МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Балаковский промышленно - транспортный техникум им. Н.В. Грибанова» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ. 01 Основы философии специальность 43.02.10 ТУРИЗМ Балаково, 2021 Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.10 Туризм, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 7 мая 2014 г. № 474, зарегистрированным Министерством юстиции РФ рег.№32806 от 19.06.2014 года. Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Балаковский промышленнотранспортный техникум им.Н.В.Грибанова» РАССМОТРЕНА: на заседании предметной (цикловой) комиссии___________________ ОДОБРЕНА: техникума методическим Протокол №____, дата «____» ____ 20___ г. Протокол №__ от «___» _____________ 20__ г. Председатель _________ И.О.Ф Председатель комиссии __ И.О.Ф Составитель: Оленева Е.К. преподаватель философии первой квалификационной категории советом СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ...............................................................................................................................4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………...................................................................................7 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ......................9 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………………..……..….10 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ» 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 43.02.10 Туризм на базе основного общего образования. Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании. 1.2. Цель и планируемые результаты дисциплины: В результате освоения дисциплины студент должен уметь: Код У1 Наименование результата обучения Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста В результате освоения дисциплины студент должен знать: Код Зн 1 Зн 2 Зн 3 Зн 4 Наименование результата обучения основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира; об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. В результате освоенных знаний и умений, формируются следующие общие компетентности (ОК): Код ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 Наименование результата обучения Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач профессионального и личностного развития Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями Брать на себя ответственность за работу членов команды(подчиненных), за результат выполнения заданий 4 Код ОК 8 ОК 9 Наименование результата обучения Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности 1.3. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: Максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе: обязательная аудиторная нагрузка обучающихся 48 часов; самостоятельная работа обучающихся 24 часа. 5 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной деятельности Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: теоретические занятия практические занятия Самостоятельная работа студента (всего) в том числе: написание эссе составление сравнительных таблиц подготовка докладов, сообщений Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 6 Объем часов 72 48 48 не предусмотрено 24 16 2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала Объём часов 1 Раздел 1 Тема 1. Основные понятия и предмет философии 2 Предмет философии и её история 3 34 4 Тема 2. Философия Древнего мира и средневековая философия Тема 3. Философия Возрождения и Нового времени Тема 4. Современная философия Раздел 2 Тема 5. Методы философии и её внутреннее строение Становление философии из мифологии. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность. Предмет и определение философии. Определение задач профессионального и личностного развития. Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия). Становление философии в Древней Греции. Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель. Философия Древнего Рима. Средневековая философия: патристика и схоластика. Самостоятельная работа Составить сравнительную таблицу «Философские учения Древнего Китая: конфуцианство и даосизм». Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Самостоятельная работа Подготовка доклада «Охота на ведьм в эпоху Средневековья» Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Особенности философии Нового времен: рационализм и эмпиризм в теории познания. Немецкая классическая философия. Постклассическая европейская философия. Иррационализм. Марксизм. Философия позитивизма и эволюционизма. Самостоятельная работа Составить сравнительную таблицу основных философских систем XVIII – XIX вв (3 – 4) – по выбору учащихся Подготовка эссе: «Почему позитивизм как философия науки появился в XIX в?» Отработка способности брать на себя ответственность за результат выполнения заданий Основные направления философии XX века: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм. Философия бессознательного. Особенности русской философии. Русская идея. Использование информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности . Структура и основные направления философии Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, XX века. Основные картины мира - философская (античность), религиозная (Средневековье), научная (Новое время, XX век). Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный и др., строение философии и ее основные направления. Отработать способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и 7 10 Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы 4 ОК 8 ОК 2; ОК 5 4 2 6 ОК 7 4 4 ОК 5 36 6 ОК 3 Тема 6 Учение о бытии и теория познания Тема 7. Этика и социальная философия Тема 8. Проблема сознания в философии Тема 9. Человек как главная философская проблема Тема 10. Место философии в духовной культуре и ее значение нести за них ответственность Онтология - учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Гносеология - учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины. Соотношение философской, религиозной и научной истин. Методология научного познания Общезначимость этики. Добродетель. Удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Насилие и активное непротивление злу. