МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Балаковский промышленно – транспортный техникум им.Н.В.Грибанова» СОГЛАСОВАНО педагогическим советом ГАПОУ СО «БПТТ им.Н.В.Грибанова» от 14 декабря 2021г. Протокол №7 УТВЕРЖДЕНО приказом директора ГАПОУ СО «БПТТ им.Н.В.Грибанова» _____________Д.Н.Поперечнев от_________________№___ ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ГАПОУ СО «Балаковский промышленно - транспортный техникум им.Н.В. Грибанова» в 2021-2022 учебном году по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей двигателей, систем и агрегатов автомобилей» Очная форма обучения 2021г. 1 Программа рассмотрена и одобрена на методическом совете протокол №__ от «___» __________ 2021г. Программа государственной итоговой аттестации разработана на основе ФГОС СПО 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 декабря 2016 г. № 1568 (зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2016 г, регистрационный №44946) Председатель ________________Ю.А. Золотухо Согласована Разработчики Представителем работодателя Предприятие: Великая Г.В., Тормозов Д.Д. преподаватели специальных дисциплин ГАПОУ СО «БПТТ им.Н.В.Грибанова» Кудимов В.П. – директор ООО «БПАК» Председатель ПЦК ТТВиНТ Кашаева Е.В. М.П. 2 Оглавление 1 Общие положения 4 2 Общие требования к организации и проведению ГИА 11 3 Организация разработки тематики и выполнения выпускных 13 квалификационных работ 4 Требования к выпускным квалификационным работам 21 5 Рецензирование выпускных квалификационных работ 24 6 Защита выпускных квалификационных работ 25 7 Критерии оценки по защите выпускной квалификационной 29 работы 8 Порядок подачи и рассмотрения апелляций 3 35 1. Общие положения 1.1 Порядок организации и проведения государственной итоговой аттестации в Государственном автономном профессиональном образовательном учреждении Саратовской области «БПТТ им. Н.В. Грибанова» (далее – Техникум) Программа государственной итоговой аттестации разработана в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 № 464 «Об утверждении Порядка организации деятельности по и осуществления образовательным образовательной программам среднего профессионального образования»; приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.08.2013 № 968 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования»; письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.06.2015 06-846 «О направлении Методических рекомендаций по организации выполнения и защиты выпускной квалификационной работы в образовательных организациях, среднего реализующих профессионального образовательные образования по программы программам подготовки специалистов среднего звена»; приказом «Ворлдскиллс Россия» от 31.01.2019 № 31.01.2019-1 «Об утверждении 4 методики организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия»; федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО). 1.2. В соответствии со ст.59 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" обучающихся, государственная завершающих обучение итоговая по аттестация программам (ГИА) подготовки специалистов среднего звена ФГОС СПО (далее – ППССЗ СПО), является обязательной. 1.3. Целью государственной итоговой аттестации является установление степени готовности обучающегося к самостоятельной деятельности, сформированности профессиональных компетенций, в соответствии с Федеральным государственным образовательном стандартом среднего профессионального образования по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей , систем и агрегатов автомобилей». 1.4. В соответствии с календарным учебным графиком и учебными планами по специальности, реализуемыми в Техникуме, срок проведения государственной итоговой аттестации – июнь 2022г. 5 Выпускная квалификационная работа (ВКР) является одним из видов аттестационных испытаний выпускников, завершающих обучение по программе подготовки специалистов среднего звена, и проводится в соответствии с Порядком проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся государственных (муниципальных) профессиональных образовательных учреждений среднего профессионального образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 16 августа 2013 г. N 968 г. Москва). Защита выпускной квалификационной работы проводится с целью оценки качества подготовки в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего профессионального образования и освоения компетенций обучающимися, необходимых для осуществления профессиональной деятельности по специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей , систем и агрегатов автомобилей», специалист. В случае проведения государственной итоговой аттестации в условиях усиления санитарно-эпидемиологических мероприятий с применением дистанционных образовательных технологий допускается использование средств связи. Государственная итоговая аттестация выпускников проводится государственной аттестационной комиссией. В государственную итоговую аттестацию выпускников специальности среднего профессионального образования 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей» включены: выпускная квалификационная работа (далее – ВКР); демонстрационный экзамен. Демонстрационный экзамен проводится с целью определения уровня знаний, умений и практических навыков в условиях моделирования реальных 6 производственных процессов. Демонстрационный экзамен может быть проведен по стандартам WSR. Для проведения демонстрационного