МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Балаковский промышленно – транспортный техникум им.Н.В.Грибанова» СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом ом ГАПОУ СО «БПТТ им.Н.В.Грибанова» Протокол от 30.06.20233г. УТВЕРЖДАЮ УТВЕРЖД Директор иректор ГАПОУ СО «БПТТ им.Н.В.Грибанова» _____________Д.Н.Поперечнев ПОЛОЖЕНИЕ о внутренней системе оценки качества образования г.Балаково 2023 г. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Настоящее «Положение о внутренней системе оценки качества образования в ГАПОУ СО «Балаковский промышленно-транспортный техникум им.Н.В.Грибанова» (далее - Положение) определяет цели, задачи, принципы системы оценки качества образования, ее организационную и функциональную структуру, реализацию (содержание процедур контроля и экспертной оценки качества образования) и общественное участие в оценке и контроле качества образования в ГАПОУ СО «БПТТ им.Н.В.Грибанова» (далее Техникум). 1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; приказом Минпросвещения России от 24.08.2022 № 762 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»; постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»; приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией»; приказом Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»; локальными актами Техникума, регламентирующими организацию и обеспечение образовательного процесса. 1.3. Под внутренней системой оценки качества образования в Техникуме понимается совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой основе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности реализации образовательных программ с учетом запросов основных пользователей результатов системы оценки качества образования. 1.4. Основными пользователями результатов системы оценки качества образования Техникума являются: преподаватели, обучающиеся и их родители (законные представители), Педагогический совет техникума, Методический совет техникума, экспертные комиссии при проведении процедур лицензирования, аккредитации образовательной организации, аттестации педагогических работников, представители работодателей и другие лица. 1.5. Техникум обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур, разработку и внедрение ВСОКО, проводит оценку, учет и дальнейшее использование полученных результатов. 1.6. Данное Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников Техникума, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами, в том числе на педагогических работников, работающих по совместительству 2. Основные цели, задачи и принципы внутренней системы оценки качества образования 2.1 Целями ВСОКО являются: 2.1.1 формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования и получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в Техникуме, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень; 2.1.2 предоставление всем участникам образовательных отношений и общественности достоверной информации о качестве образования; 2.1.3 принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования; 2.1.4 прогнозирование развития образовательной системы Техникума. 2.2. Задачами построения ВСОКО являются: 2.2.1. формирование единого понимания критериев качества образования и подходов к его измерению, информационное, аналитическое и экспертное обеспечение мониторинга системы образования Техникума; 2.2.2. формирование системы сбора и обработки аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования; 2.2.3. формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования образовательной статистики и мониторинга качества образования; 2.2.4. изучение и самооценка состояния развития и эффективности деятельности Техникума; 2.2.5. определение степени соответствия условий осуществления образовательного процесса государственным требованиям; 2.2.6. определение степени соответствия образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг нормативным требованиям, усиление взаимодействия Техникума с партнерами - работодателями по вопросам совершенствования подготовки обучающихся; 2.2.7. обеспечение доступности качественного образования; 2.2.8. оценка уровня индивидуальных образовательных достижений, обучающихся; 2.2.9. выявление факторов, влияющих на качество образования; 2.2.10. содействие повышению квалификации педагогов, принимающих участие в процедурах оценки качества образования; определение направлений повышения квалификации педагогических работников по вопросам, касающимся требований к аттестации педагогов, индивидуальным достижениям обучающихся; 2.2.11. разработка технологии использования результатов оценки качества образования в качестве информационной основы принятия управленческих решений; 2.2.12. противодействие коррупционным проявлениям в ходе реализации образовательного процесса. 2.3. В основу системы оценки качества образования положены следующие принципы: 2.3.1. объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования; 2.3.2. реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости, учёта индивидуальных особенностей развития отдельных обучающихся при оценке результатов их обучения и воспитания; 2.3.3. открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования; 2.3.4. доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей; 2.3.5. рефлексивности, реализуемый через включение педагогов в критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога; 2.3.6. оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования); 2.3.7. инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию); 2.3.8. минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления; сопоставимости системы показателей с федеральными, региональными аналогами; 2.3.9. взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимости; 2.3.10. соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в Техникуме. 