1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение о психологической службе в ГАПОУ СО
«Балаковский промышленно – транспортный техникум им.Н.В.Грибанова» (далее
– Техникум) регламентирует деятельность психологической службы в Техникуме.
1.2. В своей деятельности психологическая служба руководствуется:
- Международная конвенция оправах и основных свободах человека
- Конвенцией о правах ребенка;
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- приказом Минобрнауки РФ от 14.06.2013 №464 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
образовательным программам среднего профессионального образования»;
- Положением о службе практической психологии в системе Министерства
образования Российской Федерации;
- Федеральным законом от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- Порядком взаимодействия органов и учреждений системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по организации работы с
семьями,
находящимися
в
социально
опасном
положении,
и
несовершеннолетними,
нуждающимися
в
профилактической
работе,
утвержденным постановлением межведомственной комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав Саратовской области от 25.03.2022 года №
2/2;
- Уставом Техникума.
1.3. Целями Психологической службы являются:
- обеспечение психолого-педагогических условий, наиболее благоприятных
для личностного развития каждого студента в течение всего срока обучения в
Техниекуме;
- содействие сохранению психологического здоровья участников
образовательного процесса;
- осуществление психологического обеспечения индивидуально дифференцированного подхода в образовательном процессе;
- содействие созданию благоприятного социально-психологического
климата в коллективе Техникума;
- оказание комплексной социально-психологической поддержки всем
субъектам образовательного процесса
1.4. Задачами Психологической службы являются:
- психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного
процесса;
- психологическое сопровождение социального и личностного развития
студентов в процессе учебно-профессиональной деятельности;
- формирование у студентов способности к самопознанию, саморегуляции,
самовоспитанию, саморазвитию;
- обеспечение психологической поддержки через оказание индивидуальной
и групповой психологической помощи;
- участие в разработке системы мероприятий, направленных на
профилактику нарушений в поведении студентов;
- психологическое консультирование всех участников образовательного
процесса;
- повышение психолого-педагогической компетентности субъектов
образовательного процесса.
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ТЕХНИКУМА
К основным направлениям деятельности Психологической службы
относятся:
2.1. Психологическая диагностика:
- изучение индивидуальных психологических особенностей всех субъектов
образовательного процесса, отслеживание развития профессионально – значимых
качеств и социальной зрелости студентов;
проведение
психолого-педагогической
диагностики
адаптации
первокурсников к обучению;
- выявление психологических причин нарушений в обучении и развитии,
социальной дезадаптации студентов;
- выявление внутригруппового статуса и социальной роли студентов;
- психологическое обеспечение аттестации педагогических кадров.
2.2. Психологическая профилактика (поддержка):
- оказание психологической поддержки развития личности с целью
сохранения ее индивидуальности, осуществляемой на основе совместной
деятельности педагога - психолога, классных руководителей, медицинской
службы и других специалистов;
- предупреждение возможных девиаций поведения;
- оказание психологической помощи и поддержки преподавателям и
студентам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного
эмоционального переживания;
- содействие творческому развитию одаренных студентов;
- оказание психологической поддержки студентам с ограниченными
возможностями здоровья.
2.3. Психологическая коррекция:
- оказание психологической помощи и поддержки студентам,
преподавателям, родителям в решении личностных, профессиональных и других
проблем;
- индивидуальная и групповая психологическая коррекция трудностей в
обучении студентов, в том числе связанных с мотивационной сферой личности;
- содействие социально-психологической реабилитации детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей;
- осуществление коррекции асоциального поведения студентов.
2.4. Психологическое консультирование:
- психологическое консультирование всех участников образовательного
процесса:
- консультирование администрации, педагогов и родителей по проблемам
индивидуального развития студентов;
- консультирование студентов по вопросам обучения, развития, проблемам
жизненного самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
2.5. Психологическое просвещение:
- повышение психологической компетентности педагогов, студентов и их
родителей;
ознакомление
преподавателей
с
основными
возрастными
закономерностями личностного развития студента;
- популяризация психологических знаний среди субъектов образовательного
процесса.