экзамена как процедуры ГИА по образовательным программам среднего профессионального образования, образовательная организация, учредитель образовательной организации направляет соответствующую заявку в Союз «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» (далее – Союз). Демонстрационный экзамен проводится с использованием комплектов оценочной документации (далее – КОД), представляющих собой комплекс требований стандартизированной формы к выполнению заданий определенного уровня, оборудованию, оснащению и застройке площадки, составу экспертных групп и методики проведения оценки экзаменационных работ. КОД разрабатываются ежегодно не позднее 1 декабря Союзом и размещаются в www.worldskills.ru специальном разделе на и системе актуальных в Единой официальном сайте требований к компетенциям www.esat.worldskills.ru. Задания определяются методом автоматизированного выбора из банка заданий в электронной системе eSimи доводятся до Главного эксперта за 1 день до экзамена. Для проведения экзамена образовательной организацией выбирается из перечня размещенных в Единой системе актуальных требований к компетенциям КОД из расчета один КОД по одной компетенции для обучающихся одной учебной группы. При этом в рамках одной учебной группы может быть выбрано более одной компетенции. Использование выбранного КОД осуществляется без внесения в него каких-либо изменений. Процедура выполнения заданий экзамена и их оценки осуществляется на площадках, аккредитованных в качестве центров проведения экзамена (далее – ЦПДЭ). 7 Все участники экзамена и эксперты должны быть зарегистрированы в электронной системе eSim, для чего каждый участник и эксперт должен создать и заполнить/подтвердить личный профиль не позднее, чем за 21 календарный день до начала экзамена. Экзамен проводится в соответствии с Планом, подтвержденным Главным экспертом. План содержит информацию: о времени проведения экзамена для каждой экзаменационной группы, о распределении смен (при наличии) с указанием количества рабочих мест, перерывов на обед и других мероприятий, предусмотренных КОД. Оценку выполнения заданий экзамена осуществляют эксперты, прошедшие подтверждение в электронной базе eSim. За каждымЦПДЭ закрепляется Главный эксперт. Главный эксперт назначается не позднее, чем за 12 календарных дней до начала экзамена из числа сертифицированных экспертов Ворлдскиллс. Главный эксперт представляет интересы Союза и осуществляет свои функции и полномочия в рамках подготовки и проведения демонстрационного экзамена в соответствии с порядком, установленным Союзом. Оценка выполнения заданий экзамена осуществляется Экспертной группой, формируемой ЦПДЭ или образовательной организацией, состав которой подтверждается Главным экспертом. Экспертная группа формируется из числа сертифицированных экспертов Ворлдскиллс и/или экспертов Ворлдскиллс с правом проведения чемпионатов и/или с правом участия в оценке экзамена по соответствующей компетенции. Не допускается участие в оценивании экспертов, принимавших участие в подготовке экзаменуемых обучающихся и выпускников, представляющих с экзаменуемыми одну образовательную организацию. 8 или Главный эксперт и члены Экспертной группы могут быть включены в состав ГЭК. Итоговый график проведения экзамена утверждается Союзом не позднее, чем за 15 календарных дней до начала демонстрационного экзамена. На период проведения демонстрационного экзамена ЦПДЭ назначается Технический эксперт, отвечающий за техническое состояние оборудования и его эксплуатацию. Технический эксперт не участвует в оценке выполнения заданий экзамена, не является членом Экспертной группы и не регистрируется в системе eSim. В обязательном порядке за сутки до начала экзамена проводится Подготовительный день. В этот день Главным экспертом осуществляется: контрольная проверка и прием площадки в соответствии критериями аккредитации; сверка состава Экспертной группы с подтвержденными в системе eSimданными на основании документов, удостоверяющих личность; сверка состава сдающих демонстрационный экзамен со списками в системе eSim и схемы их распределения по экзаменационным группам; распределение рабочих мест участников на площадке в местами и соответствии с жеребьевкой; ознакомление состава сдающих с рабочими оборудованием; ознакомление состава сдающих с графиком работы на площадке. По результатам проверки ЦПДЭ заполняется протокол, форма которого устанавливается Союзом. Техническим экспертом проводится инструктаж по охране труда и технике безопасности для участников и членов Экспертной группы под роспись в протоколе, форма которого устанавливается Союзом. Итоги жеребьевки и ознакомления с рабочими местами фиксируются в протоколе, форма которого устанавливается Союзом. 