МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение Саратовской области «Балаковский промышленно –
транспортный техникум им.Н.В.Грибанова»
СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
ом
ГАПОУ СО «БПТТ им.Н.В.Грибанова»
Протокол от 30.06.20233г.
УТВЕРЖДАЮ
УТВЕРЖД
Директор
иректор ГАПОУ СО «БПТТ
им.Н.В.Грибанова»
_____________Д.Н.Поперечнев
ПОЛОЖЕНИЕ
о внутренней системе оценки качества образования
г.Балаково
2023 г.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящее «Положение о внутренней системе оценки качества образования в
ГАПОУ СО «Балаковский промышленно-транспортный техникум им.Н.В.Грибанова»
(далее - Положение) определяет цели, задачи, принципы системы оценки качества
образования, ее организационную и функциональную структуру, реализацию (содержание
процедур контроля и экспертной оценки качества образования) и общественное участие в
оценке и контроле качества образования в ГАПОУ СО «БПТТ им.Н.В.Грибанова» (далее Техникум).
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
приказом Минпросвещения России от 24.08.2022 № 762 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным
программам среднего профессионального образования»;
постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении
мониторинга системы образования»;
приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462 «Об утверждении Порядка
проведения самообследования образовательной организацией»;
приказом Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324 «Об утверждении
показателей
деятельности
образовательной
организации,
подлежащей
самообследованию»;
локальными актами Техникума, регламентирующими организацию и обеспечение
образовательного процесса.
1.3. Под внутренней системой оценки качества образования в Техникуме
понимается совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и
оценочных процедур, обеспечивающих на единой основе оценку образовательных
достижений обучающихся, эффективности реализации образовательных программ с
учетом запросов основных пользователей результатов системы оценки качества
образования.
1.4. Основными пользователями результатов системы оценки качества образования
Техникума
являются:
преподаватели,
обучающиеся
и
их
родители
(законные
представители), Педагогический совет техникума, Методический совет техникума,
экспертные
комиссии
при
проведении
процедур
лицензирования,
аккредитации
образовательной организации, аттестации педагогических работников, представители
работодателей и другие лица.
1.5. Техникум обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур,
разработку и внедрение ВСОКО, проводит оценку, учет и дальнейшее использование
полученных результатов.
1.6. Данное Положение распространяется на деятельность всех педагогических
работников Техникума, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии
с трудовыми договорами, в том числе на педагогических работников, работающих по
совместительству
2. Основные цели, задачи и принципы внутренней системы оценки качества
образования
2.1 Целями ВСОКО являются:
2.1.1
формирование
единой
системы диагностики
и
контроля состояния
образования и получение объективной информации о функционировании и развитии
системы образования в Техникуме, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на
его уровень;
2.1.2
предоставление
всем
участникам
образовательных
отношений
и
общественности достоверной информации о качестве образования;
2.1.3 принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по
совершенствованию образования;
2.1.4 прогнозирование развития образовательной системы Техникума.
2.2. Задачами построения ВСОКО являются:
2.2.1. формирование единого понимания критериев качества образования и
подходов к его измерению, информационное, аналитическое и экспертное обеспечение
мониторинга системы образования Техникума;
2.2.2. формирование системы сбора и обработки аналитических показателей,
позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования;
2.2.3.
формирование
ресурсной
базы
и
обеспечение
функционирования
образовательной статистики и мониторинга качества образования;
2.2.4. изучение и самооценка состояния развития и эффективности деятельности
Техникума;
2.2.5. определение степени соответствия условий осуществления образовательного
процесса государственным требованиям;
2.2.6. определение степени соответствия образовательных программ с учетом
запросов основных потребителей образовательных услуг нормативным требованиям,
усиление взаимодействия Техникума с партнерами - работодателями по вопросам
совершенствования подготовки обучающихся;
2.2.7. обеспечение доступности качественного образования;
2.2.8. оценка уровня индивидуальных образовательных достижений, обучающихся;
2.2.9. выявление факторов, влияющих на качество образования;
2.2.10. содействие повышению квалификации педагогов, принимающих участие в
процедурах оценки качества образования; определение направлений
повышения
квалификации педагогических работников по вопросам, касающимся требований к
аттестации педагогов, индивидуальным достижениям обучающихся;
2.2.11. разработка технологии использования результатов оценки качества
образования в качестве информационной основы принятия управленческих решений;
2.2.12.
