Положение о Наставничестве

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00ED7A38A3366A6C8BD1DC5C9D684CDC81
Владелец: Поперечнев Дмитрий Николаевич
Действителен: с 06.07.2022 до 29.09.2023

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о системе наставничества педагогических
работников в образовательной организации государственном автономном
профессиональном
образовательном
учреждении
Саратовской
области
«Балаковский
промышленно-транспортный
техникум
им.Н.В.Грибанова»
определяет цели, задачи, формы и порядок осуществления наставничества (далее –
Положение). Разработано в соответствии с нормативной правовой базой в сфере
образования и наставничества.
1.2. В Положении используются следующие понятия:
Наставник – педагогический работник, назначаемый ответственным за
профессиональную и должностную адаптацию лица, в отношении которого
осуществляется наставническая деятельность в образовательной организации.
Наставляемый – участник системы наставничества, который через
взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый
опыт, развивает необходимые навыки и компетенции, добивается предсказуемых
результатов, преодолевая тем самым свои профессиональные затруднения.
Куратор – сотрудник образовательной организации, учреждения из числа ее
социальных партнеров (другие образовательные учреждения – школы, вузы,
колледжи; учреждения культуры и спорта, дополнительного профессионального
образования, предприятия и др.), который отвечает за реализацию
персонализированных(ой) программ(ы) наставничества.
Наставничество – форма обеспечения профессионального становления,
развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных
обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.
Форма наставничества – способ реализации системы наставничества через
организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в
заданной ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией
участников.
Персонализированная программа наставничества – это краткосрочная
персонализированная программа (от 3 месяцев до 1 года), включающая описание
форм и видов наставничества, участников наставнической деятельности,
направления наставнической деятельности и перечень мероприятий, нацеленных на
устранение выявленных профессиональных затруднений наставляемого и на
поддержку его сильных сторон.
1.3. Основными принципами системы наставничества педагогических
работников являются:
1) принцип научности - предполагает применение научно-обоснованных
методик и технологий в сфере наставничества педагогических работников;

2) принцип системности и стратегической целостности - предполагает
разработку и реализацию практик наставничества с максимальным охватом всех
необходимых компонентов системы образования на федеральном, региональном,
муниципальном уровнях и уровне образовательной организации;
3) принцип легитимности подразумевает соответствие деятельности по
реализации программы наставничества законодательству Российской Федерации,
региональной нормативно-правовой базе;
4) принцип обеспечения суверенных прав личности предполагает приоритет
интересов личности и личностного развития педагога в процессе его
профессионального и социального развития, честность и открытость
взаимоотношений, уважение к личности наставляемого и наставника;
5) принцип добровольности, свободы выбора, учета многофакторности в
определении и совместной деятельности наставника и наставляемого;
6) принцип аксиологичности подразумевает формирование у наставляемого и
наставника ценностных отношений к профессиональной деятельности, уважения к
личности, государству и окружающей среде, общечеловеческим ценностям;
7) принцип личной ответственности предполагает ответственное поведение
всех субъектов наставнической деятельности – куратора, наставника, наставляемого
и пр. к внедрению практик наставничества, его результатам, выбору
коммуникативных стратегий и механизмов наставничества;
8) принцип индивидуализации и персонализации наставничества направлен на
сохранение индивидуальных приоритетов в создании для наставляемого
индивидуальной траектории развития;
9) принцип равенства признает, что наставничество реализуется людьми,
имеющими равный социальный статус педагога с соответствующей системой прав,
обязанностей, ответственности, независимо от ролевой позиции в системе
наставничества.
1.4. Участие в системе наставничества не должно наносить ущерба
образовательному процессу образовательной организации. Решение об
освобождении наставника и наставляемого от выполнения должностных
обязанностей для участия в мероприятиях плана реализации персонализированной
программы наставничества принимает руководитель образовательной организации в
исключительных
случаях
при
условии
обеспечения
непрерывности
образовательного процесса в образовательной организации и замены их отсутствия.
1.5. Правовой и организационной основой наставничества являются настоящее
положение и приказ директора Техникума.
2. Цель и задачи системы наставничества.