9 Участники должны ознакомиться с подробной информацией о плане проведения экзамена с обозначением обеденных перерывов и времени завершения экзаменационных заданий/модулей, ограничениях времени и условий допуска к рабочим местам, включая условия, разрешающие участникам покинуть рабочие места и площадку, информацию о времени и способе проверки оборудования, информацию о пунктах и графике питания, оказании медицинской помощи, о характере и диапазоне санкций, которые могут последовать в случае нарушения правил и плана проведения экзамена. В Подготовительный день не позднее 08.00 в личном кабинете в системе eSimГлавный эксперт получает вариант задания для проведения демонстрационного экзамена в конкретной экзаменационной группе и организует ознакомление сдающих с заданием. При проведении демонстрационного экзаменаГлавным экспертом выдаются экзаменационные задания каждому участнику в бумажном виде, а также разъясняются правила поведения во время демонстрационного экзамена. По завершению процедуры ознакомления с заданием участники подписывают протокол, форма которого устанавливается Союзом. К выполнению экзаменационных заданий участники приступают после указания Главного эксперта. Главный эксперт не участвует в оценке выполнения заданий демонстрационного экзамена. Разрешается присутствие на площадке членов ГЭК, не входящих в состав Экспертной группы, исключительно в качестве наблюдателей. Они не участвуют и не вмешиваются в работу Главного эксперта и Экспертной группы, не контактируют с участниками и членами Экспертной группы. Нахождение других лиц на площадке не допускается. Процедура оценивания результатов выполнения экзаменационных заданий осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными оценочной документацией по компетенции и методикой проведения оценки по стандартам Ворлдскиллс. Баллы выставляются членами Экспертной 10 группы вручную с использованием предусмотренных в системе CIS форм и оценочных ведомостей, затем переносятся из рукописных ведомостей в систему CIS Главным экспертом, после чего блокируются. К сверке результатов демонстрационного экзамена привлекается член ГЭК. Итоговый протокол подписывается Главным экспертом и членами Экспертной группы, заверяется членом ГЭК. Итоговый протокол передается в образовательную организацию, копия – Главному эксперту для включения в пакет отчетных материалов. Результаты экзамена, выраженные в баллах, обрабатываются в электронной системе eSim и удостоверяются Паспортом компетенций (SkillsPassport) – электронным документом, формируемым в личном профиле каждого участника в системе eSim на русском и английском языках. Форма паспорта устанавливается Союзом. 2. Общие требования к организации и проведению ГИА Для проведения ГИА создается Государственная экзаменационная комиссия в порядке, предусмотренном Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 16 августа 2013г. № 968, раздел II) Государственная преподавателей техникума, квалификационную организаций: экзаменационная категорию; преподавателей, комиссия имеющих лиц, высшую приглашенных имеющих высшую формируется или из или из первую сторонних первую квалификационную категорию, представителей работодателей или их объединений по профилю подготовки выпускников. Состав государственной экзаменационной комиссии утверждается распорядительным актом Техникума. 11 Государственную председатель, экзаменационную который государственной организует экзаменационной и комиссию возглавляет контролирует деятельность комиссии, обеспечивает единство требований, предъявляемых к выпускникам. Председатель государственной экзаменационной комиссии утверждается не позднее 20 декабря текущего года на следующий календарный год (с 1 января по 31 декабря Министерством образования Саратовской области по представлению Техникума). Государственная итоговая аттестация выпускников осуществляется Государственной экзаменационной комиссией (ГЭК) в составе не менее 5 человек: Состав ГЭК утверждается приказом директора Колледжа. Председатель ГЭК - представитель работодателей или их объединений, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники. Зам. председателя ГЭК - является руководитель образовательной организации. В случае создания в образовательной организации нескольких государственных экзаменационных комиссий назначается несколько заместителей председателя государственной экзаменационной комиссии из числа заместителей руководителя образовательной организации или педагогических работников. Секретарь; Члены комиссии - специалисты в области технического обслуживания и ремонта автомобилей предприятий (или преподаватели и мастера производственного обучения Техникума). Основные функции ГЭК: комплексная оценка уровня подготовки выпускников; решение вопроса о присвоении квалификации по результатам государственной итоговой аттестации; (решение оформляется протоколом); 12 разработка рекомендаций по совершенствованию подготовки студентов - специалистов в области технического обслуживания и ремонта автомобилей. Председатель ГЭК: участвует в обсуждении положения и программы государственной итоговой аттестации; организует и контролирует деятельность Комиссии; обеспечивает единство требований, предъявляемых к выпускникам в период ГИА. 3. Организация разработки тематики и выполнения выпускных квалификационных работ Тематика ВКР должна соответствовать содержанию профессиональных модулей: ПМ 01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств», ПМ 02 «Организация процессов по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств», ПМ 03 «Организация процессов модернизации и модификации автотранспортных средств» и отвечать современным требованиям развития науки, техники, производства, экономики, культуры и образования, должна быть актуальной, и иметь конкретное практическое применение. В тематике ВКР выделены следующие два направления: - работы, связанные с проектированием станций технического обслуживания или участков для автомобилей отечественного и зарубежного производства; - работы, связанные с разработкой методов организации технологических процессов технического обслуживания и