2.6. Организационно-методическая деятельность:
- подготовка методических материалов для проведения психодиагностики и,
разработки индивидуальных развивающих и психокоррекционных программ с
учетом особенностей личности студентов;
- участие в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и
др. видов работы, оценке их эффективности;
- обработка результатов психодиагностики, их анализ и оформление;
- подготовка материалов к выступлениям на педсоветах и
производственных совещаниях;
- ведение отчетной, аналитической и наблюдательной документации.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
ТЕХНИКУМА
3.1. Организация работы психологической службы возлагается на педагогапсихолога Техникума. В состав психологической службы входят педагогпсихолог, заместители директора и директор Техникума.
3.2. Педагог-психолог непосредственно подчиняется директору Техникума.
3.3. Рабочее время и распределение видов деятельности психологической
службы осуществляется с учетом норм психологической работы, согласно
Инструктивному письму Минобразования России от 24.12.2001 № 29/1886-6 «Об
использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного
учреждения».
3.4. Выбор приоритетных направлений, соотношение различных видов
деятельности определяется педагогом-психологом исходя из потребностей
Техникума.
3.5. Педагог-психолог работает в тесном контакте с заместителями
директора, с заведующими отделениями, классными руководителями
студенческих групп, преподавателями и другими сотрудниками Техникума.
3.6. Работа педагога-психолога осуществляется согласно плану работы
педагога-психолога, психологической службы и Планк учебно-воспитательной
работы Техникума.
3.7. План работы психологической службы разрабатывается педагогомпсихологом на каждый учебный год и утверждается директором.
3.8. В плане работы психологической службы должны быть отражены
основные направления и виды деятельности психологического сопровождения
профессионально-личностного развития обучающихся с учетом приоритетных
направлений развития образовательной системы РФ и годового плана Техникума.
3.9. Отчет о работе психологической службы составляется в форме
аналитической справки и предоставляется раз в год заместителю директора по
УВР.
4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ТЕХНИКУМА
Психологическая служба работает в тесном контакте с администрацией
учебного заведения, классными руководителями групп, преподавателями, а также
устанавливает взаимоотношения с учреждениями здравоохранения, органами
опеки и попечительства, органами внутренних дел и прокуратуры,
общественными организациями, работодателями и другими субъектами
социального партнерства, оказывающими Техникуму помощь в воспитании и
развитии обучающихся.
4.1. Научно-методическое обеспечение деятельности психологической
службы осуществляется научными учреждениями Российской академии
подразделениями высших учебных заведений, учебно-методическими кабинетами
и центрами органов управления образованием Министерства просвещения
Российской Федерации, а также учреждениями, подведомственными
Министерству образования Саратовской области.
4.2. Методическое обеспечение деятельности психологической службы
Тхникума представлено:
− программой психологического сопровождения профессионального
становления обучающихся;
− методическим обеспечением в соответствии с направлениями работы
педагога-психолога;
− диагностическим инструментарием (в том числе в электронной версии);
− стимульным материалом (к диагностическим, коррекционным
методикам);
− вспомогательным материалом для работы со взрослыми и молодежью
(игры, пособия, методические рекомендации, психотерапевтические игровые
комплексы, психолого-дидактические материалы и др.)
− литературой по общей, педагогической, социальной, возрастной и
клинической психологии;
− методическими пособиями и наглядными материалами обучающимся,
преподавателям, родителям (законным представителям, лицам, их заменяющим).
4.3. Обеспечение деятельности психологической службы осуществляется за
счет гибкого графика работы, наличия современного кабинета педагога-психолога
для психологического сопровождения профессионально-личностного развития
обучающихся.
4.4. Организация и содержание рабочего пространства кабинета педагогапсихолога.
4.5. Кабинет педагога-психолога – специально оборудованное помещение
для осуществления основных направлений профессиональной деятельности
психолога в Техникуме: диагностической, коррекционно-развивающей,
консультативной,
психопрофилактической,
организационно-методической
работы.
4.6. Кабинет педагога-психолога включает несколько организационных зон.
В рабочей зоне педагога-психолога расположены:
− письменный стол, рабочее кресло, канцелярские принадлежности;
− шкафы, полки для размещения методических пособий, дисков,
литературы;
− диагностический инструментарий;
−
документация
(нормативная,
специальная,
организационнометодическая);
− программа «Психологическое сопровождение личностного и
профессионального
становления
студентов
ГАПОУ
СО
«БПТТ
им.Н.В.Грибанова» для осуществления основных видов деятельности
психологического сопровождения;
− методические материалы программы «Психологическое личностного и
профессионального
становления
студентов
ГАПОУ
СО
«БПТТ
им.Н.В.Грибанова»;
− музыкальное оборудование, компьютер, принтер.