2.1. Цель системы наставничества педагогических работников в
образовательной организации – реализация комплекса мер по созданию
эффективной
среды
наставничества
в
образовательной
организации,
способствующей непрерывному профессиональному росту и самоопределению,
личностному и социальному развитию обучающихся и педагогических работников,
самореализации
и
закреплению
молодых/начинающих специалистов
в
педагогической профессии.
2.2. Задачи системы наставничества педагогических работников:
- содействовать созданию в образовательной организации психологически
комфортной образовательной среды наставничества, способствующей раскрытию
личностного, профессионального, творческого потенциала обучающихся и
педагогов путем проектирования их индивидуальной профессиональной траектории;
- выявление обучающихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации;
привлечение желающих (обучающихся и педагогов техникума) получать поддержку
наставников; выявление и привлечение потенциальных наставников; формирование
базы данных наставников и наставляемых;
- оказывать помощь в освоении цифровой информационно-коммуникативной
среды, эффективных форматов непрерывного профессионального развития и
методической поддержки педагогических работников образовательной организации,
региональных систем научно-методического сопровождения педагогических
работников и управленческих кадров;
- содействовать участию в стратегических партнерских отношениях, развитию
горизонтальных связей в сфере наставничества на школьном и внешкольном
уровнях;
- содействовать увеличению числа закрепившихся в профессии
педагогических кадров, в том числе молодых/начинающих педагогов; - оказывать
помощь в профессиональной и должностной адаптации педагога, в отношении
которого
осуществляется
наставничество,
к
условиям
осуществления
педагогической
деятельности
конкретной
образовательной
организации,
ознакомление с традициями и укладом школьной жизни, а также в преодолении
профессиональных трудностей, возникающих при выполнении должностных
обязанностей;
- обеспечивать формирование и развитие профессиональных знаний и навыков
педагога, в отношении которого осуществляется наставничество;
- ускорять процесс профессионального становления и развития педагога, в
отношении которых осуществляется наставничество, развитие их способности
самостоятельно,
качественно
и
ответственно
выполнять
возложенные
функциональные обязанности в соответствии с замещаемой должностью;

- содействовать в выработке навыков профессионального поведения
педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, соответствующего
профессионально-этическим принципам, а также требованиям, установленным
законодательством;
- знакомить педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество,
с эффективными формами и методами индивидуальной работы и работы в
коллективе, направленными на развитие их способности самостоятельно и
качественно выполнять возложенные на них должностные обязанности, повышать
свой профессиональный уровень.
3. Направление реализации Наставничества
3.1. Формы наставнической деятельности:
-прямое (непосредственный контакт с молодым специалистом и (или)
студентом, общение с ним не только в рабочее время, но и в неформальной
обстановке);
- опосредованное (формальный контакт, путем советов, рекомендаций, личные
контакты сводятся к минимуму, влияние на его окружающую среду); индивидуальное (за наставником закрепляется один молодой специалист и (или)
студент);
- групповое (наставничество распространяется на группу молодых
специалистов и (или) студентов);
-открытое (двустороннее взаимодействие наставника и молодого специалиста
и (или) студента);
- скрытое (наставник воздействует на молодого специалиста и (или) студента
незаметно для второго);
-коллективно-индивидуальное (наставничество над одним молодым
специалистом и (или) студентом осуществляет трудовой коллектив;
коллективно-групповое
(наставничество
трудового
коллектива
осуществляется над группой с молодых специалистов и (или) студентов).
3.2. Стили наставничества (выбор стиля взаимодействия зависит от уровня
подготовки подопечного и сложности задачи):
-инструктаж –стиль, при котором наставник дает четкие пошаговые указания
подопечному или предлагает ему копировать свои собственные действия;
-объяснение –стиль, при котором наставник показывает, как правильно
выполнить ту или иную работу, и подробно объясняет каждый шаг, дает
обоснование своим действиям;
-развитие –это стиль, при котором наставник предлагает решить
производственную задачу и представить результат. 8
3.3. Модели наставнической деятельности:

-«Педагог –педагог»;
-«Педагог–студент(группа студентов)»;
-«Студент
(победитель
олимпиад,
конкурсов
и
чемпионатов
профессионального мастерства Ворлдскиллси т.д.)
–студент(группа студентов), школьники, абитуриенты»;
-«Работодатель–студент, педагог».
3.3.1. Модель наставничества «Педагог –педагог» –передача знаний на
рабочем месте. Может применяться не только к вновь принятым в организацию
работникам, молодым специалистам, но и к уже работающим в колледже
сотрудникам. Сотрудник получает своевременную помощь на этапе адаптации в
техникуме, поддержку в профессиональном и карьерном развитии. Эта модель
наставничества помогает решить проблему недостаточной компетентности
сотрудников старших возрастов в области информационных и коммуникационных
технологий, повысить их мотивацию и нейтрализовать опасения по поводу своего
будущего в организации, наладить взаимопонимание и дружеские отношения между
разными поколениями.
Целевая группа: все категории сотрудников, в том числе молодые
специалисты, вновь принятые или переведенные на новые должности работники,
осваивающие новые технологии и производственные процессы, используемые в
преподавании образовательных программ. Результаты и социальные эффекты:
обучение, адаптация, улучшение коммуникаций, сохранение, передача знаний.
Оценка эффективности изменений.
3.3.2. Модель наставничества «Педагог –студент (группа студентов)»–это
практика наставничества без отрыва от учебы для дальнейшей профессиональной и
социальной адаптации, связанная с профессиональным и карьерным развитием,
передачей знаний, навыков, компетенций. Данная Модель наставничества помогает
талантливым и амбициозным студентам планировать свою карьеру, развивать
соответствующие навыки и компетенции. Целевая группа: студенты, группа
студентов. Результаты и социальные эффекты: передача наставником своих
профессиональных знаний и практических компетенций через следующие
механизмы: поиск и развитие инициатив студентов, стимулирование творческой и
профессиональной активности в процессе обучения и участия в творческих
мероприятиях (олимпиадах, конкурсах профессионального мастерства и
чемпионатах Ворлдскиллси т.д); практики наставничества студентов, победителей
олимпиад, конкурсов и чемпионатов профессионального мастерства Абилимпикс,
Ворлдскиллс (кружки от чемпионов).
3.3.3. Модель наставничества «Студент (победитель олимпиад, конкурсов и
чемпионатов профессионального мастерства Абилимпикс, Ворлдскиллс и т.д.) –
студент (группа студентов), школьники, абитуриенты»–это вид партнерского

наставничества, направленный на поддержку деятельности студенческого
самоуправления, служит траекторией профессиональноличностного саморазвития
студента-наставника и его подопечных. Данная модель наставничества позволяет:
транслировать лучшие достижения; привлекать лучших студентов к учебнотренерской деятельности; способствовать коррекции и снятию эмоционального
напряжения, эффективности профессионального развития студентов-наставников;
формировать
личностные
качества,
способствующие
успешному
профессиональному становлению студентов-наставников и их подопечных. Целевая
группа: студент (группа студентов), школьники, абитуриенты». Результаты и
социальные эффекты: развитие творческого потенциала студентов и их интеграция в
профессиональное сообщество. Данная модель наставничества позволяет
осуществлять: внедрение технологии «социального лифта»; профориентационные
мероприятия; процесс реального включения людей с инвалидностью в активную
общественную жизнь; освоение гибких навыков (эмоциональный интеллект,
критическое мышление); учебную мотивацию; проектную деятельность, научно
исследовательскую работу, конкурсы профессионального мастерства, олимпиадное
и волонтерское движения.
3.3.4. Модель наставничества «Работодатель –студент, педагог» – временное
прикрепление к опытному работнику организации бизнес партнера, предприятия
реального сектора экономики или социальной сферы для включенного наблюдения
за особенностями и приемами работы во время производственной практики,
стажировки. Целевая группа: студенты (группа студентов), педагог (группа
педагогов). Результаты и социальные эффекты: развитие профессиональной
мотивации у подопечных к трудовой деятельности, переквалификация или
повышение профессионального мастерства.
4. Организация системы наставничества
4.1. Наставничество организуется на основании приказа директора.
4.2. Наставники подбираются из среды работников или успешных
обучающихся Техникума - из наиболее подготовленных, обладающих высокими
профессиональными и моральными качествами, проявляющих способности к
воспитательной работе и пользующихся авторитетом в коллективе. К работе по
наставничеству привлекаются студенты и педагоги, выпускники и специалисты
предприятий и организаций. Наставляемые определяются путем выявления
конкретных проблем у обучающихся и педагогов Техникума, которые можно
решить с помощью наставничества.
4.3. Наставничество устанавливается продолжительностью от одного месяца
до одного года в зависимости от его направления и формы.