текущего ремонта для автомобилей отечественного и зарубежного производства. Темы ВКР разрабатываются преподавателями Техникума совместно со специалистами предприятий или организаций, заинтересованных в 13 разработке данных тем и трудоустройстве выпускников по данному виду деятельности. Студенту предоставляется право выбора темы ВКР вплоть до предложения своей тематики при условии обоснования им целесообразности ее разработки. Перечень тем ВКР рассматривается на заседании предметной (цикловой) комиссии отделения Техники, технологии водного и наземного транспорта Техникума, согласовывается с главным инженером Предприятия и утверждается Зам. директора по учебно-производственной работе. Таблица 1. Примерная тематика дипломных проектов Наименование Тематика дипломных проектов профессиональных модулей, отражаемых в работе ПМ 01- ПМ.03 Организация городской станции обслуживания автомобилей в городе Казань, с разработкой технологического процесса восстановления маховика автомобиля ПМ 01- ПМ.03 Технологическая планировка участка восстановления клапана ГРМ городской станции обслуживания автомобилей в городе Екатеринбурге, с разработкой технологического процесса восстановления. 14 ПМ 01- ПМ.03 Технологический проект ремонта блока цилиндров автомобильных двигателей (дизелей) на ремонтном участкегородской станции обслуживания автомобилей в городе Набережные Челны ПМ 01- ПМ.03 Проектирование городской станции обслуживания автомобилей в городе Нижнем Новгороде, с разработкой технологического процесса восстановления головки блока цилиндров автомобиля ПМ 01- ПМ.03 Реконструкция городской станции обслуживания в городе Челябинске, с разработкой технологического процесса восстановления картера сцепления автомобиля ПМ 01- ПМ.03 Организация дорожной станции обслуживания автомобилей междугородней трассы города Самары, с разработкой технологического процесса техпомощи на дороге ПМ 01- ПМ.03 Технологический проект городской станции обслуживания автомобилей в городе Омске, с разработкой технологического процесса ремонта приборов системы питания ПМ 01- ПМ.03 Организация городской станции обслуживания автомобилей в городе Ростове-на-Дону, с разработкой технологического процесса восстановления первичного вала коробки передач автомобиля ПМ 01- ПМ.03 Организация дорожной станции обслуживания междугородней трассы города Уфы, с разработкой технологического процесса текущего (мелкого) ремонта 15 агрегатов автомобиля ПМ 01- ПМ.03 Технологическая планировка участка ремонта двигателя автомобиля городской станции обслуживания автомобилей в городе Красноярске, с разработкой технологического процесса ПМ 01- ПМ.03 Технологический проект ремонта механизмов рулевого управления автомобиля городской станции обслуживания автомобилей в городе Воронеже, с разработкой технологического процесса ремонта ПМ 01- ПМ.03 Проектирование городской станции обслуживания автомобилей в городе Перми, с разработкой технологического процесса ремонта главного тормозного крана грузового автомобиля ПМ 01- ПМ.03 Организация дорожной станции обслуживания автомобилей междугородней трассы города Волгограда, с разработкой технологического процесса ремонта шин и колес автомобиля ПМ 01- ПМ.03 Реконструкция городской станции обслуживания автомобилей в городе Краснодаре, с разработкой технологического процесса ремонта узлов и агрегатов ходовой части автомобиля ПМ 01- ПМ.03 Технологический проект городской станции обслуживания автомобилей в городе Саратове, с разработкой технологического процесса восстановления шатунов двигателя автомобиля ПМ 01- ПМ.03 Организация городской станции обслуживания 16 автомобилей в городе Тюмени, с разработкой технологического процесса ремонта масляного насоса двигателя автомобиля ПМ 01- ПМ.03 Организация городской станции обслуживания автомобилей в городе Тольятти, с разработкой технологического процесса ремонта жидкостного насоса двигателя автомобиля ПМ 01- ПМ.03 Организация моечно-уборочных работ на дорожной станции обслуживания междугородней трассы города Ижевска с разработкой технологического процесса ремонта колес ПМ 01- ПМ.03 Технологическая планировка участка ремонта элементов трансмиссии автомобиля городской станции обслуживания автомобилей в городе Барнаул, с разработкой технологического процесса восстановления карданной передачи ПМ 01- ПМ.03 Технологический проект ремонта деталей колес автомобиля городской станции обслуживания автомобилей в городе Ульяновске ПМ 01- ПМ.03 Проектирование городской станции обслуживания автомобилей в городе Иркутске, с разработкой технологического процесса ремонта тормозных механизмов автомобиля ПМ 01- ПМ.03 Реконструкция городской станции обслуживания в городе Хабаровске, с разработкой технологического процесса ремонта топливодкачивающего насоса 17 двигателя автомобиля ПМ 01- ПМ.03 Технологический проект городской станции обслуживания автомобилей в городе Ярославле, с разработкой технологического процесса ремонта насоса высокого давления двигателя автомобиля ПМ 01- ПМ.03 Организация городской станции обслуживания автомобилей в городе Владивостоке, с разработкой технологического процесса ремонта привода передних колес автомобиля ПМ 01- ПМ.03 Технологическая планировка участка восстановления распределительного вала автомобиля городской станции обслуживания автомобилей в городе Махачкала ПМ 01- ПМ.03 Технологический проект ремонта подвески автомобиля городской станции обслуживания автомобилей