2.4 Внутренняя оценка качества образования осуществляется посредством: 2.4.1. системы внутреннего контроля качества образования; 2.4.2. мониторинга качества образования обучающихся; 2.4.3. результатов аттестации педагогических работников и администрации; 2.4.4. общественной экспертизы качества образования; 2.4.5. лицензирования; 2.4.6. государственной аккредитации; 2.4.7. государственной (итоговой) аттестации выпускников. 2.5. В качестве источников данных для оценки качества образования используются: 2.5.1. результаты текущего контроля успеваемости и посещаемости, промежуточной и итоговой аттестации; 2.5.2. результаты мониторинговых исследований; 2.5.3. социологические опросы; 2.5.4. отчеты отделений; 2.5.5. результаты посещений занятий и кураторских часов. 2.6 Объектами оценки качества образования являются: 2.6.1. методическое, качество условий финансовое (материально-техническое, обеспечение, требования к кадровое, учебно практической - подготовке обучающихся, требования к организации воспитания обучающихся); 2.6.2. качество процессов (образовательного, воспитательного профессионального сопровождения выпускников, дополнительных образовательных услуг и т.д.); 2.6.3. качество результатов (степень соответствия образовательных достижений и результатов освоения обучающимися образовательных программ федеральным государственным образовательным стандартам); 2.6.4. качество и эффективность управления образовательным процессом. 2.7 В качестве методов для оценки качества образования используются: наблюдение; анализ; беседа; изучение документации; анкетирование; тестирование; отчет; проверка знаний, умений, сформированных общих и профессиональных компетенций, личностные результаты обучающихся; мониторинг и другое. 3. Организационная и функциональная структура внутренней системы оценки качества образования 3.1. Организационная структура, занимающаяся внутренней оценкой, экспертизой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: - Администрацию техникума; - Педагогический совет; - Методический совет; - Временные структуры (комиссии и др.). 3.2. Администрация Техникума: 3.2.1. Формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование внутренней системы оценки качества образования и контролирует их исполнение; 3.2.2. Разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования Техникума, участвует в этих мероприятиях; 3.2.3. Принимает участие в проведении контрольно-оценочных процедур, мониторинговых исследований по вопросам качества образования в Техникуме; 3.2.4. Осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о результатах проводимых мониторингов, анализирует результаты оценки качества образования в техникуме; 3.2.5. Организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования; 3.2.6. Обеспечивает условия для подготовки работников Техникума по осуществлению контрольно-оценочных процедур; 3.2.7. Принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе внутренней оценки качества образования. 3.3. Временные структуры (экспертный совет по качеству) участвуют в обсуждении и заслушивает представителей администрации техникума по реализации внутренней системы оценки качества, дает оценку деятельности руководителей структурных подразделений результатов. и педагогических работников по достижению запланированных 3.4. Педагогический совет техникума: 3.4.1.Содействует определению стратегических направлений развития системы образования в техникуме; 3.4.2. Принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования; 3.4.3. Принимает участие в экспертизе качества образовательных результатов, условий организации учебной деятельности в техникуме; 3.4.4. Принимает участие в оценке качества и результативности труда работников техникума , распределении выплат стимулирующего характера работникам и согласовании их распределения в порядке, устанавливаемом локальными актами техникума; 3.4.5. Заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, представителей организаций и учреждений, взаимодействующих с техникумом по вопросам образования и воспитания обучающихся, в том числе сообщений о проверке требований СанПиН, об охране труда, здоровья и жизни обучающихся и другие вопросы образовательной деятельности техникума. 3.5. Методический совет техникума: 3.5.1.Участвуют в разработке методики оценки качества образования; участвуют в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития техникума; 3.5.2. Разрабатывают совместно с преподавателями, другими участниками образовательных отношений критерии оценки результативности профессиональной деятельности педагогических работников техникума; 3.5.3.Инициируют и организуют конкурсы образовательных программ, педагогического мастерства, образовательных технологий и т.д.; 3.5.4.Организуют работу по повышению квалификации и стажировок педагогических работников, развитию их творческих инициатив; 3.5.5. Содействуют проведению подготовки работников техникума к осуществлению контрольно оценочных процедур; 3.5.6. Проводят экспертизу организации, содержания и результатов аттестации обучающихся и формируют предложения по их совершенствованию; 3.5.7. Готовят предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам оценки качества образования на уровне техникума. 4. Организация работы по обеспечению системного мониторинга качества образования и самообследования 4.1. Основанием для проведения внутренней оценки качества образования выступают: плановый контроль; проверка состояния дел для подготовки управленческих решений; обращение физических и (или) юридических лиц по поводу нарушений в области образования. 