противодействие
коррупционным
проявлениям
в
ходе
реализации
образовательного процесса.
2.3. В основу системы оценки качества образования положены следующие
принципы:
2.3.1. объективности, достоверности, полноты и системности информации о
качестве образования;
2.3.2. реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их
социальной и личностной значимости, учёта индивидуальных особенностей развития
отдельных обучающихся при оценке результатов их обучения и воспитания;
2.3.3.
открытости,
прозрачности
процедур
оценки
качества
образования;
преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему
оценки качества образования;
2.3.4. доступности информации о состоянии и качестве образования для различных
групп потребителей;
2.3.5. рефлексивности, реализуемый через включение педагогов в критериальный
самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и
показатели; повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого
педагога;
2.3.6.
оптимальности
использования
источников
первичных
данных
для
определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности
их многократного использования);
2.3.7. инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом
существующих
возможностей
сбора
данных,
методик
измерений,
анализа
и
интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
2.3.8. минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней
управления; сопоставимости системы показателей с федеральными, региональными
аналогами;
2.3.9. взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними
взаимосвязей и взаимозависимости;
2.3.10. соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки
качества образования в Техникуме.
2.4 Внутренняя оценка качества образования осуществляется посредством:
2.4.1. системы внутреннего контроля качества образования;
2.4.2. мониторинга качества образования обучающихся;
2.4.3. результатов аттестации педагогических работников и администрации;
2.4.4. общественной экспертизы качества образования;
2.4.5. лицензирования;
2.4.6. государственной аккредитации;
2.4.7. государственной (итоговой) аттестации выпускников.
2.5. В качестве источников данных для оценки качества образования используются:
2.5.1.
результаты
текущего
контроля
успеваемости
и
посещаемости,
промежуточной и итоговой аттестации;
2.5.2. результаты мониторинговых исследований;
2.5.3. социологические опросы;
2.5.4. отчеты отделений;
2.5.5. результаты посещений занятий и кураторских часов.
2.6 Объектами оценки качества образования являются:
2.6.1.
методическое,
качество
условий
финансовое
(материально-техническое,
обеспечение,
требования
к
кадровое,
учебно
практической
-
подготовке
обучающихся, требования к организации воспитания обучающихся);
2.6.2. качество процессов (образовательного, воспитательного профессионального
сопровождения выпускников, дополнительных образовательных услуг и т.д.);
2.6.3. качество результатов (степень соответствия образовательных достижений и
результатов
освоения
обучающимися
образовательных
программ
федеральным
государственным образовательным стандартам);
2.6.4. качество и эффективность управления образовательным процессом.
2.7 В качестве методов для оценки качества образования используются:
наблюдение;
анализ;
беседа;
изучение документации;
анкетирование;
тестирование;
отчет;
проверка
знаний,
умений,
сформированных
общих
и
профессиональных
компетенций, личностные результаты обучающихся;
мониторинг и другое.
3. Организационная и функциональная структура внутренней системы оценки
качества образования
3.1. Организационная структура, занимающаяся внутренней оценкой, экспертизой
качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя:
- Администрацию техникума;
- Педагогический совет;
- Методический совет;
- Временные структуры (комиссии и др.).