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на общество. Социальная структура общества. Типы общества. Формы развития общества: ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие. Философия и глобальные проблемы современности. Самостоятельная работа Подготовка эссе «Философская система нашего времени: основные черты» Осуществление поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач профессионального и личностного развития Философия о происхождении и сущности сознания. Структура сознания и формы психической деятельности - чувства, эмоции, память, воля, воображение, мышление. Сознание и язык. Самостоятельная работа Подготовка эссе «Современная философская картина мира» Отработать способность работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями Философия о происхождении и сущности человека. Смысл жизни и предназначение человека. Теория ценностей. Основополагающие категории человеческого бытия: творчество, счастье, любовь, труд и другие. Самостоятельная работа Подготовка эссе «Россия в эпоху глобализации». Реализовать способность ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности Философия как рациональная отрасль духовной культуры. Сходство и отличие философии от искусства, религии, науки и идеологии. Структура философского творчества. Типы философствования. Философия и мировоззрение. Философия и смысл жизни. Философия как учение о целостной личности. Роль философии в современном мире. Будущее философии. Самостоятельная работа Подготовка эссе «Философия и смысл жизни» Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Дифференцированный зачет 4 ОК 5 6 ОК 4 4 2 4 2 8 ОК 9 2 2 4 2 72 Всего ОК 5; ОК 6 ОК 1; ОК 5 9 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Для реализации программы дисциплины имеется в наличии учебный кабинет социальнообщественных дисциплин. Оборудование учебного кабинета: • посадочные места по количеству обучающихся; • рабочее место преподавателя; • доска. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1. Горелов, Основы философии. : учебное пособие / Горелов, Горелова Т.А. – М.: КноРус, 2019. – 227 с. 2. Голубева Т.В. Основы философии: Учебно-методическое пособие Т.В. Голубева. (Среднее профессиональное образование) / Т.В. Голубева. - М.: Форум, 2017. - 32 c. 3. Горелов А.А. Основы философии / А.А. Горелов. - М.: Academia, 2019. - 384 c. 4. Волкогонова О.Д. Основы философии: Учебник / О.Д. Волкогонова, Н.М. Сидорова. - М.: Форум, 2018. - 244 c. Дополнительные источники: 1. Бранская, Е. В. Основы философии : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. В. Бранская, М. И. Панфилова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 184 с. 2. Волкогонова, О. Д. Основы философии : учебник / О.Д. Волкогонова, Н.М. Сидорова. – Москва : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2019. – 480 с. 3. Губин, В. Д. Основы философии : учеб. пособие / В.Д. Губин. – 4-е изд. – Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2019. – 288 с. Интернет-ресурсы: 1. Кочеров, С. Н. Основы философии : учебное пособие для СПО / С. Н. Кочеров, Л. П. Сидорова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 151 с. https://www.biblioonline.ru/viewer/3AFFB197-B187-46A5-9D4F-E7E8061A6CDB#page/1 4. Лавриненко, В. Н. Основы философии : учебник и практикум для СПО / В. Н. Лавриненко, В. В. Кафтан, Л. И. Чернышова. — 8-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 374 с. https://www.biblio-online.ru/viewer/50CBD562-3B7E-4673-AB77B0E2200DCB03#page/1 5. Спиркин, А. Г. Основы философии : учебник для СПО / А. Г. Спиркин. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 392 с. https://www.biblio-online.ru/viewer/481AFB51-3B57-4AA48B81-3458B2A8FD99#page/1 6. Ивин, А. А. Основы философии : учебник для СПО / А. А. Ивин, И. П. Никитина. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 478 с. https://www.biblio-online.ru/viewer/89AD78FC-5E94-4E369684-4ABE1DD93B28#page/1 10 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения входного, оперативного и семестрового контроля. Промежуточная аттестация по дисциплине «Основы философии» предусмотрена в форме дифференцированного зачета. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Знать: • основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания; • основы научной, философской и религиозной картин мира; • об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; • о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Уметь: • ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста; Критерии оценки Характеристики демонстрируемых знаний 1.полнота (широта) знания основных философских учений; 2.точность в определении главных философских терминов и понятий 3.осмысленность (способность сравнивать, сопоставлять, классифицировать) проблематики и предметного поля важнейших философских дисциплин Характеристики демонстрируемых умений 1.свободно высказывается и приводит доводы в защиту аргументов; 2. приводит примеры из истории развития философской мысли; 3. обосновывает и аргументирует свои доводы. 4. делает выводы и обобщения. 11 Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Входной контроль: -тестирование Оперативный контроль: - устный фронтальный и индивидуальный опрос; - тестирование; - письменный опрос. Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета: -письменный опрос;, -тестирование. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Балаковский промышленно транспортный техникум им. Н.В. Грибанова» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК) по специальности 43.02.10 Туризм Балаково, 2021 12 Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.03 Иностранный язык (немецкий язык) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 07.05.2014г. № 474 (зарегистрирован в Минюсте РФ 19.06.2014, регистрационный № 32806) РАССМОТРЕНА: на заседании предметной (цикловой) комиссии «Сервиса, туризма, информационных и химических технологий» Протокол № ___ от « __» ___________ 2021 г. Председатель комиссии ОДОБРЕНА: методическим советом техникума Протокол №__ от «___» _______ 20__ г. Председатель _________ И.О.Ф _______ Составитель программы:_______Саберова Н.