информация об организациях, работающих в области экологического образования. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 4.1. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий проектов исследований. Результаты обучения Формы и методы контроля и оценки (освоенные умения, усвоенные результатов обучения знания) Умения: - осуществлять в общем виде оценку • Текущий контроль: антропогенного воздействия на • Тестовый контроль окружающую среду с учетом специфики природно-климатических условий; • Реферативная работа - грамотно реализовывать нормативноправовые акты при работе с • Практические занятия экологической документацией; • Самоконтроль по темам, разделам и обобщающий. • Тематические проверочные работы. • Представление моделей, презентаций (в том числе компьютерных) Знания: - взаимосвязь организмов и среды обитания; - принципы рационального природопользования; - методы снижения хозяйственного воздействия на биосферу; - условия устойчивого состояния экосистем; - организационные и правовые средства охраны окружающей среды. • • Текущий контроль: • Тестовый контроль • Реферативная работа • Практические занятия • Самоконтроль по темам, разделам и обобщающий. • Тематические проверочные работы. • Представление моделей, презентаций (в том числе компьютерных)