4.4 Наставничество может быть индивидуальным (направленное на одного
обучающегося) и (или) коллективным (когда наставничество распространяется на
группу обучающихся).
4.5. Назначение наставника осуществляется на добровольной основе с
обязательным письменным согласием лица, назначаемого наставником, и лица, в
отношении которого осуществляется наставничество.
4.6. Утверждение кандидатуры наставника осуществляется не позднее 3
календарных дней со дня фактического допущения к работе лица, в отношении
которого осуществляется наставничество.
4.7. Утверждение кандидатуры наставника осуществляется приказом по
Техникуму или иным документом, предусмотренным локальными актами
Техникума.
4.8. Замена наставника производится в следующих случаях: прекращение
трудового договора с наставником; перевод наставника или лица, в отношении
которого осуществляется наставничество, на иную должность (профессию) или в
другое структурное подразделение организации; просьба наставника или лица, в
отношении которого осуществляется наставничество; неисполнение наставником
функций наставничества или своих должностных обязанностей; возникновение
иных обстоятельств, препятствующих осуществлению наставничества. Замена
наставника осуществляется приказом организации.
4.9. Срок наставничества, определенный приказом по Техникуму может быть
продлён в случае временной нетрудоспособности, командировки или иного
продолжительного отсутствия по уважительным причинам наставника или лица, в
отношении которого осуществляется наставничество.
4.10. Наставничество прекращается до истечения срока, установленного
приказом Техникума в случае неисполнения лицом, в отношении которого
осуществляется наставничество, обязанностей, предусмотренных настоящим
положением.
4.11. Исходя из потребности лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, в профессиональных знаниях и навыках, а также в соответствии с
уровнем его начальной подготовки и опытом работы наставник составляет План
профессионального становления, разработанного наставником.
План профессионального становления может включать:
- мероприятия по ознакомлению лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, с рабочим местом и коллективом;
- мероприятия по ознакомлению лица, в отношении которого осуществляется
наставничество,
с
должностными
обязанностями,
квалификационными
требованиями;

