1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее Положение о психологической службе в ГАПОУ СО «Балаковский промышленно – транспортный техникум им.Н.В.Грибанова» (далее – Техникум) регламентирует деятельность психологической службы в Техникуме. 1.2. В своей деятельности психологическая служба руководствуется: - Международная конвенция оправах и основных свободах человека - Конвенцией о правах ребенка; - Конституцией Российской Федерации; - Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - приказом Минобрнауки РФ от 14.06.2013 №464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»; - Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации; - Федеральным законом от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; - Порядком взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, и несовершеннолетними, нуждающимися в профилактической работе, утвержденным постановлением межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Саратовской области от 25.03.2022 года № 2/2; - Уставом Техникума. 1.3. Целями Психологической службы являются: - обеспечение психолого-педагогических условий, наиболее благоприятных для личностного развития каждого студента в течение всего срока обучения в Техниекуме; - содействие сохранению психологического здоровья участников образовательного процесса; - осуществление психологического обеспечения индивидуально дифференцированного подхода в образовательном процессе; - содействие созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе Техникума; - оказание комплексной социально-психологической поддержки всем субъектам образовательного процесса 1.4. Задачами Психологической службы являются: - психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса; - психологическое сопровождение социального и личностного развития студентов в процессе учебно-профессиональной деятельности; - формирование у студентов способности к самопознанию, саморегуляции, самовоспитанию, саморазвитию; - обеспечение психологической поддержки через оказание индивидуальной и групповой психологической помощи; - участие в разработке системы мероприятий, направленных на профилактику нарушений в поведении студентов; - психологическое консультирование всех участников образовательного процесса; - повышение психолого-педагогической компетентности субъектов образовательного процесса. 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ТЕХНИКУМА К основным направлениям деятельности Психологической службы относятся: 2.1. Психологическая диагностика: - изучение индивидуальных психологических особенностей всех субъектов образовательного процесса, отслеживание развития профессионально – значимых качеств и социальной зрелости студентов; проведение психолого-педагогической диагностики адаптации первокурсников к обучению; - выявление психологических причин нарушений в обучении и развитии, социальной дезадаптации студентов; - выявление внутригруппового статуса и социальной роли студентов; - психологическое обеспечение аттестации педагогических кадров. 2.2. Психологическая профилактика (поддержка): - оказание психологической поддержки развития личности с целью сохранения ее индивидуальности, осуществляемой на основе совместной деятельности педагога - психолога, классных руководителей, медицинской службы и других специалистов; - предупреждение возможных девиаций поведения; - оказание психологической помощи и поддержки преподавателям и студентам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания; - содействие творческому развитию одаренных студентов; - оказание психологической поддержки студентам с ограниченными возможностями здоровья. 2.3. Психологическая коррекция: - оказание психологической помощи и поддержки студентам, преподавателям, родителям в решении личностных, профессиональных и других проблем; - индивидуальная и групповая психологическая коррекция трудностей в обучении студентов, в том числе связанных с мотивационной сферой личности; - содействие социально-психологической реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - осуществление коррекции асоциального поведения студентов. 2.4. Психологическое консультирование: - психологическое консультирование всех участников образовательного процесса: - консультирование администрации, педагогов и родителей по проблемам индивидуального развития студентов; - консультирование студентов по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. 2.5. Психологическое просвещение: - повышение психологической компетентности педагогов, студентов и их родителей; ознакомление преподавателей с основными возрастными закономерностями личностного развития студента; - популяризация психологических знаний среди субъектов образовательного процесса. 