Х., преподаватель 13 СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИРАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОГРАММЫ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 11 14 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.03 Немецкий язык Место дисциплины в структуре основной образовательной программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии (профессиям) или специальности (специальностям) или СПО 43.02.10 Туризм. 1.1. Рабочая программа учебной дисциплины может быть использованапри реализацииосновных профессиональных образовательных программ в соответствии с ФГОС по специальностям СПО, а также в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих. Дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл. 1.2. Цель и планируемые результаты дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы; переводить (со словарём) иностранные тексты профессиональной направленности; самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас; В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: лексический (1200-1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарём) иностранных текстов профессиональной направленности. В результате освоенных знаний и умений, формируются следующие компетенции (ПК) и общие компетентности (ОК): ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. 15 ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. 1.3 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 136 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 106 часов; самостоятельной работы обучающегося 30 часов. 2. СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) 136 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 106 в том числе: лабораторные работы не предусмотрены практические занятия 106 контрольные работы Самостоятельная работа обучающегося (всего) 30 индивидуальное проектное задание Промежуточная аттестация в форме – дифференцированного зачета 16 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины: немецкий язык Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся Раздел 1. Вводно-коррективный курс (повторение) Тема 1.1. Описание людей: друзей, родных и близких и т. д. (внешность, характер, личностные качества). Содержание учебного материала Тема 1.2. Повседневная жизнь, условия жизни, учебный день, выходной день, досуг, хобби. 1 Моя семья. Мои друзья. Простые нераспространенные предложения. Деловые и личностные качества людей. Предложения утвердительные, вопросительные, отрицательные. Введение новой лексики, ее употребление в речевой деятельности (устное и письменное общение), перевод текстов повседневной тематики. Содержание учебного материала Объем часов Код образовательного результата 2 ОК 1, ОК 4 Здоровый образ жизни Тема 2.1. Здоровье, спорт, правила здорового образа жизни. Содержание учебного материала Раздел 3 Роль спорта в нашей жизни. Популярные виды спорта в Великобритании и России. 2 Олимпийские игры. Правила здорового образа жизни. Настоящее время глаголов Present Введение новой лексики и ее употребление в речевой деятельности (устное и письменное общение), перевод текстов по теме. Образование в России и за рубежом. Тема 3.1. Образование в России 1 ОК 1, ОК 2, ОК 4 6 38 ОК 2, ОК 5, ОК 6 10 Содержание учебного материала Система образования в России. Предлоги Обучение будущего работника туристического сервиса. 3 Мой техникум. Моя будущая профессия. Предлоги 2-3 3 1 2 2-3 2 1 Раздел 2. освоения 13 2 Рабочий день служащего турфирмы. Артикль. Употребление существительного без артикля. 2 Мой выходной день. Хобби. Функции существительных в предложении. Повторение лексики по теме, ее употребление в речевой деятельности (устное и письменное общение), перевод текстов повседневной тематики. Самостоятельная работа обучающихся: подготовка проекта «Мой выходной день», создание презентации «Хобби народов мира». Уровень 10 2-3 , ОК 1, ОК 7, ОК 8 2-3 17 4 Тема 3.2 Образование в Германии 1 2 Роль иностранного языка в будущей профессии. Введение новой лексики и ее употребление в речевой деятельности (устное и письменное общение), перевод текстов профессиональной направленности. Самостоятельная работа обучающихся: выполнение лексико-грамматических упражнений по теме. Составление темы: Моя учеба в техникуме. Содержание учебного материала Система школьного образования в Германии. Система высшего образования в Германии. Предлоги двойного управления. 3 Раздел 4 Изучение специальностей туристического сервиса в Германии. Введение новой логики; ее употребление в речевой деятельности (устное и письменное общение), перевод текстов профессиональной направленности. Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка реферата «Образование в Германии». Страноведение. Прошедшее время глагола. Тема 4.1. Германия. Содержание учебного материала 1 3 Германия - крупнейший политический центр Европы. Простое прошедшее время. Географическое положение, территория, население. Образование PastSimple. Культура и достопримечательности Германии. 4 Промышленность Германии. Употребление PastSimpleв речи. 5 Факторы экономического развития Германии. 6 Банковская система ФРГ. Введение лексики, ее употребление в речевой деятельности (устное и письменное общение), перевод текстов повседневной тематики и профессиональной направленности. 2 Тема 4.2. Германия 6 , ОК 4, ОК 5, ОК 6 8 4 Географическое положение, территория, население Германия 3 Экономика и промышленность Германии. Сложное прошедшее время. 4 Культура и достопримечательности Германии. Образование Perfeсt. 2-3 ОК 4, ОК 5, ОК 6 36 ОК 1, ОК 5, ОК 6 12 Содержание учебного материала 1 Германия – страна, говорящая на немецком языке 2 ОК 1, ОК 7, ОК 8 2-3 ОК 1, ОК 5, ОК 6 14 2-3 18 5 Тема 4.3. Канада, Австрия. Привлекательные места отдыха в Германии. Употребление Perfeсt в речи. Введение лексики и ее употребление в речевой деятельности устное и письменное общение, перевод текстов повседневной и профессиональной направленности. Содержание учебного материала 1 Географическое положение, территория Австрии. Давнопрошедшее время. 2 Культура и достопримечательности Австрии. Образование 3 Банковская система Австрии. Употребление PastPerfectв речи. 4 Австрия. Экономика и достопримечательности. Согласование времен. 