В зоне для проведения групповых занятий расположены:
− специальные стулья для тренинговых занятий;
− передвижная магнитная доска;
− ковровое покрытие.
В зоне для проведения индивидуальных занятий и консультирования
расположены:
− журнальный стол.
В информационной зоне расположены:
− информационные стенды по направлениям «Психологическая
профилактика», «Психологическое консультирование», «Психологическое
просвещение».
4.7. Для обеспечения соответствующих условий работы педагога-психолога,
организация рабочего пространства кабинета педагога-психолога отвечает ряду
требований:
– пропорционально спланированное, включающее зонирование в
соответствии с основными направлениями психологического сопровождения;
– хорошо освещенное, с достаточно высоким уровень звукоизоляции;
– расположено таким образом, чтобы большинство родителей имели к нему
свободный доступ;
– цветовые сочетания и общий цветовой фон не должны быть яркими и
подавляющими;
– наличие комнатных растений;
– отбор и размещение мебели и другого оборудования обуславливается
спецификой работы педагога-психолога.
5. ДОКУМЕНТАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ.
5.1. Нормативно-правовая документация.
5.2. Организационно-распорядительная документация:
– нормативные и инструктивные документы Министерства просвещения
Российской Федерации;
– нормативные и инструктивные документы Министерства образования
Саратовской области;
– нормативные и инструктивные документы администрации балаковского
муниципального района;
– локальные акты Техникума (приказы, положения, инструкции, программы
и др.)
5.3. Организационно-методическая документация педагога-психолога:
– план работы психологической службы на текущий год;
- план работы педагога-психолога;
– аналитическая справка о результатах работы психологической службы.
Педагога- психолога за предыдущий год;
– справки, отчеты, отчетная документация;
–
заключения
по
результатам
диагностического
обследования
обучающихся;
– заключения по результатам диагностического исследования уровня
адаптированности обучающихся;
– паспорт кабинета педагога-психолога;
– журнал учета коррекционно-развивающей работы;
– журнал учета диагностической работы;
– журнал учета консультативной работы.
5.4. Внутренняя документация, регламентирующая деятельность педагогапсихолога Техникума:
– должностная инструкция;
– график работы кабинета.
5.5. Специальная документация (протоколы/бланки диагностических
обследований, материалы коррекционно-развивающих занятий и др.).
6. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА,
ОТВЕТСТВЕННОГО ЗА ОРГАНИЗАЦИЮ РАБОТЫ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ТЕХНИКУМА
6.1. Педагог-психолог имеет право:
– участвовать в работе методических семинаров самой службы, а также в
работе
проводимых
вышестоящими
организациями
психологических
конференций и семинаров;
- принимать участие в педсоветах, психолого-педагогических
консилиумах, заседаниях, совещаниях, часах общения и т.д.;
– получать от подразделений Техникума материалы (справки,
информацию, т.п.), необходимые для осуществления работы, входящей в
компетенцию психологической службы;
– посещать лекционные и практические занятия, внеурочные и
внеплановые мероприятия с целью проведения наблюдений за поведением и
деятельностью обучающихся;
– знакомиться с необходимой для работы педагогической документацией,
делать запросы в соответствующие организации и к необходимым специалистам;
– проводить в Техникуме групповые и индивидуальные социальные и
психологические исследования;
– выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научнопопулярных изданиях.
6.2. Педагог-психолог обязан:
– руководствоваться Уставом Техникума, Программой психологического
сопровождения
профессионально-личностного
развития
обучающихся,
Этическим кодексом психолога, настоящим Положением;
– отчитываться о ходе и результатах проводимой работы перед
администрацией Техникума;
– рассматривать запросы и принимать решения в пределах своей
профессиональной компетенции;
– в решении всех вопросов исходить из интересов обучающихся;
– работать в тесном контакте с администрацией, педагогическим
коллективом и родителями (законными представителями) обучающихся;
– хранить в тайне сведения, полученные в результате диагностической и
консультативной работы, если ознакомление с ними не является необходимым
для осуществления педагогического аспекта коррекционной работы.