2.6. Организационно-методическая деятельность: - подготовка методических материалов для проведения психодиагностики и, разработки индивидуальных развивающих и психокоррекционных программ с учетом особенностей личности студентов; - участие в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и др. видов работы, оценке их эффективности; - обработка результатов психодиагностики, их анализ и оформление; - подготовка материалов к выступлениям на педсоветах и производственных совещаниях; - ведение отчетной, аналитической и наблюдательной документации. 3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ТЕХНИКУМА 3.1. Организация работы психологической службы возлагается на педагогапсихолога Техникума. В состав психологической службы входят педагогпсихолог, заместители директора и директор Техникума. 3.2. Педагог-психолог непосредственно подчиняется директору Техникума. 3.3. Рабочее время и распределение видов деятельности психологической службы осуществляется с учетом норм психологической работы, согласно Инструктивному письму Минобразования России от 24.12.2001 № 29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения». 3.4. Выбор приоритетных направлений, соотношение различных видов деятельности определяется педагогом-психологом исходя из потребностей Техникума. 3.5. Педагог-психолог работает в тесном контакте с заместителями директора, с заведующими отделениями, классными руководителями студенческих групп, преподавателями и другими сотрудниками Техникума. 3.6. Работа педагога-психолога осуществляется согласно плану работы педагога-психолога, психологической службы и Планк учебно-воспитательной работы Техникума. 3.7. План работы психологической службы разрабатывается педагогомпсихологом на каждый учебный год и утверждается директором. 3.8. В плане работы психологической службы должны быть отражены основные направления и виды деятельности психологического сопровождения профессионально-личностного развития обучающихся с учетом приоритетных направлений развития образовательной системы РФ и годового плана Техникума. 3.9. Отчет о работе психологической службы составляется в форме аналитической справки и предоставляется раз в год заместителю директора по УВР. 4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ТЕХНИКУМА Психологическая служба работает в тесном контакте с администрацией учебного заведения, классными руководителями групп, преподавателями, а также устанавливает взаимоотношения с учреждениями здравоохранения, органами опеки и попечительства, органами внутренних дел и прокуратуры, общественными организациями, работодателями и другими субъектами социального партнерства, оказывающими Техникуму помощь в воспитании и развитии обучающихся. 4.1. Научно-методическое обеспечение деятельности психологической службы осуществляется научными учреждениями Российской академии подразделениями высших учебных заведений, учебно-методическими кабинетами и центрами органов управления образованием Министерства просвещения Российской Федерации, а также учреждениями, подведомственными Министерству образования Саратовской области. 4.2. Методическое обеспечение деятельности психологической службы Тхникума представлено: − программой психологического сопровождения профессионального становления обучающихся; − методическим обеспечением в соответствии с направлениями работы педагога-психолога; − диагностическим инструментарием (в том числе в электронной версии); − стимульным материалом (к диагностическим, коррекционным методикам); − вспомогательным материалом для работы со взрослыми и молодежью (игры, пособия, методические рекомендации, психотерапевтические игровые комплексы, психолого-дидактические материалы и др.) − литературой по общей, педагогической, социальной, возрастной и клинической психологии; − методическими пособиями и наглядными материалами обучающимся, преподавателям, родителям (законным представителям, лицам, их заменяющим). 4.3. Обеспечение деятельности психологической службы осуществляется за счет гибкого графика работы, наличия современного кабинета педагога-психолога для психологического сопровождения профессионально-личностного развития обучающихся. 4.4. Организация и содержание рабочего пространства кабинета педагогапсихолога. 4.5. Кабинет педагога-психолога – специально оборудованное помещение для осуществления основных направлений профессиональной деятельности психолога в Техникуме: диагностической, коррекционно-развивающей, консультативной, психопрофилактической, организационно-методической работы. 4.6. Кабинет педагога-психолога включает несколько организационных зон. В рабочей зоне педагога-психолога расположены: − письменный стол, рабочее кресло, канцелярские принадлежности; − шкафы, полки для размещения методических пособий, дисков, литературы; − диагностический инструментарий; − документация (нормативная, специальная, организационнометодическая); − программа «Психологическое сопровождение личностного и профессионального становления студентов ГАПОУ СО «БПТТ им.