ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 00ED7A38A3366A6C8BD1DC5C9D684CDC81 Владелец: Поперечнев Дмитрий Николаевич Действителен: с 06.07.2022 до 29.09.2023 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации государственном автономном профессиональном образовательном учреждении Саратовской области «Балаковский промышленно-транспортный техникум им.Н.В.Грибанова» определяет цели, задачи, формы и порядок осуществления наставничества (далее – Положение). Разработано в соответствии с нормативной правовой базой в сфере образования и наставничества. 1.2. В Положении используются следующие понятия: Наставник – педагогический работник, назначаемый ответственным за профессиональную и должностную адаптацию лица, в отношении которого осуществляется наставническая деятельность в образовательной организации. Наставляемый – участник системы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт, развивает необходимые навыки и компетенции, добивается предсказуемых результатов, преодолевая тем самым свои профессиональные затруднения. Куратор – сотрудник образовательной организации, учреждения из числа ее социальных партнеров (другие образовательные учреждения – школы, вузы, колледжи; учреждения культуры и спорта, дополнительного профессионального образования, предприятия и др.), который отвечает за реализацию персонализированных(ой) программ(ы) наставничества. Наставничество – форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество. Форма наставничества – способ реализации системы наставничества через организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в заданной ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников. Персонализированная программа наставничества – это краткосрочная персонализированная программа (от 3 месяцев до 1 года), включающая описание форм и видов наставничества, участников наставнической деятельности, направления наставнической деятельности и перечень мероприятий, нацеленных на устранение выявленных профессиональных затруднений наставляемого и на поддержку его сильных сторон. 1.3. Основными принципами системы наставничества педагогических работников являются: 1) принцип научности - предполагает применение научно-обоснованных методик и технологий в сфере наставничества педагогических работников; 2) принцип системности и стратегической целостности - предполагает разработку и реализацию практик наставничества с максимальным охватом всех необходимых компонентов системы образования на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации; 3) принцип легитимности подразумевает соответствие деятельности по реализации программы наставничества законодательству Российской Федерации, региональной нормативно-правовой базе; 4) принцип обеспечения суверенных прав личности предполагает приоритет интересов личности и личностного развития педагога в процессе его профессионального и социального развития, честность и открытость взаимоотношений, уважение к личности наставляемого и наставника; 5) принцип добровольности, свободы выбора, учета многофакторности в определении и совместной деятельности наставника и наставляемого; 6) принцип аксиологичности подразумевает формирование у наставляемого и наставника ценностных отношений к профессиональной деятельности, уважения к личности, государству и окружающей среде, общечеловеческим ценностям; 7) принцип личной ответственности предполагает ответственное поведение всех субъектов наставнической деятельности – куратора, наставника, наставляемого и пр. к внедрению практик наставничества, его результатам, выбору коммуникативных стратегий и механизмов наставничества; 8) принцип индивидуализации и персонализации наставничества направлен на сохранение индивидуальных приоритетов в создании для наставляемого индивидуальной траектории развития; 9) принцип равенства признает, что наставничество реализуется людьми, имеющими равный социальный статус педагога с соответствующей системой прав, обязанностей, ответственности, независимо от ролевой позиции в системе наставничества. 1.4. Участие в системе наставничества не должно наносить ущерба образовательному процессу образовательной организации. Решение об освобождении наставника и наставляемого от выполнения должностных обязанностей для участия в мероприятиях плана реализации персонализированной программы наставничества принимает руководитель образовательной организации в исключительных случаях при условии обеспечения непрерывности образовательного процесса в образовательной организации и замены их отсутствия. 1.5. Правовой и организационной основой наставничества являются настоящее положение и приказ директора Техникума. 2. Цель и задачи системы наставничества. 2.1. Цель системы наставничества педагогических работников в образовательной организации – реализация комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества в образовательной организации, способствующей непрерывному профессиональному росту и самоопределению, личностному и социальному развитию обучающихся и педагогических работников, самореализации и закреплению молодых/начинающих специалистов в педагогической профессии. 