10 Австрия. Экономика и достопримечательности. Введение лексики, ее употребление в речевой деятельности (устное и письменное общение), перевод текстов повседневной и профессиональной направленности. Природа и человек (климат, погода, экология). Инфинитив. 27 ОК 2, ОК 4, ОК 5 2-3 5 Раздел 5 Тема 5.1. Природа и климат России. Содержание учебного материала 1 Природные богатства России. Функции инфинитива 2 Разнообразие климатических зон. Употребление инфинитива с частицей и без частицы zu. 3 Экологическая обстановка в России. 10 2-3 4 Тема 5.2. Природа и климат Германии. Загрязнение окружающей среды. Инфинитивные группы. Введение лексики, ее употребление в речевой деятельности (устное и письменное общение), перевод текстов повседневной и профессиональной направленности. Самостоятельная работа обучающихся: выполнение лексико-грамматических упражнений по теме. Подготовка темы «Природа и климат России». Содержание учебного материала 1 Растительность и животный мир Германии. Инфинитивные обороты. ОК 1, ОК 5, ОК 6, ОК 8 2 Погода во все времена года. Образование, употребление инфинитивных оборотов. 5 ОК 1, ОК 5, ОК 6, ОК 8 ОК 2, ОК 3, ОК 5 8 2-3 19 3 Раздел 6 Тема 6.1 Музыка. Литература. Живопись. Киноискусство. Экологическая обстановка в Германии. Меры и законы для защиты окружающей среды. Введение лексики, ее употребление в речевой деятельности (устное и письменное общение), перевод текстов повседневной тематики и профессиональной направленности: Самостоятельная работа обучающихся: выполнение лексико-грамматических упражнений по пройденной теме. Составление монологического высказывания по теме «Природа, животный и растительный мир Германии». Искусство и развлечения. 4 ОК 2, ОК 3, ОК 5 22 Содержание учебного материала 1 Жанры художественной литературы. Образование пассива действи. 2 Классическая и современная музыка. Музыкальные направления. 3 4 Жанры изобразительного искусства. Временные формы страдательного залога. Известные картинные галереи и музеи мира. 5 Жанры киноискусства. Временные формы страдательного залога. Игровое кино. Временные формы страдательного залога. Введение лексики, ее употребление в речевой деятельности (устное и письменное общение), перевод текстов повседневной и профессиональной направленности. Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение лексико-грамматических упражнений по теме. Подготовка монологического высказывания и презентации на тему «Киноискусство Великобритании», «Музеи и картинные галереи Великобритании» (по выбору обучающегося). , ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5 10 2-3 6 Тема 6.2. Выдающиеся деятели искусства. 4 ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5 Содержание учебного материала 1 2 3 Знаменитые немецкие деятели искусства. Трансформация актива в пассив и наоборот. Знаменитые художники и музыканты прошлого и современности. Известные художники прошлого в Германии. Известные музыканты прошлого в России. ОК 4, ОК 5, ОК 6 4 2-3 20 4 Известные художники и музыканты современности. Введение лексики, ее употребление в речевой деятельности (устное и письменное общение), перевод текстов повседневной и профессиональной направленности. Самостоятельная работа обучающихся: выполнение лексико-грамматических упражнений по теме. Составление монологического высказывания на тему: «Мой любимый писатель»; «Мой любимый художник»; «Мой любимый актер / режиссер» (по выбору обучающегося). Всего ОК 4, ОК 5, ОК 6 4 136 21 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета - Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета - немецкого языка; Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; комплект учебно-методических пособий. Технические средства обучения: - мультимедийный комплект. Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: - не предусмотрено. 3.2. Информационное обеспечение обучения (перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы) Информационное обеспечение обучения Основные источники Для преподавателей 1. Коноплева Т.Г. Немецкий язык для колледжей / Н.В Басова, Т.Г. Коноплёва - Ростов н/Д: Феникс, 2019.-414 с. 2.Завьялова В.М. Практический курс немецкого языка (начальный этап) / В.М. Завьялова , Л.В Ильина - М.: ЧеРо, 2017.-348 с. 3. Завьялова В.М. Грамматика немецкого языка / В.М. Завьялова, И.В. Извольская - М.: ЧеРо, 2011.- 264 с. Для студентов 1. Басова Н.В. Немецкий язык для колледжей / Н.В Басова, Т.Г. Коноплёва. - Ростов н /Д.: Феникс, 2011.-414 с. 2. Завьялова В.М. Практический курс немецкого языка / В.М.Завьялова, Л.В. Ильина. М.: ЧеРо, 2018.-348 с. 3. Завьялова В.М. Грамматика немецкого языка / В.М.Завьялова, И.В. Извольская.М.:ЧеРо, 2017.- 264 с. 4. Немецко-русский и русско-немецкий словарь / Под общей редакцией В.В. Агафонова. 40000 слов и выражений. - М.:АСТ - ПРЕСС, 2019.- 704с. Интернет-ресурсы: www.lingvo-online.ru (более 30 толковых словарей общей и отраслевой лексики). 22 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. Текущий контроль успеваемости осуществляется в виде входного контроля, оперативного контроля и семестрового контроля. Фиксация результатов текущего контроля успеваемости обучающихся осуществляется по пятибалльной системе. Промежуточная аттестация по дисциплине предусмотрена в форме дифференцированного зачета . Коды формируемых компетенций ОК 1-ОК 09 Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Умения: − общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы; − переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности; − самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас; знания: − Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Устный опрос, письменный опрос, тестирование, выполнение индивидуальных заданий. дифференцированный зачет. лексический (1200-1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности. 23 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Балаковский промышленно-транспортный техникум им.Н.В.Грибанова» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.04 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА индекс, наименование дисциплины специальность 43.02.10 Туризм код и название специальности/ профессии Балаково, 2021 24 Рабочая программа учебной дисциплины «ОГСЭ.04 Физическая культура» разработана на основании Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 43.02.10 Туризм, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 474 от 07.05.2014г., зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации (рег. № 32806 от 19.06.2014 г.). Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Балаковский промышленно-транспортный техникум им.Н.В.Грибанова» РАССМОТРЕНА: на заседании предметной ОДОБРЕНА: техникума (цикловой) комиссии___________________ методическим советом Протокол №__ от «___» _____________ 20__ г. Протокол №____, дата «____» ____ 20___ г. Председатель _____________/Ю.А.Золотухо/ Председатель комиссии _______/___________/ Составитель(и) (автор): Икаев Русла Степанович, руководитель физ.воспитания, первой квалификационной категории Ф.И.О., должность, квалификационная категория 25 СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ УЧЕБНОЙ 10 ОСВОЕНИЯ 11 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПРОГРАММЫ РЕЗУЛЬТАТОВ 26 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ________ОГСЭ.04 Физическая культура__ (название дисциплины) Место дисциплины в структуре основной образовательной программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной программы в соответствии с ФГОС специальности СПО 43.02.10 Туризм. Учебная дисциплина «Физическая культура» обеспечивает формирование общих компетенций по ФГОС по специальности. 2.1. Цель и планируемые результаты дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания 2.2. Код ПК, ОК ОК02, ОК03, ОК06 2.3. Умения Знания Использовать физкультурноРоль физической культуры оздоровительную деятельность для общекультурном, профессиональном укрепления здоровья, достижения социальном развитии человека; жизненных и профессиональных целей; Основы здорового образа жизни; в и Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: Общая учебная нагрузка обучающегося 212 часов, в том числе: обязательная аудиторная нагрузка обучающихся 106 часов; самостоятельная работа обучающихся 106 часов. 27 3.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Общая учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: практические занятия Самостоятельная работа обучающегося (всего) Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета Объем часов 212 * 106 106 28 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.04 Физическая культура наименование Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся 1 2 Раздел 1. Основы физической культуры Тема 1.1. Содержание учебного материала Физическая Практические занятия культура в Основы здорового образа жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья. Самоконтроль профессиональной студентов физическими упражнениями и спортом. Контроль уровня совершенствования подготовке и профессионально важных психофизиологических качеств социокультурное Самостоятельная работа обучающихся развитие личности Выполнение комплекса релаксационной гимнастики (специальные упражнения для снятия напряжения, для расслабления и успокоения). Раздел 2. Легкая атлетика Содержание учебного материала Тема 2.1. Бег на короткие Техника бега на короткие дистанции с низкого, среднего и высокогостарта. Техника прыжка в длину с места дистанции. Практические занятия Прыжок в длину с Техника безопасности на занятия Л/а. Техника беговых упражнений места Совершенствование техники высокого и низкого старта, стартового разгона, финиширования Совершенствование техники бега на дистанции 100 м., контрольный норматив Совершенствование техники бега на дистанции 300 м., контрольный норматив Совершенствование техники бега на дистанции 500 м., контрольный норматив Совершенствование техники бега на дистанции 500 м., контрольный норматив Совершенствование техники прыжка в длину с места, контрольный норматив Тема 2.2. Бег на Содержание учебного материала длинные дистанции Техника бега по дистанции Практические занятия Овладение техникой старта, стартового разбега, финиширования Объем в часах 3 2 2 Осваиваемые элементы компетенций ОК02, ОК03, ОК06 18 30 ОК02, ОК03, ОК06 10 10 ОК02, ОК03, ОК06 29 Тема 2.3. Бег на средние дистанции Прыжок в длину с разбега. Метание снарядов. Разучивание комплексов специальных упражнений Техника бега по дистанции (беговой цикл) Техника бега по пересеченной местности (равномерный, переменный, повторный шаг) Техника бега на дистанции 2000 м, контрольный норматив Техника бега на дистанции 3000 м, без учета времени Техника бега на дистанции 5000 м, без учета времени Содержание учебного материала Техника бега на средние дистанции. Практические занятия Выполнение контрольного норматива: бег 100метров на время. Выполнение К.Н.: 500 метров – девушки, 1000 метров – юноши Выполнение контрольного норматива: прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги» Техника прыжка способом «Согнув ноги» с 3-х, 5-ти, 7-ми шагов Техника прыжка «в шаге» с укороченного разбега Целостное выполнение техники прыжка в длину с разбега, контрольный норматив Техника метания гранаты Техника метания гранаты, контрольный норматив Самостоятельная работа обучающихся 10 ОК02, ОК03, ОК06 22 Выполнение комплексов упражнений для развития выносливости и скоростно- силовых физических качеств Раздел 3. Баскетбол Тема 3.1. Техника выполнения ведения мяча, передачи и броска мяча в кольцо с места Тема 3.2. Техника выполнения ведения и передачи мяча в движении, ведение – 2 шага – бросок 32 Содержание учебного материала Техника выполнения ведения мяча, передачи и броска мяча с места Практические занятия Овладение техникой выполнения ведения мяча, передачи и броска мяча с места Овладение и закрепление техникой ведения и передачи мяча в баскетболе Содержание учебного материала Техника ведения и передачи мяча в движении и броска мяча в кольцо «ведение – 2 шага – бросок». Практические занятия Совершенствование техники выполнения ведения мяча, передачи и броска мяча в 8 ОК02, ОК03, ОК06 8 ОК02, ОК03, ОК06 30 Тема 3.3. Техника выполнения штрафного броска, ведение, ловля и передача мяча в колоне и кругу, правила баскетбола Тема 3.4. Совершенствование техники владения баскетбольным мячом кольцо с места Совершенствование техники ведения и передачи мяча в движении, выполнения упражнения «ведения-2 шага-бросок Содержание учебного материала Техника выполнения