3.2. Администрация Техникума:
3.2.1. Формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование
внутренней системы оценки качества образования и контролирует их исполнение;
3.2.2. Разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на
совершенствование системы оценки качества образования Техникума, участвует в этих
мероприятиях;
3.2.3. Принимает
участие в проведении контрольно-оценочных процедур,
мониторинговых исследований по вопросам качества образования в Техникуме;
3.2.4. Осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о
результатах проводимых мониторингов, анализирует результаты оценки качества
образования в техникуме;
3.2.5. Организует изучение информационных запросов основных пользователей
системы оценки качества образования;
3.2.6.
Обеспечивает
условия
для
подготовки
работников
Техникума
по
осуществлению контрольно-оценочных процедур;
3.2.7. Принимает управленческие решения по развитию качества образования на
основе анализа результатов, полученных в процессе внутренней оценки качества
образования.
3.3. Временные структуры (экспертный совет по качеству) участвуют в обсуждении
и заслушивает представителей администрации техникума по реализации внутренней
системы оценки качества, дает оценку деятельности руководителей структурных
подразделений
результатов.
и
педагогических
работников
по
достижению
запланированных
3.4. Педагогический совет техникума:
3.4.1.Содействует определению стратегических направлений развития системы
образования в техникуме;
3.4.2. Принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих
состояние и динамику развития системы образования;
3.4.3. Принимает участие в экспертизе качества образовательных результатов,
условий организации учебной деятельности в техникуме;
3.4.4. Принимает участие в оценке качества и результативности труда работников
техникума
,
распределении
выплат
стимулирующего
характера
работникам
и
согласовании их распределения в порядке, устанавливаемом локальными актами
техникума;
3.4.5.
Заслушивает
информацию
и
отчеты
педагогических
работников,
представителей организаций и учреждений, взаимодействующих с техникумом по
вопросам образования и воспитания обучающихся, в том числе сообщений о проверке
требований СанПиН, об охране труда, здоровья и жизни обучающихся и другие вопросы
образовательной деятельности техникума.
3.5. Методический совет техникума:
3.5.1.Участвуют в разработке методики оценки качества образования; участвуют в
разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития
техникума;
3.5.2. Разрабатывают совместно с преподавателями, другими участниками
образовательных отношений критерии оценки результативности профессиональной
деятельности педагогических работников техникума;
3.5.3.Инициируют
и
организуют
конкурсы
образовательных
программ,
педагогического мастерства, образовательных технологий и т.д.;
3.5.4.Организуют
работу
по
повышению
квалификации
и
стажировок
педагогических работников, развитию их творческих инициатив;
3.5.5.
Содействуют
проведению
подготовки
работников
техникума
к
осуществлению контрольно оценочных процедур;
3.5.6. Проводят экспертизу организации, содержания и результатов аттестации
обучающихся и формируют предложения по их совершенствованию;
3.5.7. Готовят предложения для администрации по выработке управленческих
решений по результатам оценки качества образования на уровне техникума.
4. Организация работы по обеспечению системного мониторинга качества
образования и самообследования
4.1. Основанием для проведения внутренней оценки качества образования
выступают:
плановый контроль;
проверка состояния дел для подготовки управленческих решений;
обращение физических и (или) юридических лиц по поводу нарушений в области
образования.
4.2.
Организация проверки
состояния любого из
вопросов содержания
внутренней оценки качества образования состоит из следующих этапов:
определение цели, объектов оценки;
определение показателей внутренней оценки качества образования;
назначение ответственных лиц по анализу показателей внутренней оценки качества
образования;
инструктаж участников внутренней оценки качества образования;
констатация фактического состояния дел;
выводы, вытекающие из анализа показателей внутренней оценки качества
образования;
рекомендации или предложения по совершенствованию образовательного процесса
в техникуме или устранению недостатков;
определение сроков для ликвидации недостатков или повторная процедура оценки.
4.3. Внутренняя оценка качества условий осуществления образовательной
деятельности организациями основывается на следующих критериях: открытость и
доступность
информации;
образовательная
комфортность
деятельность;
условий,
доброжелательность,
в
которых
осуществляется
вежливость
работников;
удовлетворенность условиями осуществления образовательной деятельности; доступность
услуг для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
4.4. Внутренняя оценка качества процессов осуществления образовательной
деятельности проводится в целях получения информации об уровне организации работы
по реализации образовательных программ и включает в себя: оценку образовательного, в
т.ч.