Н.В.Грибанова» для осуществления основных видов деятельности психологического сопровождения; − методические материалы программы «Психологическое личностного и профессионального становления студентов ГАПОУ СО «БПТТ им.Н.В.Грибанова»; − музыкальное оборудование, компьютер, принтер. В зоне для проведения групповых занятий расположены: − специальные стулья для тренинговых занятий; − передвижная магнитная доска; − ковровое покрытие. В зоне для проведения индивидуальных занятий и консультирования расположены: − журнальный стол. В информационной зоне расположены: − информационные стенды по направлениям «Психологическая профилактика», «Психологическое консультирование», «Психологическое просвещение». 4.7. Для обеспечения соответствующих условий работы педагога-психолога, организация рабочего пространства кабинета педагога-психолога отвечает ряду требований: – пропорционально спланированное, включающее зонирование в соответствии с основными направлениями психологического сопровождения; – хорошо освещенное, с достаточно высоким уровень звукоизоляции; – расположено таким образом, чтобы большинство родителей имели к нему свободный доступ; – цветовые сочетания и общий цветовой фон не должны быть яркими и подавляющими; – наличие комнатных растений; – отбор и размещение мебели и другого оборудования обуславливается спецификой работы педагога-психолога. 5. ДОКУМЕНТАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ. 5.1. Нормативно-правовая документация. 5.2. Организационно-распорядительная документация: – нормативные и инструктивные документы Министерства просвещения Российской Федерации; – нормативные и инструктивные документы Министерства образования Саратовской области; – нормативные и инструктивные документы администрации балаковского муниципального района; – локальные акты Техникума (приказы, положения, инструкции, программы и др.) 5.3. Организационно-методическая документация педагога-психолога: – план работы психологической службы на текущий год; - план работы педагога-психолога; – аналитическая справка о результатах работы психологической службы. Педагога- психолога за предыдущий год; – справки, отчеты, отчетная документация; – заключения по результатам диагностического обследования обучающихся; – заключения по результатам диагностического исследования уровня адаптированности обучающихся; – паспорт кабинета педагога-психолога; – журнал учета коррекционно-развивающей работы; – журнал учета диагностической работы; – журнал учета консультативной работы. 5.4. Внутренняя документация, регламентирующая деятельность педагогапсихолога Техникума: – должностная инструкция; – график работы кабинета. 5.5. Специальная документация (протоколы/бланки диагностических обследований, материалы коррекционно-развивающих занятий и др.). 6. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА, ОТВЕТСТВЕННОГО ЗА ОРГАНИЗАЦИЮ РАБОТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ТЕХНИКУМА 6.1. Педагог-психолог имеет право: – участвовать в работе методических семинаров самой службы, а также в работе проводимых вышестоящими организациями психологических конференций и семинаров; - принимать участие в педсоветах, психолого-педагогических консилиумах, заседаниях, совещаниях, часах общения и т.д.; – получать от подразделений Техникума материалы (справки, информацию, т.п.), необходимые для осуществления работы, входящей в компетенцию психологической службы; – посещать лекционные и практические занятия, внеурочные и внеплановые мероприятия с целью проведения наблюдений за поведением и деятельностью обучающихся; – знакомиться с необходимой для работы педагогической документацией, делать запросы в соответствующие организации и к необходимым специалистам; – проводить в Техникуме групповые и индивидуальные социальные и психологические исследования; – выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научнопопулярных изданиях. 6.2. Педагог-психолог обязан: – руководствоваться Уставом Техникума, Программой психологического сопровождения профессионально-личностного развития обучающихся, Этическим кодексом психолога, настоящим Положением; – отчитываться о ходе и результатах проводимой работы перед администрацией Техникума; – рассматривать запросы и принимать решения в пределах своей профессиональной компетенции; – в решении всех вопросов исходить из интересов обучающихся; – работать в тесном контакте с администрацией, педагогическим коллективом и родителями (законными представителями) обучающихся; – хранить в тайне сведения, полученные в результате диагностической и консультативной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического аспекта коррекционной работы.