штрафного броска, ведение, ловля и передача мяча в колоне и кругу. Техника выполнения перемещения в защитной стойке баскетболиста. Применение правил игры в баскетбол в учебной игре Практические занятия Совершенствование техники выполнения штрафного броска, ведение, ловля и передача мяча в колоне и кругу Совершенствование техники выполнения перемещения в защитной стойке баскетболиста Содержание учебного материала Техника владения баскетбольным мячом Практические занятия Выполнение контрольных нормативов: «ведение – 2 шага – бросок», бросок мяча с места под кольцо Совершенствовать технические элементы баскетбола в учебной игре Самостоятельная работа обучающихся Выполнение комплексов упражнений для развития физических качеств и навыков игровых видов спорта Раздел 4. Волейбол Тема 4.1. Техника перемещений, стоек, технике верхней и нижней передач двумя руками Содержание учебного материала Техника перемещений, стоек, технике верхней и нижней передач двумя руками Практические занятия Отработка действий: стойки в волейболе, перемещения по площадке: Подача мяча: нижняя прямая, нижняя боковая, верхняя прямая, верхняя боковая. Прием мяча. Передача мяча. Нападающие удары. Блокирование нападающего удара. Страховка у сетки. Обучение технике передачи мяча двумя руками сверху и снизу на месте и после перемещения Отработка тактики игры: расстановка игроков, тактика игры в защите, в нападении, индивидуальные действия игроков с мячом, без мяча, групповые и командные действия игроков, взаимодействие игроков 8 ОК02, ОК03, ОК06 8 ОК02, ОК03, ОК06 22 32 8 ОК02, ОК03, ОК06 31 Тема 4.2.Техника нижней подачи и приёма после неё Тема 4.3Техника прямого нападающего удара Тема 4.4 Совершенствование техники владения волейбольным мячом Содержание учебного материала Техника нижней подачи и приёма после неё Практические занятия Отработка техники нижней подачи и приёма после неё Содержание учебного материала Техника прямого нападающего удара Практические занятия Отработка техники прямого нападающего удара Содержание учебного материала Техника прямого нападающего удара Практические занятия Приём контрольных нормативов: передача мяча над собой снизу, сверху. Приём контрольных нормативов: подача мяча на точность по ориентирам на площадке Учебная игра с применением изученных положений. Отработка техники владения техническими элементами в волейболе Самостоятельная работа обучающихся Выполнение комплексов упражнений для развития физических качеств и навыков игровых видов спорта Раздел 5. Легкоатлетическая гимнастика Тема 5.1 Содержание учебного материала Легкоатлетическая Техника коррекции фигуры гимнастика, работа Практические занятия на тренажерах Выполнение упражнений для развития различных групп мышц Круговая тренировка на 5 - 6 станций Самостоятельная работа обучающихся Выполнение комплексов упражнений для развития физических качеств и навыков работы на тренажёрах Промежуточная аттестация Всего: 8 ОК02, ОК03, ОК06 8 ОК02, ОК03, ОК06 8 ОК02, ОК03, ОК06 22 8 - ОК02, ОК03, ОК06 8 22 2 160 32 33 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Для реализации программы дисциплины имеется в наличии учебный кабинет Реализация учебной дисциплины требует наличия Спортивного комплекса. Образовательная организация для реализации учебной дисциплины Физическая культура должна располагать спортивной инфраструктурой, обеспечивающей проведение всех видов практических занятий, предусмотренных рабочей программой. Спортивное оборудование: Спортивные игры: футбольные и теннисные мячи; ворота; ракетки для игры в настольный теннис, теннисные столы; волейбольная сетка. Атлетическая гимнастика: - оборудование для силовых упражнений: гантели, гири, штанги, тренажёры, помосты, гимнастическая перекладина; - оборудование для занятий атлетически - гимнастическими упражнениями: гимнастические маты, скакалки, гимнастические скамейки. Лёгкая атлетика: секундомер, гранаты, яма для прыжков, эстафетные палочки, рулетка 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1. Физическая культура: учебник для вузов/[А.Б. Муллер, Н.С. Дядичкина]– М.: Издательство «Юрайт», 2018. 2. Физическая культура: учебник для СПО/[Ю.Н. Аллянов, И.Письменский]– М.: Издательство «Юрайт», 2017. 3. Физическая культура: учебник для СПО/[Н.В. Решетников]– М.: Издательство «Юрайт», 2017. Электронные образовательные ресурсы: 1. Физическая культура: учебник для СПО/[Ю.Н. Аллянов, И.Письменский]– М.: Издательство «Юрайт», 2017. 34 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Критерии оценки Формы и методы оценки умения: • Использовать физкультурнооздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; Демонстрировать умения применения рациональных приемов двигательных функций в профессиональной деятельности пользования средствами профилактики перенапряжения характерными для данной специальности Демонстрировать знания роли физической культуры, основ здорового образа жизни, зоны физического здоровья для специальности, средства профилактики перенапряжений. Оценка выполнения практических заданий, выполнение индивидуальных заданий, принятие нормативов. знания: • Роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; • Основы здорового образа жизни; Фронтальная беседа, устный опрос 35 Министерство образования Саратовской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Балаковский промышленно-транспортный техникум им. Н.В. Грибанова» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.05. ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА САРАТОВСКОЙ ГУБЕРНИИ по специальности 43.02.10 Туризм 2021 г. Рабочая программа учебной дисциплины «История и культура Саратовской губернии» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 43.02.10 Туризм, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 07.05.2014г. № 474 (зарегистрирован в Минюсте РФ 19.06.2014, регистрационный № 32806) Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Балаковский промышленнотранспортный техникум им.Н.В.Грибанова» ОДОБРЕНА: методическим советом техникума РАССМОТРЕНА на заседании предметно-цикловой комиссии Сервиса и сферы обслуживания Протокол №____ от «___»________2019 г. Протокол №__ от «___» _____________ 20__ г. Председатель _________ И.О.