воспитательного
преподавателей,
процесса
мастеров
-
качества
работы
производственного
педагогических
обучения,
работников:
кураторов;
оценку
профессионального сопровождения выпускников – качество работы Службы содействия
трудоустройству и практики.
4.5. Организация и проведение внутренней оценки качества работы педагогических
работников осуществляется в рамках: системного мониторинга уровня квалификации
педагогических работников; проведения конкурсов педагогического мастерства; анализа
портфолио
профессиональных
достижений
педагогических
работников.
Целями
оценочных процедур являются: получение разносторонней оценки о профессиональной
деятельности - педагогических работников в Техникуме; определение соответствия
качества преподавательского состава требованиям соответствующего профессионального
стандарта (при наличии), требованиям федеральных государственных образовательных
стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ; анализ
динамики профессионального уровня педагогических работников Техникума. Совокупная
оценка деятельности педагогического работника оценивает качество его работы по всем
направлениям (образовательная деятельность, научная работа, воспитательная работа и
т.д.),
позволяет
выявить
резервы
и
определить
пути
наиболее рационального
использования кадровых ресурсов.
4.6. Внутренняя оценка качества результатов - подготовки обучающихся
проводится в целях получения информации об уровне освоения обучающимися
образовательной программы или ее компонентов (дисциплин, модулей, практик и др.),
предоставления участникам образовательных отношений сведений о качестве подготовки
обучающихся, и включает в себя: мониторинг освоения образовательных программ.
4.7. Мониторинг освоения образовательных программ осуществляется в рамках
следующих мероприятий, проводимых в Техникуме: проведение контроля текущей
успеваемости и посещаемости обучающихся; проведение промежуточной аттестации
обучающихся по дисциплинам (модулям); проведение промежуточной аттестации
обучающихся
промежуточной
по
итогам
аттестации
выполнения
обучающихся
курсовых
работ
(проектов);
по итогам прохождения
проведение
практической
подготовки; проведение анализа учебных и внеучебных достижений обучающихся;
проведение конкурсных мероприятий среди обучающихся; проведение государственной
итоговой аттестации обучающихся.
5. Взаимодействие с участниками образовательных отношений
5.1. Работа по внутренней оценке качества образования строится на уровне каждого
структурного подразделения, к работе для данной деятельности привлекаются все
участники образовательных отношений Технику а.
5.2. Общее руководство организацией и проведением мониторинга осуществляет
директор Техникума.
5.3. Мониторинговые мероприятия проводят администрация и педагогические
работники техникума, обладающие необходимой квалификацией и компетенцией.
6. Самообследование как часть системы внутренней оценки качества
образования
6.1. Самообследование проводится ежегодно.
6.2. Техникум обеспечивают открытость и доступность отчета о результатах
самообследования.
6.3. Показатели деятельности техникума, подлежащей самообследованию, и
порядок его проведения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере образования.
6.4. Целями проведения самообследования являются обеспечение доступности и
открытости информации о деятельности техникума, а также подготовка отчета о
результатах самообследования.
6.5.
Процедура
самообследования
включает
в
себя
следующие
этапы:
планирование и подготовку работ по самообследованию; организацию и проведение
самообследования; обобщение полученных результатов и на их основе формирование
отчета; рассмотрение отчета органом управления образовательной организации, к
компетенции которого относится решение данного вопроса.
6.6. Форма проведения самообследования, состав лиц, привлекаемых для его
проведения, определяются техникумом самостоятельно.
6.7. Результаты самообследования оформляются в виде отчета, включающего
аналитическую часть и результаты анализа показателей деятельности техникума,
подлежащей самообследованию.
6.8. Отчет подписывается директором техникума и заверяется ее печатью.
6.9. Размещение отчета техникума, на официальном сайте техникума в сети
«Интернет».