в городе Томске ПМ 01- ПМ.03 Проектирование городской станции обслуживания автомобилей в городе Оренбурге, с разработкой технологического процесса ремонта электрооборудования автомобиля ПМ 01- ПМ.03 Реконструкция городской станции обслуживания автомобилей в городе Кемерово, с разработкой технологического процесса ремонта электроприборов автомобиля ПМ 01- ПМ.03 Технологический проект городской станции обслуживания автомобилей в городе Новокузнецке, с разработкой технологического процесса восстановления 18 систем безопасности автомобиля ПМ 01- ПМ.03 Организация поста общей диагностики автомобиля дорожной станции обслуживания междугородней трассы города Рязань, с разработкой технологического процесса восстановления деталей тормозной системы По утвержденным темам руководители работ разрабатывают индивидуальные задания для каждого студента. В отдельных случаях допускается выполнение ВКР группой студентов. При этом индивидуальные задания выдаются каждому студенту. Базами для реализации темы ВКР могут быть Предприятия отрасли, независимо от их вида собственности и рода деятельности, для которых актуальна постановка и решение исследовательских, инженерных, экономических задач по данной специальности. При подготовке работ каждому студенту назначаются руководитель и консультанты. Руководитель и консультанты призваны оказывать научно- методическую помощь студенту в его самостоятельной работе при решении им конкретных вопросов по отбору современных отраслевых технологий, в критическом анализе применяемых методов при выполнении работы и использования тех или иных технических средств для сбора, регистрации и обработки информации, в освещении спорных технических вопросов. Они способствуют творческой работе, связанной с поиском новых, более прогрессивных технических решений по вопросам технологии. Взаимодействие руководителя или консультантов с обучающимися в рамках мероприятий по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации может осуществляться дистанционных образовательных технологий. 19 с использованием Задания на работу выдаются студенту не позднее, чем за две недели до защиты ВКР. На подготовку и проведение государственной итоговой аттестации отводится шесть недель. Срок проведения итоговой государственной аттестации с 21 июня по 26 июня 2022 г. Задание на ВКР сопровождается консультацией, в ходе которой разъясняются назначение и задачи, структура и объем работы, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей выпускной квалификационной работы. Общее руководство и контроль за ходом выполнения ВКР осуществляет директор Техникума и заведующий отделением ТТВиНТ. Основными функциями руководителя ВКР являются: - разработка индивидуальных заданий по утвержденным темам; - контроль за правильностью составления задания; - оказание студенту помощи при разработке плана работы над выпускной квалификационной работой, установления календарных сроков выполнения отдельных частей проекта; - научно-методическое руководство работой выпускника в процессе проектирования; - систематический контроль за ходом работы по выполнению ВКР; - оказание студенту помощи в подборе основного и дополнительного материалов для проектирования; - оказание студенту помощи в подборе необходимой литературы; - контроль за соблюдением методических требований к содержанию и оформлению разработанных на выпускной отделении квалификационной работы, по 23.02.07 специальности «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей»; 20 - проверка законченной выпускной квалификационной работы (пояснительной записки, графического материала); - подготовка студента к защите выпускной квалификационной работы перед Государственной экзаменационной комиссией (ГЭК). По завершению студентом ВКР руководитель подписывает ее вместе с заданием. 4. Требования к выпускным квалификационным работам Государственная итоговая аттестация обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звена СПО по специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей» включает защиту выпускной квалификационной работы, состоящей из пояснительной записки и графической части. - Пояснительная записка включает следующие разделы: - Введения, в котором обосновывается актуальность выбранной темы, ее значение, определяются цель работы и задачи, решение которых позволит достичь поставленной цели. - Аналитическая часть работы должна содержать: - анализ деятельности предприятий автосервиса города - характеристику деятельности проектируемого объекта; - выбор метода организации производства - выбор оборудования для производственных целей проектируемого объекта и обоснование выбора; - дефекты, неисправности объектов ремонта, способы и технологии устранения. - Расчетная часть работы должна содержать: - технологический расчет: расчет производственных программ, трудоемкости выполняемых работ, 21 количества постов и производственных работников, расчет площадей основных и вспомогательных зон. - экономический расчет, который включает в себя расчет основных финансовых показателей спроектированного производственного предприятия, расчет экономической эффективности проекта - Охрана труда. В данном разделе отражаются вопросы, связанные с вредным воздействием производственных факторов на здоровье человека и избеганием связанных рассматриваются с вопросы этим негативных техники последствий. безопасности, Также производственной санитарии и пожарной профилактики, предотвращающие