Ф Председатель комиссии ____________/ Составитель: Поединцева Галина квалификационной Теодоровна, категории, преподаватель ГАПОУ транспортный техникум им. Н.В. Грибанова» СО географии «Балаковский первой промышленно- СОДЕРЖАНИЕ 1. 4 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 15 О • 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ • 1.1 Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины (далее программа УД) – является частью программы подготовки специалистов среднего звена ГАПОУ СО «БПТТ им. Н.В. Грибанова» по специальности СПО 43.02.10 Туризм базовой подготовки, разработанной в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения. Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована на очной и заочной формах обучения, в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области формирования, продвижения и реализации туристского продукта, организации комплексного туристского обслуживания. • 1.2 Место дисциплины в структуре программы подготовке специалистов среднего звена: учебная дисциплина входит в цикл «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» вариативной части ППССЗ по специальности 43.02.10 Туризм. • 1.3 Цели и задачи дисциплины Целью дисциплины является: получение профессиональных навыков в рассмотрении особенностей развития Саратовского края с древних времен до наших дней Задачи дисциплины: - воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений обучающихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; - развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами; освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе; - овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации; - формирование исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности. В результате освоения дисциплины студент должен уметь: - логически мыслить, вести научные дискуссии - работать с разноплановыми источниками - осуществлять эффективный поиск информации и критики источников - получать, обрабатывать и сохранять источники информации - преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в крае и России в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма --формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам местной истории -соотносить общие исторические процессы и отдельные факты - выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий - извлекать уроки из локальных исторических событий и на их основе принимать осознанные решения В результате освоения дисциплины студент должен знать: основные направления, проблемы, теории и методы изучаемого курса движущие силы и закономерности локального исторического процесса место человека в краевом историческом процессе, политической организации общества различные подходы к оценке и периодизации краевой и отечественной истории основные этапы и ключевые события истории Саратовского края с древности до наших дней; выдающихся деятелей истории края важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе местного исторического развития Содержание дисциплины должно быть ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей ППССЗ по специальности 43.02.10 Туризм и подготовке к формированию общепрофессиональных (ОК) и профессиональных компетенций (ПК): 5.1. Специалист по туризму (базовой подготовки) должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять личностного развития, заниматься планировать повышение квалификации. задачи профессионального и самообразованием, осознанно ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. 5.2. Специалист по туризму (базовой подготовки) должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности: 5.2.1. Предоставление турагентских услуг. ПК 1.2. Информировать потребителя о туристских продуктах. 5.2.2. Предоставление услуг по сопровождению туристов. ПК 2.6. Оформлять отчетную документацию о туристской поездке. 5.2.3. Предоставление туроператорских услуг. ПК 3.2. Формировать туристский продукт. 5.2.4. Управление функциональным подразделением организации. ПК 4.1. Планировать деятельность подразделения. ПК 4.3. Оформлять отчетно-планирующую документацию. 1.4 Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины: Максимальной учебной нагрузки обучающегося 96 часов, в том числе: обязательной аудиторной нагрузки обучающегося 76 часов; самостоятельной работы обучающегося 20 часов. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объѐм учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) 96 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 76 в том числе: практические занятия 30 контрольная работа Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе - написание эссе; - подготовка материала к круглому столу; - подготовка сообщений; - подбор материалов и составление конспектов по отдельным темам курса; - подготовка презентаций - оформление тезисных конспектов, планов Промежуточная аттестация в форме экзамена - поиск информации в Интернете 20 2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.05. История и культура Саратовской губернии Наименование Содержание учебного материала, практические работы, Объем разделов и тем часов самостоятельная работа обучающихся 1 Раздел 1. Далекое прошлое Саратовского края Тема 1.1 Введение. Наш край в древности Тема 1.2 Поволжские земли в период средневековья (IY-XIII вв.) Тема 1.3 Основание Саратова Тема 1.4. Левобережный Саратов 2 Содержание учебного материала 1 Палеолит – эпоха становления человека и человеческого общества. Переход к земледелию и скотоводству. В бронзовом веке. Начало железного века. Сарматские племена.учебного материала Содержание 1 Эпоха великого переселения народов. Саратовское Поволжье во времена Золотой Орды. Первые славяне на земле Саратовской. Практическое занятие 1 Рассмотрение истории нашего края в древности. . Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития Содержание учебного материала 1 Присоединение Среднего и Нижнего Поволжья к Русскому государству. Изначальный Саратов. Заселение Саратова и его экономическое развитие. Практическое занятие 2 Рассмотрение особенностей постройки Саратова. Содержание учебного материала 1 Заселение Саратовского края Заселение края и его экономическое развитие. Левобережный Саратов. 