- совокупность мер по профессиональной и должностной адаптации лица, в
отношении которого осуществляется наставничество;
- изучение теоретических и практических вопросов, касающихся исполнения
должностных обязанностей;
- выполнение лицом, в отношении которого осуществляется наставничество,
практических заданий;
- перечень мер по закреплению лицом, в отношении которого осуществляется
наставничество, профессиональных знаний и навыков;
- перечень мер по содействию в выполнении должностных обязанностей;
-другие мероприятия по наставничеству.
4.12. План профессионального становления составляется наставником не
позднее 10 дней со дня утверждения его кандидатуры приказом Техникума.
4.13. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, знакомится
с Планом профессионального становления.
4.14. В зависимости от производственных условий наставник и лицо, в
отношении которого осуществляется наставничество, могут быть периодически
освобождены от выполнения непосредственных должностных обязанностей с
сохранением заработной платы для проведения индивидуальных занятий, тренингов
и иных мероприятий по Плану профессионального становления.
4.15. В течение 10 дней по завершении наставничества наставник составляет
отчет о выполнении программы наставничества лицом, в отношении которого
осуществлялось наставничество, в том числе содержащий рекомендации по его
дальнейшему профессиональному развитию
4.16. Результатами эффективной работы наставника считаются:
–улучшение показателей работы Техникума: образовательных, спортивных,
культурных;
–развитие личности наставляемого, раскрытие его потенциала;
–рост
числа
обучающихся,
способных
самостоятельно
строить
индивидуальные образовательные и карьерные траектории;
–улучшение психологического климата в Техникуме;
–создание психологически комфортной и плодотворной среды развития
педагогов;
–привлечение дополнительных ресурсов и инвестиций в развитие
инновационных образовательных и социальных программ Техникума.
4.17. Для мотивации деятельности наставнику может: объявляться
благодарность; награждение почетной грамотой Техникума; представление к
государственным и ведомственным наградам; награждение нагрудным знаком
наставника; присвоение почетного звания "Лучший наставник Техникума";

материальное поощрение (выплаты стимулирующего характера, установленные
локальными нормативными актами Техникума).
4.18. За ненадлежащее исполнение обязанностей наставник может быть
привлечен к дисциплинарной ответственности.
5. Руководство наставничеством
5.1. Руководство деятельностью наставников осуществляет заместитель
директора учебно-методической работе (он является Куратором наставнической
деятельности) и председатели цикловых (предметных) комиссий, в которых
организуется наставничество.
5.2. Кандидатуры наставников рассматриваются на заседаниях цикловых
(предметных) комиссий и утверждаются на заседании Методического совета.
5.3. Внедрение и реализация Наставничества в Техникуме возлагается на
куратора, который назначается приказом руководителя. Куратор осуществляет
следующие функции: сбор и работа с базой наставников и наставляемых;
организация обучения наставников; контроль проведения программ наставничества;
участие в оценке вовлеченности обучающихся в различные формы наставничества;
решение организационных вопросов, возникающих в процессе реализации
Наставничества; мониторинг реализации и получение обратной связи от участников
программы.
5.4. Организация Наставничества в конкретном структурном подразделении
Техникума в соответствии с направлением возлагается на ответственного данным
направлением, который осуществляет следующие функции: определяет кандидатуру
наставника; определяет число лиц, в отношении которых наставник одновременно
осуществляет Наставничество; определяет срок Наставничества; утверждает отчет о
выполнении программы лицом, в отношении которого осуществлялось
Наставничество; осуществляет контроль деятельности наставника и деятельности
закрепленного за ним лица, в отношении которого осуществляется Наставничество,
вносит необходимые изменения и дополнения в процесс работы по Наставничеству;
создает необходимые условия для совместной работы наставника и лица, в
отношении которого осуществляется Наставничество; вносит предложения о замене
наставника; вносит предложения о поощрении наставника; обеспечивает
своевременное представление надлежаще оформленных документов по итогам
Наставничества.
5.5. Методическая служба Техникума осуществляет методическое
сопровождение
процесса
Наставничества:
оказание
методической
и
консультационной помощи наставникам, в том числе в разработке и реализации
программ; подготовку проектов локальных нормативных актов и документов,