2.2. Задачи системы наставничества педагогических работников: - содействовать созданию в образовательной организации психологически комфортной образовательной среды наставничества, способствующей раскрытию личностного, профессионального, творческого потенциала обучающихся и педагогов путем проектирования их индивидуальной профессиональной траектории; - выявление обучающихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации; привлечение желающих (обучающихся и педагогов техникума) получать поддержку наставников; выявление и привлечение потенциальных наставников; формирование базы данных наставников и наставляемых; - оказывать помощь в освоении цифровой информационно-коммуникативной среды, эффективных форматов непрерывного профессионального развития и методической поддержки педагогических работников образовательной организации, региональных систем научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров; - содействовать участию в стратегических партнерских отношениях, развитию горизонтальных связей в сфере наставничества на школьном и внешкольном уровнях; - содействовать увеличению числа закрепившихся в профессии педагогических кадров, в том числе молодых/начинающих педагогов; - оказывать помощь в профессиональной и должностной адаптации педагога, в отношении которого осуществляется наставничество, к условиям осуществления педагогической деятельности конкретной образовательной организации, ознакомление с традициями и укладом школьной жизни, а также в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении должностных обязанностей; - обеспечивать формирование и развитие профессиональных знаний и навыков педагога, в отношении которого осуществляется наставничество; - ускорять процесс профессионального становления и развития педагога, в отношении которых осуществляется наставничество, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности в соответствии с замещаемой должностью; - содействовать в выработке навыков профессионального поведения педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, соответствующего профессионально-этическим принципам, а также требованиям, установленным законодательством; - знакомить педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, с эффективными формами и методами индивидуальной работы и работы в коллективе, направленными на развитие их способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них должностные обязанности, повышать свой профессиональный уровень. 3. Направление реализации Наставничества 3.1. Формы наставнической деятельности: -прямое (непосредственный контакт с молодым специалистом и (или) студентом, общение с ним не только в рабочее время, но и в неформальной обстановке); - опосредованное (формальный контакт, путем советов, рекомендаций, личные контакты сводятся к минимуму, влияние на его окружающую среду); индивидуальное (за наставником закрепляется один молодой специалист и (или) студент); - групповое (наставничество распространяется на группу молодых специалистов и (или) студентов); -открытое (двустороннее взаимодействие наставника и молодого специалиста и (или) студента); - скрытое (наставник воздействует на молодого специалиста и (или) студента незаметно для второго); -коллективно-индивидуальное (наставничество над одним молодым специалистом и (или) студентом осуществляет трудовой коллектив; коллективно-групповое (наставничество трудового коллектива осуществляется над группой с молодых специалистов и (или) студентов). 3.2. Стили наставничества (выбор стиля взаимодействия зависит от уровня подготовки подопечного и сложности задачи): -инструктаж –стиль, при котором наставник дает четкие пошаговые указания подопечному или предлагает ему копировать свои собственные действия; -объяснение –стиль, при котором наставник показывает, как правильно выполнить ту или иную работу, и подробно объясняет каждый шаг, дает обоснование своим действиям; -развитие –это стиль, при котором наставник предлагает решить производственную задачу и представить результат. 8 3.3. Модели наставнической деятельности: -«Педагог –педагог»; -«Педагог–студент(группа студентов)»; -«Студент (победитель олимпиад, конкурсов и чемпионатов профессионального мастерства Ворлдскиллси т.д.) –студент(группа студентов), школьники, абитуриенты»; -«Работодатель–студент, педагог». 3.3.1. Модель наставничества «Педагог –педагог» –передача знаний на рабочем месте. Может применяться не только к вновь принятым в организацию работникам, молодым специалистам, но и к уже работающим в колледже сотрудникам. Сотрудник получает своевременную помощь на этапе адаптации в техникуме, поддержку в профессиональном и карьерном развитии. Эта модель наставничества помогает решить проблему недостаточной компетентности сотрудников старших возрастов в области информационных и коммуникационных технологий, повысить их мотивацию и нейтрализовать опасения по поводу своего будущего в организации, наладить взаимопонимание и дружеские отношения между разными поколениями. Целевая группа: все категории сотрудников, в том числе молодые специалисты, вновь принятые или переведенные на новые должности работники, осваивающие новые технологии и производственные процессы, используемые в преподавании образовательных программ. Результаты и социальные эффекты: обучение, адаптация, улучшение коммуникаций, сохранение, передача знаний. Оценка эффективности изменений. 