травматизм и профессиональные заболевания. - Заключение, в котором содержатся конкретные выводы о результатах работы, их оценка и практические рекомендации. - Раздел приложений (графическая часть) содержит таблицы, инструкции, громоздкие материалы, затрудняющие восприятие содержания основных разделов пояснительной записки, носит прикладной характер и отражает тему проекта. В ходе выполнения графической части, студентами создаются графические материалы на 2-х листах формата А1. Содержание графического материала составляется и выполняется под руководством руководителей ВКР. 22 СТРУКТУРА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ и примерное распределение объемов работы по разделам Наименование разделов и Объем, Примерное Число Объем страниц содержание слайдов работы презентации % подразделов графических ВКР иллюстративных и материалов 1 2 Титульный лист 1 Задание на 1 3 4 1 работу Календарный 1 график Содержание Введение Аналитическая 1-2 1 1 10-15 4-8 часть Карта, схема города, района, материалы по предприятию, видам работ, технологии восстановления Расчетная часть 15-20 Расчеты периодичности, трудоемкости, числа постов, 23 2 5 выбор оборудования, определение площадей, расчет экономических показателей СТО или участка Охрана труда 4-6 Заключение 1-2 Список 1-2 1-2 источников и Интернетресурсов Приложения Отзывы руководителя и рецензента проекта, письма с предприятия - Графическая часть носит прикладной характер и отражает тему проекта. В ходе выполнения графической части, студентами создаются графические материалы на 2-х листах формата А1. Содержание графического материала составляется и выполняется под руководством руководителей ВКР 5. Рецензирование выпускных квалификационных работ Выполненные специалистами образовательных из квалификационные числа работников учреждений, имеющих 24 работы рецензируются Предприятий, высшую преподавателей квалификационную категорию, хорошо владеющих вопросами, связанными с тематикой выпускных квалификационных работ. Рецензия должна включать следующие разделы: - актуальность работы; - отличительные положительные стороны работы; - практическое значение; - недостатки и замечания; - оценку образовательных достижений выпускника: оценку общих и профессиональных компетенций выпускника; - оценку выпускной квалификационной работы в целом. Содержание рецензии доводится до сведения студента не позднее, чем за день до защиты выпускной квалификационной работы. Внесение изменений в выпускную квалификационную работу после получения рецензии не допускается. 6. Защита выпускных квалификационных работ Защита выпускной квалификационной работы, проводится на открытых заседаниях государственной экзаменационной комиссии. На защиту в Государственную экзаменационную комиссию представляются следующие документы: - Пояснительная записка к выпускной квалификационной работе; - Графическая часть выпускной квалификационной работы; - Презентация; - Отзыв руководителя на выпускную квалификационную работу; - Рецензия на выпускную квалификационную работу. Порядок защиты выпускной квалификационной работы следующий: - Представление студента комиссии; - доклад студента (7-10 мин); 25 - ответы на вопросы членов ГЭК (5 мин) Решение государственной экзаменационной комиссии принимается на закрытом заседании простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании. При равном числе голосов голос председателя является решающим. Защита ВКР в период сложной санитарно-эпидемиологической обстановки не проводится на открытых заседаниях. В период сложной санитарно-эпидемиологической обстановки защита ВКР проводится с применением дистанционных образовательных технологий. Во дистанционных время проведения образовательных защиты технологий, ВКР с техникум применением обеспечивает идентификацию личности обучающихся. В случае ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки на период проведения защиты ВКР, техникум может перенести срок проведения государственной итоговой аттестации по завершению карантина. Результаты оценками: государственной «отлично, итоговой «хорошо», аттестации определяются «удовлетворительно», «неудовлетворительно», которые заносятся в протоколы заседания ГЭК и объявляются в день защиты выпускной квалификационной работы: 5 (отлично) четкость и логическая последовательность изложения теоретического материала; использование и владение профессиональной терминологией, грамотное объяснение данных понятий; материал раскрыт в полном объеме, продумано содержание всех структурных элементов; полное, прочное, системное и глубокое знание изученного материала по специальности; 26 студент легко ориентируется в направлениях, в технологии, в истории и в современном состоянии авторемонтных технологий; краткость и точность формулировок и выводов в пояснительной записке; пояснительная записка оформлена с соблюдением всех предъявляемых современных требований 4 (хорошо) материал в выпускной квалификационной работы представлен в достаточном объеме; последовательность, логичность изложения материала; владение профессиональной терминологией; студент хорошо ориентируется в направлениях, в технологии, в истории и в современном состоянии авторемонтных технологий; полное, прочное и глубокое знание изученного материала по специальности; качественное выполнение практической части ВКР; наличие единичных незначительных ошибок либо незначительных отклонений в технологии исполнения работы; эстетичность оформления работы; пояснительная записка оформлена с соблюдением предъявляемых требований, допускаются неточности; высокая степень работоспособности. 