сопровождающих процесс Наставничества; анализ, обобщение и распространение
положительного опыта наставнической деятельности.
6. Права и обязанности наставника
6.1. Права наставника:
- привлекать для оказания помощи наставляемому других педагогических
работников образовательной организации с их согласия;
- знакомиться в установленном порядке с материалами личного дела
наставляемого или получать другую информацию о лице, в отношении которого
осуществляется наставничество;
- обращаться с заявлением к руководителю структурного подразделения с
просьбой о сложении с него обязанностей наставника;
- осуществлять мониторинг деятельности наставляемого в форме личной
проверки выполнения заданий.
6.2. Обязанности наставника:
- руководствоваться требованиями законодательства Российской Федерации,
региональными и локальными нормативными правовыми актами образовательной
организации при осуществлении наставнической деятельности;
- находиться во взаимодействии со всеми структурами образовательной
организации, осуществляющими работу с наставляемым по программе
наставничества (предметные кафедры, психологические службы, школа молодого
учителя, методический (педагогический) совет и пр.);
- осуществлять включение молодого/начинающего специалиста в
общественную жизнь коллектива, содействовать расширению общекультурного и
профессионального кругозора, в т.ч. и на личном примере;
- создавать условия для созидания и научного поиска, творчества в
педагогическом процессе через привлечение к инновационной деятельности;
- содействовать укреплению и повышению уровня престижности
преподавательской деятельности, организуя участие в мероприятиях для
молодых/начинающих педагогов различных уровней (профессиональные конкурсы,
конференции, форумы и др.);
- участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической
деятельностью наставляемого, вносить предложения о его поощрении или
применении мер дисциплинарного воздействия;
- рекомендовать участие наставляемого в профессиональных региональных и
федеральных конкурсах, оказывать всестороннюю поддержку и методическое
сопровождение.
7. Права и обязанности наставляемого

7.1. Права наставляемого:
- систематически повышать свой профессиональный уровень;
- участвовать в составлении персонализированной программы наставничества
педагогических работников;
- обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с
должностными обязанностями, профессиональной деятельностью;
- вносить на рассмотрение предложения по совершенствованию
персонализированных программ наставничества педагогических работников
образовательной организации;
- обращаться к руководителю структурного подразделения с ходатайством о
замене наставника.
7.2. Обязанности наставляемого:
- изучать Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», иные федеральные, региональные,
муниципальные и локальные нормативные правовые акты, регулирующие
образовательную
деятельность,
деятельность
в
сфере
наставничества
педагогических работников;
- реализовывать мероприятия плана персонализированной программы
наставничества в установленные сроки;
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка образовательной
организации;
- знать обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, основные
направления профессиональной деятельности, полномочия и организацию работы в
образовательной организации;
- выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению
должностных, профессиональных обязанностей;
- совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и
способы качественного исполнения должностных обязанностей;
- устранять совместно с наставником допущенные ошибки и выявленные
затруднения;
- проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе и
учебе;
- учиться у наставника передовым, инновационным методам и формам
работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним.
8. Процесс формирования пар и групп наставников и педагогов, в
отношении которых осуществляется наставничество
8.1. Формирование наставнических пар (групп) осуществляется по основным
критериям:

- профессиональный профиль или личный (компетентностный) опыт
наставника должны соответствовать запросам наставляемого или наставляемых;
- у наставнической пары (группы) должен сложиться взаимный интерес и
симпатия, позволяющие в будущем эффективно взаимодействовать в рамках
программы наставничества.
8.2. Сформированные на добровольной основе с непосредственным участием
куратора, наставников и педагогов, в отношении которых осуществляется
наставничество,
пары/группы
утверждаются
приказом
руководителя
образовательной организации.
9. Завершение персонализированной программы наставничества
9.1. Завершение персонализированной программы наставничества происходит
в случае:
- завершения плана мероприятий персонализированной программы
наставничества в полном объеме;
- по инициативе наставника или наставляемого и/или обоюдному решению (по
уважительным обстоятельствам);
- по инициативе куратора (в случае недолжного исполнения
персонализированной программы наставничества в силу различных обстоятельств
со стороны наставника и/или наставляемого – форс-мажора).
9.2. Изменение сроков реализации персонализированной программы
наставничества педагогических работников.
По обоюдному согласию наставника и наставляемого/наставляемых педагогов
возможно продление срока реализации персонализированной программы
наставничества или корректировка ее содержания (например, плана мероприятий,
формы наставничества).
10. Заключительные положения
10.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения
директором образовательной организации и действует бессрочно.
10.2. В настоящее Положение могут быть внесены изменения и дополнения в
соответствии с вновь принятыми законодательными и иными нормативными актами
Российской Федерации и вновь принятыми локальными нормативными актами
образовательной организации.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».