3.3.2. Модель наставничества «Педагог –студент (группа студентов)»–это практика наставничества без отрыва от учебы для дальнейшей профессиональной и социальной адаптации, связанная с профессиональным и карьерным развитием, передачей знаний, навыков, компетенций. Данная Модель наставничества помогает талантливым и амбициозным студентам планировать свою карьеру, развивать соответствующие навыки и компетенции. Целевая группа: студенты, группа студентов. Результаты и социальные эффекты: передача наставником своих профессиональных знаний и практических компетенций через следующие механизмы: поиск и развитие инициатив студентов, стимулирование творческой и профессиональной активности в процессе обучения и участия в творческих мероприятиях (олимпиадах, конкурсах профессионального мастерства и чемпионатах Ворлдскиллси т.д); практики наставничества студентов, победителей олимпиад, конкурсов и чемпионатов профессионального мастерства Абилимпикс, Ворлдскиллс (кружки от чемпионов). 3.3.3. Модель наставничества «Студент (победитель олимпиад, конкурсов и чемпионатов профессионального мастерства Абилимпикс, Ворлдскиллс и т.д.) – студент (группа студентов), школьники, абитуриенты»–это вид партнерского наставничества, направленный на поддержку деятельности студенческого самоуправления, служит траекторией профессиональноличностного саморазвития студента-наставника и его подопечных. Данная модель наставничества позволяет: транслировать лучшие достижения; привлекать лучших студентов к учебнотренерской деятельности; способствовать коррекции и снятию эмоционального напряжения, эффективности профессионального развития студентов-наставников; формировать личностные качества, способствующие успешному профессиональному становлению студентов-наставников и их подопечных. Целевая группа: студент (группа студентов), школьники, абитуриенты». Результаты и социальные эффекты: развитие творческого потенциала студентов и их интеграция в профессиональное сообщество. Данная модель наставничества позволяет осуществлять: внедрение технологии «социального лифта»; профориентационные мероприятия; процесс реального включения людей с инвалидностью в активную общественную жизнь; освоение гибких навыков (эмоциональный интеллект, критическое мышление); учебную мотивацию; проектную деятельность, научно исследовательскую работу, конкурсы профессионального мастерства, олимпиадное и волонтерское движения. 3.3.4. Модель наставничества «Работодатель –студент, педагог» – временное прикрепление к опытному работнику организации бизнес партнера, предприятия реального сектора экономики или социальной сферы для включенного наблюдения за особенностями и приемами работы во время производственной практики, стажировки. Целевая группа: студенты (группа студентов), педагог (группа педагогов). Результаты и социальные эффекты: развитие профессиональной мотивации у подопечных к трудовой деятельности, переквалификация или повышение профессионального мастерства. 4. Организация системы наставничества 4.1. Наставничество организуется на основании приказа директора. 4.2. Наставники подбираются из среды работников или успешных обучающихся Техникума - из наиболее подготовленных, обладающих высокими профессиональными и моральными качествами, проявляющих способности к воспитательной работе и пользующихся авторитетом в коллективе. К работе по наставничеству привлекаются студенты и педагоги, выпускники и специалисты предприятий и организаций. Наставляемые определяются путем выявления конкретных проблем у обучающихся и педагогов Техникума, которые можно решить с помощью наставничества. 4.3. Наставничество устанавливается продолжительностью от одного месяца до одного года в зависимости от его направления и формы. 4.4 Наставничество может быть индивидуальным (направленное на одного обучающегося) и (или) коллективным (когда наставничество распространяется на группу обучающихся). 4.5. Назначение наставника осуществляется на добровольной основе с обязательным письменным согласием лица, назначаемого наставником, и лица, в отношении которого осуществляется наставничество. 4.6. Утверждение кандидатуры наставника осуществляется не позднее 3 календарных дней со дня фактического допущения к работе лица, в отношении которого осуществляется наставничество. 4.7. Утверждение кандидатуры наставника осуществляется приказом по Техникуму или иным документом, предусмотренным локальными актами Техникума. 4.8. Замена наставника производится в следующих случаях: прекращение трудового договора с наставником; перевод наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество, на иную должность (профессию) или в другое структурное подразделение организации; просьба наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество; неисполнение наставником функций наставничества или своих должностных обязанностей; возникновение иных обстоятельств, препятствующих осуществлению наставничества. Замена наставника осуществляется приказом организации. 4.9. Срок наставничества, определенный приказом по Техникуму может быть продлён в случае временной нетрудоспособности, командировки или иного продолжительного отсутствия по уважительным причинам наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество. 4.10. Наставничество прекращается до истечения срока, установленного приказом Техникума в случае неисполнения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, обязанностей, предусмотренных настоящим положением. 