4.2. Организация проверки состояния любого из вопросов содержания внутренней оценки качества образования состоит из следующих этапов: определение цели, объектов оценки; определение показателей внутренней оценки качества образования; назначение ответственных лиц по анализу показателей внутренней оценки качества образования; инструктаж участников внутренней оценки качества образования; констатация фактического состояния дел; выводы, вытекающие из анализа показателей внутренней оценки качества образования; рекомендации или предложения по совершенствованию образовательного процесса в техникуме или устранению недостатков; определение сроков для ликвидации недостатков или повторная процедура оценки. 4.3. Внутренняя оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями основывается на следующих критериях: открытость и доступность информации; образовательная комфортность деятельность; условий, доброжелательность, в которых осуществляется вежливость работников; удовлетворенность условиями осуществления образовательной деятельности; доступность услуг для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. 4.4. Внутренняя оценка качества процессов осуществления образовательной деятельности проводится в целях получения информации об уровне организации работы по реализации образовательных программ и включает в себя: оценку образовательного, в т.ч. воспитательного преподавателей, процесса мастеров - качества работы производственного педагогических обучения, работников: кураторов; оценку профессионального сопровождения выпускников – качество работы Службы содействия трудоустройству и практики. 4.5. Организация и проведение внутренней оценки качества работы педагогических работников осуществляется в рамках: системного мониторинга уровня квалификации педагогических работников; проведения конкурсов педагогического мастерства; анализа портфолио профессиональных достижений педагогических работников. Целями оценочных процедур являются: получение разносторонней оценки о профессиональной деятельности - педагогических работников в Техникуме; определение соответствия качества преподавательского состава требованиям соответствующего профессионального стандарта (при наличии), требованиям федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ; анализ динамики профессионального уровня педагогических работников Техникума. Совокупная оценка деятельности педагогического работника оценивает качество его работы по всем направлениям (образовательная деятельность, научная работа, воспитательная работа и т.д.), позволяет выявить резервы и определить пути наиболее рационального использования кадровых ресурсов. 4.6. Внутренняя оценка качества результатов - подготовки обучающихся проводится в целях получения информации об уровне освоения обучающимися образовательной программы или ее компонентов (дисциплин, модулей, практик и др.), предоставления участникам образовательных отношений сведений о качестве подготовки обучающихся, и включает в себя: мониторинг освоения образовательных программ. 4.7. Мониторинг освоения образовательных программ осуществляется в рамках следующих мероприятий, проводимых в Техникуме: проведение контроля текущей успеваемости и посещаемости обучающихся; проведение промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (модулям); проведение промежуточной аттестации обучающихся промежуточной по итогам аттестации выполнения обучающихся курсовых работ (проектов); по итогам прохождения проведение практической подготовки; проведение анализа учебных и внеучебных достижений обучающихся; проведение конкурсных мероприятий среди обучающихся; проведение государственной итоговой аттестации обучающихся. 5. Взаимодействие с участниками образовательных отношений 5.1. Работа по внутренней оценке качества образования строится на уровне каждого структурного подразделения, к работе для данной деятельности привлекаются все участники образовательных отношений Технику а. 5.2. Общее руководство организацией и проведением мониторинга осуществляет директор Техникума. 5.3. Мониторинговые мероприятия проводят администрация и педагогические работники техникума, обладающие необходимой квалификацией и компетенцией. 6. Самообследование как часть системы внутренней оценки качества образования 6.1. Самообследование проводится ежегодно. 6.2. Техникум обеспечивают открытость и доступность отчета о результатах самообследования. 6.3. Показатели деятельности техникума, подлежащей самообследованию, и порядок его проведения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере образования. 6.4. Целями проведения самообследования являются обеспечение доступности и открытости информации о деятельности техникума, а также подготовка отчета о результатах самообследования. 6.5. Процедура самообследования включает в себя следующие этапы: планирование и подготовку работ по самообследованию; организацию и проведение самообследования; обобщение полученных результатов и на их основе формирование отчета; рассмотрение отчета органом управления образовательной организации, к компетенции которого относится решение данного вопроса. 6.6. Форма проведения самообследования, состав лиц, привлекаемых для его проведения, определяются техникумом самостоятельно. 6.7. Результаты самообследования оформляются в виде отчета, включающего аналитическую часть и результаты анализа показателей деятельности техникума, подлежащей самообследованию. 6.8. Отчет подписывается директором техникума и заверяется ее печатью. 6.9. Размещение отчета техникума, на официальном сайте техникума в сети «Интернет».