3(удовлетворительно) нелогичная форма изложения результатов проделанной работы; профессиональной терминологией пользуется частично; студент с трудом ориентируется в технологии, в истории и в современном состоянии авторемонтных технологий; качество выполненной выпускной квалификационной работы ниже среднего либо низкое; 27 многочисленное либо незначительное количество существенных ошибок, неполное понимание причин появления этих ошибок; низкий уровень оформления выпускной квалификационной работы; низкая степень самостоятельности при выполнении практической части; неумение осознанно воспроизвести изученный материал по специальности; полное либо частичное несоблюдение требований к оформлению пояснительной записки; низкая работоспособность. 2 (неудовлетворительно) – задание не выполнено либо выполнено частично; студент не выявил профессиональные навыки и способности, либо удовлетворительно владеет основами предмета; студент не владеет целостным композиционным видением; не владеет специальной профессиональной терминологией; не может самостоятельно использовать материалы при решении поставленных задач; наличие многочисленных грубых ошибок, практическая часть выпускной квалификационной работы не закончена; отсутствует либо выполнена частично пояснительная записка, наличие грубых ошибок; очень низкая работоспособность. Решение государственной экзаменационной комиссии о присвоении квалификации выпускникам, прошедшим государственную итоговую аттестацию, и выдаче соответствующего документа об образовании объявляется приказом директора Техникума. Лицам, не проходившим государственной итоговой аттестации по уважительной причине, предоставляется возможность государственную итоговую аттестацию без отчисления из Техникума. 28 пройти Дополнительные заседания государственных экзаменационных комиссий организуются в установленные Техникумом сроки, но не позднее четырех месяцев после подачи заявления лицом, не проходившим государственной итоговой аттестации по уважительной причине. Обучающиеся, не прошедшие государственной итоговой аттестации или получившие на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, проходят государственную итоговую аттестацию не ранее чем через шесть месяцев после прохождения государственной итоговой аттестации впервые. Для прохождения государственной итоговой аттестации лицо, не прошедшее государственную итоговую аттестацию по неуважительной причине или получившее на государственной итоговой аттестации неудовлетворительную оценку, восстанавливается на период времени, установленный Техникумом самостоятельно, но не менее предусмотренного календарным учебным графиком для прохождения государственной итоговой аттестации соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования. Повторное прохождение государственной итоговой аттестации для одного лица назначается Техникумом не более двух раз. Решение государственной экзаменационной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем государственной экзаменационной комиссии (в случае отсутствия председателя - его заместителем) и секретарем государственной экзаменационной комиссии и хранится в архиве образовательной организации. 7. Критерии оценки по защите выпускной квалификационной работы 29 А. Подведение результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников, обучавшихся по программе подготовки специалистов среднего звена СПО, проводится с учетом критериев оценок: - освоения общих и профессиональных компетенций, разработанных специалистами профессиональной образовательной организации, на основании результатов промежуточной аттестации по учебным дисциплинам и профессиональным модулям; - членов Государственной экзаменационной комиссии по результатам выполнения и защиты выпускной квалификационной работы. Для защиты ВКР формируется матрица оценок достижений, обучающихся по результатам освоения профессиональных и общих компетенций на этапе государственной итоговой аттестации. Интегральная оценка результатов определяется как медиана по каждому из основных показателей оценки результатов. Б. Методика интегральной оценки результатов Таблица 1 –Интегральной оценки результатов Код и ФИО наименование Код и профессиональны х наименование ОПОР компетенций ПК 1.1. –ПК ОПОР 1.1Определять 3.3Осуществлять неисправности двигателя, диагностику систем и агрегатов техническое автомобилей обслуживание ремонт ОПОР 1.2Выполнять техническое обслуживание 30 систем, узлов и двигателя, систем и механизмов агрегатов автомобилей автомобильных двигателей , электрооборудован ия и электронных ОПОР 1.3Выбирать систем способы ремонта и автомобилей, выполнять ремонт деталей трансмиссии, двигателя, систем и ходовой части и агрегатов автомобилей органов управления автомобилей 5.1 Планировать ОПОР 2.1 Планирование деятельность производственной подразделения программы по по техническому техническому обслуживанию и обслуживанию и ремонту ремонту систем, подвижного состава узлов и автомобильного транспорта двигателей ОПОР 2.2 Планирование численности производственного персонала ОПОР 2.3 Составление сметы затрат и калькуляция себестоимости продукции предприятия автомобильного транспорта 31 Определение финансовых результатов деятельности предприятия автомобильного транспорта