4.11. Исходя из потребности лица, в отношении которого осуществляется наставничество, в профессиональных знаниях и навыках, а также в соответствии с уровнем его начальной подготовки и опытом работы наставник составляет План профессионального становления, разработанного наставником. План профессионального становления может включать: - мероприятия по ознакомлению лица, в отношении которого осуществляется наставничество, с рабочим местом и коллективом; - мероприятия по ознакомлению лица, в отношении которого осуществляется наставничество, с должностными обязанностями, квалификационными требованиями; - совокупность мер по профессиональной и должностной адаптации лица, в отношении которого осуществляется наставничество; - изучение теоретических и практических вопросов, касающихся исполнения должностных обязанностей; - выполнение лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, практических заданий; - перечень мер по закреплению лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, профессиональных знаний и навыков; - перечень мер по содействию в выполнении должностных обязанностей; -другие мероприятия по наставничеству. 4.12. План профессионального становления составляется наставником не позднее 10 дней со дня утверждения его кандидатуры приказом Техникума. 4.13. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, знакомится с Планом профессионального становления. 4.14. В зависимости от производственных условий наставник и лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, могут быть периодически освобождены от выполнения непосредственных должностных обязанностей с сохранением заработной платы для проведения индивидуальных занятий, тренингов и иных мероприятий по Плану профессионального становления. 4.15. В течение 10 дней по завершении наставничества наставник составляет отчет о выполнении программы наставничества лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество, в том числе содержащий рекомендации по его дальнейшему профессиональному развитию 4.16. Результатами эффективной работы наставника считаются: –улучшение показателей работы Техникума: образовательных, спортивных, культурных; –развитие личности наставляемого, раскрытие его потенциала; –рост числа обучающихся, способных самостоятельно строить индивидуальные образовательные и карьерные траектории; –улучшение психологического климата в Техникуме; –создание психологически комфортной и плодотворной среды развития педагогов; –привлечение дополнительных ресурсов и инвестиций в развитие инновационных образовательных и социальных программ Техникума. 4.17. Для мотивации деятельности наставнику может: объявляться благодарность; награждение почетной грамотой Техникума; представление к государственным и ведомственным наградам; награждение нагрудным знаком наставника; присвоение почетного звания "Лучший наставник Техникума"; материальное поощрение (выплаты стимулирующего характера, установленные локальными нормативными актами Техникума). 4.18. За ненадлежащее исполнение обязанностей наставник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. 5. Руководство наставничеством 5.1. Руководство деятельностью наставников осуществляет заместитель директора учебно-методической работе (он является Куратором наставнической деятельности) и председатели цикловых (предметных) комиссий, в которых организуется наставничество. 5.2. Кандидатуры наставников рассматриваются на заседаниях цикловых (предметных) комиссий и утверждаются на заседании Методического совета. 5.3. Внедрение и реализация Наставничества в Техникуме возлагается на куратора, который назначается приказом руководителя. Куратор осуществляет следующие функции: сбор и работа с базой наставников и наставляемых; организация обучения наставников; контроль проведения программ наставничества; участие в оценке вовлеченности обучающихся в различные формы наставничества; решение организационных вопросов, возникающих в процессе реализации Наставничества; мониторинг реализации и получение обратной связи от участников программы. 5.4. Организация Наставничества в конкретном структурном подразделении Техникума в соответствии с направлением возлагается на ответственного данным направлением, который осуществляет следующие функции: определяет кандидатуру наставника; определяет число лиц, в отношении которых наставник одновременно осуществляет Наставничество; определяет срок Наставничества; утверждает отчет о выполнении программы лицом, в отношении которого осуществлялось Наставничество; осуществляет контроль деятельности наставника и деятельности закрепленного за ним лица, в отношении которого осуществляется Наставничество, вносит необходимые изменения и дополнения в процесс работы по Наставничеству; создает необходимые условия для совместной работы наставника и лица, в отношении которого осуществляется Наставничество; вносит предложения о замене наставника; вносит предложения о поощрении наставника; обеспечивает своевременное представление надлежаще оформленных документов по итогам Наставничества. 5.5. Методическая служба Техникума осуществляет методическое сопровождение процесса Наставничества: оказание методической и консультационной помощи наставникам, в том числе в разработке и реализации программ; подготовку проектов локальных нормативных актов и документов, сопровождающих процесс Наставничества; анализ, обобщение и распространение положительного опыта наставнической деятельности. 6. Права и обязанности наставника 6.1. Права наставника: - привлекать для оказания помощи наставляемому других педагогических работников образовательной организации с их согласия; - знакомиться в установленном порядке с материалами личного дела наставляемого или получать другую информацию о лице, в отношении которого осуществляется наставничество; - обращаться с заявлением к руководителю структурного подразделения с просьбой о сложении с него обязанностей наставника; - осуществлять мониторинг деятельности наставляемого в форме личной проверки выполнения заданий. 6.2. Обязанности наставника: - руководствоваться требованиями законодательства Российской Федерации, региональными и локальными нормативными правовыми актами образовательной организации при осуществлении наставнической деятельности; - находиться во взаимодействии со всеми структурами образовательной организации, осуществляющими работу с наставляемым по программе наставничества (предметные кафедры, психологические службы, школа молодого учителя, методический (педагогический) совет и пр.); - осуществлять включение молодого/начинающего специалиста в общественную жизнь коллектива, содействовать расширению общекультурного и профессионального кругозора, в т.ч. и на личном примере; - создавать условия для созидания и научного поиска, творчества в педагогическом процессе через привлечение к инновационной деятельности; - содействовать укреплению и повышению уровня престижности преподавательской деятельности, организуя участие в мероприятиях для молодых/начинающих педагогов различных уровней (профессиональные конкурсы, конференции, форумы и др.); - участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической деятельностью наставляемого, вносить предложения о его поощрении или применении мер дисциплинарного воздействия; - рекомендовать участие наставляемого в профессиональных региональных и федеральных конкурсах, оказывать всестороннюю поддержку и методическое сопровождение. 7. Права и обязанности наставляемого 7.1. Права наставляемого: - систематически повышать свой профессиональный уровень; - участвовать в составлении персонализированной программы наставничества педагогических работников; - обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с должностными обязанностями, профессиональной деятельностью; - вносить на рассмотрение предложения по совершенствованию персонализированных программ наставничества педагогических работников образовательной организации; - обращаться к руководителю структурного подразделения с ходатайством о замене наставника. 7.2. Обязанности наставляемого: - изучать Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», иные федеральные, региональные, муниципальные и локальные нормативные правовые акты, регулирующие образовательную деятельность, деятельность в сфере наставничества педагогических работников; - реализовывать мероприятия плана персонализированной программы наставничества в установленные сроки; - соблюдать правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации; - знать обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, основные направления профессиональной деятельности, полномочия и организацию работы в образовательной организации; - выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению должностных, профессиональных обязанностей; - совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы качественного исполнения должностных обязанностей; - устранять совместно с наставником допущенные ошибки и выявленные затруднения; - проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе и учебе; - учиться у наставника передовым, инновационным методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним. 8. Процесс формирования пар и групп наставников и педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество 8.1. Формирование наставнических пар (групп) осуществляется по основным критериям: - профессиональный профиль или личный (компетентностный) опыт наставника должны соответствовать запросам наставляемого или наставляемых; - у наставнической пары (группы) должен сложиться взаимный интерес и симпатия, позволяющие в будущем эффективно взаимодействовать в рамках программы наставничества. 8.2. Сформированные на добровольной основе с непосредственным участием куратора, наставников и педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, пары/группы утверждаются приказом руководителя образовательной организации. 9. Завершение персонализированной программы наставничества 9.1. Завершение персонализированной программы наставничества происходит в случае: - завершения плана мероприятий персонализированной программы наставничества в полном объеме; - по инициативе наставника или наставляемого и/или обоюдному решению (по уважительным обстоятельствам); - по инициативе куратора (в случае недолжного исполнения персонализированной программы наставничества в силу различных обстоятельств со стороны наставника и/или наставляемого – форс-мажора). 9.2. Изменение сроков реализации персонализированной программы наставничества педагогических работников. По обоюдному согласию наставника и наставляемого/наставляемых педагогов возможно продление срока реализации персонализированной программы наставничества или корректировка ее содержания (например, плана мероприятий, формы наставничества). 10. Заключительные положения 10.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения директором образовательной организации и действует бессрочно. 10.2. В настоящее Положение могут быть внесены изменения и дополнения в соответствии с вновь принятыми законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации и вновь принятыми локальными нормативными актами образовательной организации.