ПК 6.4. Определять ОПОР 3.1 Оценка остаточный ресурс технического состояния производственного производственного оборудования оборудования ОПОР 3.2 Определять потребность в новом технологическом оборудовании ОПОР 3.3 Обеспечивать технику безопасности при выполнении работ производственного оборудования; +Интегральная оценка (медиана) ОПОР ОК 1 Выбирать способы решения задач профессиональной ОПОР 1.1 определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, деятельности, необходимую для решения применительно к задачи различным контекстам ОК 2. ОПОР 2.1 - использование Осуществлять различных источников, поиск, включая электронные 32 анализ и ресурсы, медиа-ресурсы, интерпретацию Интернет-ресурсы, информации, периодические издания по необходимой для специальности для решения выполнения задач профессиональных задач профессиональной деятельности ОК 3. Планировать ОПОР 3.1 - демонстрация и ответственности за реализовывать принятые решения собственное - обоснованность профессиональное самоанализа и коррекция и результатов личностное работы; собственной развитие ОК 4. Работать в ОПОР 4.1 - взаимодействие коллективе с и команде, преподавателями эффективно мастерами взаимодействовать обучения, с руководителями учебной коллегами, и руководством, практик; клиентами. обучающимися, в и ходе с производственной - обоснованность анализа работы членов команды (подчиненных) ОК 7. ОПОР 7.1 - эффективность Содействовать выполнения правил ТБ сохранению во время 33 учебных окружающей занятий, при среды, прохождении учебной и ресурсосбережени производственной ю, практик; эффективно - знание и использование действовать в ресурсосберегающих чрезвычайных технологий ситуациях телекоммуникаций в области ОК 9. Использовать ОПОР 9.1 - эффективность информационные использования технологии в информационно- профессиональной коммуникационных деятельности технологий в профессиональной деятельности согласно формируемым умениям и получаемому практическому опыту; ОК 10. - эффективность Пользоваться использования профессиональной профессиональной документацией на деятельности необходимой государственном и технической документации, иностранном в том числе на английском языках языке. 34 в Оценка руководителя обучение практику Оценка за производственное ПЗ Оценка за профессиональную выпускника Оценка за презентацию а за Оценка за ответы на вопросы Оценк ФИО Оценка за доклад Таблица 2 – Оценочная ведомость Средний балл В соответствии с данными критериями подсчитывается средний балл, соответствующий оценке защиты студента. Итоговая оценка складывается из оценок отзыва, рецензии, защиты студента. 8. Порядок подачи и рассмотрения апелляций 8.1. По результатам государственной итоговой аттестации выпускник, участвовавший в государственной итоговой аттестации, имеет право подать в Апелляционную комиссию нарушении, его по письменное мнению, апелляционное установленного заявление порядка о проведения государственной итоговой аттестации и (или) несогласии с ее результатами (далее - апелляция). 8.2. Апелляция подается лично выпускником или родителями (законными представителями) несовершеннолетнего апелляционную комиссию образовательной организации. 35 выпускника в Апелляция о нарушении порядка проведения государственной итоговой аттестации подается непосредственно в день проведения государственной итоговой аттестации. Апелляция о несогласии с результатами государственной итоговой аттестации выдается не позднее следующего рабочего дня после объявления результатов государственной итоговой аттестации. 8.3. Апелляционная комиссия формируется в количестве не менее пяти человек из числа преподавателей образовательной организации, имеющих высшую или первую квалификационную категорию, не входящих в данном учебном году в состав государственных экзаменационных комиссий. Председателем апелляционной комиссии является руководитель образовательной организации либо лицо, исполняющее обязанности руководителя на основании распорядительного акта образовательной организации 8.4 Апелляция рассматривается на заседании апелляционной комиссии с участием не менее двух третей ее состава. На заседание апелляционной комиссии приглашается председатель соответствующей государственной экзаменационной комиссии.8.5. Рассмотрение апелляции не является пересдачей государственной итоговой аттестации. 8.6. Решение апелляционной большинством голосов. При комиссии равном принимается простым числе голосов голос председательствующего на заседании апелляционной комиссии является решающим. 36 8.7. Решение апелляционной комиссии доводится до сведения подавшего апелляцию выпускника (под роспись) в течение трех рабочих дней со дня заседания апелляционной комиссии. 8.8.Решение апелляционной комиссии является окончательным и пересмотру не подлежит. 8.9. Решение апелляционной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем и секретарем апелляционной комиссии и хранится в архиве образовательной организации. 8.3. Апелляционная комиссия формируется в количестве не менее пяти человек из числа преподавателей образовательной организации, имеющих высшую или первую квалификационную категорию, не входящих в данном учебном году в состав государственных экзаменационных комиссий. Председателем апелляционной комиссии является руководитель образовательной организации либо лицо, исполняющее обязанности руководителя на основании распорядительного акта образовательной организации. 37