2 Разин в Саратове Саратовский край в годы восстания С.Т. Разина. Практическое занятие 3 Рассмотрение положения левобережного Саратова. Самостоятельная работа обучающихся по разделу 1: №1Написать реферат на выбор: «Город Увек», «Основание Саратова», «С. Разин и Саратов». №2Сделать кроссворд по теме « Левобережный Саратов» Раздел 2. Саратовское Поволжье в XVIII - первой половине XIX века Тема 2.1 Содержание учебного материала 3 20 2 2 2 Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы 4 ОК 1-9; ПК 1.2; 2.6;3.2, ПК4.1, 4.3 ОК 8, ОК3,ОК1 ОК4,ОК3, ПК3.2, ОК8,ОК5,ОК4 2 ОК5,ОК9 2 4 2 4 24 2 ПК3.2, ОК8,ОК5,ОК4 ОК4,ОК5 ПК3.2, ОК8,ОК5,ОК4 Саратовский край в первой половине XYIII века Тема 2.2 Образование Саратовского наместничества Тема 2.3 Культура Саратовского края в XYII-XYIII вв. Тема 2.4 Социальноэкономическое развитие Саратовской губернии в первой половине XIX века Тема 2.5 Культура Саратовского края в первой половине XIX века 1 Перенесение Саратова на правый берег Волги. Саратовский край в первой четверти XYIII века. Саратовский край в середине XYIII века. Крестьянская война 1773-1775 гг. Практическое занятие 4 Рассмотрение положения саратовского края в первой половине XVIII века. ОК8,ОК5 2 2 Содержание учебного материала 1 Образование Саратовского наместничества. Саратов – губернский город. Саратовский край на рубеже веков. Практическое занятие 5 Рассмотрение причин образования саратовского наместничества. Содержание учебного материала 1 Образование и медицина. А.Н. Радищев. Архитектура. 2 Содержание учебного материала 1 Территория и население. Колонизация Заволжья. Города. Развитие сельского хозяйства. Развитие промышленности, торговли и транспорта в крае. Практическое занятие 6 Рассмотрение социально-экономического развития Саратовской губернии в первой половине XIX века 2 Содержание учебного материала 1 Образование, медицина и архитектура в Саратове Народное образование. Здравоохранение. Театр. Архитектура. Дворянские усадьбы Практическое занятие 7 Рассмотрение культуры Саратовского края в первой половине XIX века. Самостоятельная работа обучающихся по разделу 2: №3Написать реферат на выбор: «Петр I в Саратове», «Пугачев в Саратове», «Культура №4Саратовского края в XVII- XVIII вв.» Создать презентацию на выбор: «Герб Саратова», «Гербы уездных городов», «Саратов и Саратовская губерния в Отечественной войне 1812 года», «Наши земляки – герои 1812 года», «декабристы-саратовцы». Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые 2 2 ОК4,ОК5 ПК3.2, ОК8,ОК5,ОК4 2 ОК9 2 2 4 методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Раздел 3. Саратовский край во второй половине XIX века – начале XX века ПК3.2, ОК8,ОК5,ОК4 32 ПК3.2 ПК3.2, ОК8,ОК5,ОК4 ПК3.2, ОК8,ОК5,ОК4 Тема 3.1. Содержание учебного материала Развитие 1 Территория и население. Развитие капиталистических отношений в деревне. капитализма в крае Развитие промышленности. Транспорт. Торговля. Практическое занятие 8 Рассмотрение особенностей развития капитализма в крае. Тема 3.2. Н.Г. Чернышевский и Саратов Тема 3.3. Общественное движение в Саратове. Зарождение социалдемократического движения и распространения марксизма Н.Г. Тема 3.4. и Чернышевский СоциальноСаратов экономическое развитие Саратовского края в конце ХIХ – начале ХХ вв. Тема 3.5. 2 ОК4,Ок2, 2 Контрольная работа 2 Содержание учебного материала 1 Саратов – родина Н.Г. Чернышевского. Общественная деятельность Н.Г. Чернышевского. Роман «Что делать?». Памятные места Н.Г. Чернышевского в Саратове. Практическое занятие 2 2 9 Рассмотрение роли Н.Г. Чернышевского для Саратова. Содержание учебного материала 2 Революционно-демократическое движение в Саратове и губернии в 1862-1866 гг. Зарождение социал-демократического движения и распространения марксизма. Практическое занятие 10 Рассмотрение общественного движения в Саратове. ПК3.2, ОК8,ОК5,ОК4 ОК5 ПК3.2, ОК8,ОК5,ОК4 ОК1,ОК2 1 2 ПК3.2, ОК8,ОК5,ОК4 Содержание учебного материала 1 2 Землевладение и землепользование. Образование монополий. ОК1,ОК2,ОК4 Фабрично-заводское производство. Положение рабочих. Торговля. Транспорт. Практическое занятие 11 Рассмотрение социально-экономического развития Саратовского края в конце ХIХ – начале ХХ вв. 2 2 Содержание учебного материала 2 ПК3.2, ОК8,ОК5,ОК4 ОК5 Россия и 1 Саратовский край в годы первой русской революции. Февральская революция в Саратовском крае. Установление советской власти в Саратове. Саратовский край в Практическое занятие трех революциях 12 Рассмотрение Россия и Саратовского края в трех революциях. Тема 3.6. Культура Содержание учебного материала Саратовского края в 1 Народное образование. Наука. Литература. Цирк. Архитектура. конце XIX-начале Практическое занятие XX века 13 Рассмотрение культуры Саратовского края в конце XIX- начале XX века Самостоятельная работа обучающихся по разделу 3: № 5Написать реферат на тему «Н.Г. Чернышевский и Саратов». № 6Создать презентацию на выбор: «Саратов в трех революциях», «Культура Саратова в конце XIX -начале XX вв.» Раздел 4. Саратовский край XX- начала XXI века Тема 4.1. Россия и Саратовский край в годы Великой Отечественной войны Тема 4.2. Саратовский край в годы перестройки Тема 4.3. Саратов и современность Содержание учебного материала Саратов в ВОВ Экономика Саратова в годы войны. Саратовский край – фронту. Подвиги саратовцев Эвакогоспитали Саратова. Подвиги саратовцев. Практические занятия 1 4 Рассмотрение положения саратовского края в годы ВОВ. 15 Рассмотрение экономики края в годы ВОВ. Содержание учебного материала 1 Социально-экономическое положение саратовской области в 1985-1991 гг. Общественно- политические процессы. 2, Культурная жизнь области в годы перестройки. Содержание учебного материала 1 Социально-экономическое развитие края в настоящее время. 2 2 ПК3.2, ОК8,ОК5,ОК4 ОК5, ОК 4 2 ПК3.2, ОК8,ОК5,ОК4 4 ОК5,ОК4 20 4 ОК1,ОК2,ОК4,ОК6 4 ПК3.2, ОК8,ОК5,ОК4 ОК1, ОК2, ОК8 4 2 ОК 8, ОК 9 №7 №8 №9 №10 Самостоятельная работа обучающихся по разделу 4: Написать реферат на выбор: « Саратовцы – участники Великой Отечественной войны», «Повседневная жизнь рабочих Саратова в годы Великой Отечественной войны», «Саратов в годы перестройки». Сделать кроссворд по последним трем темам. Составить родословную своей семьи. Всего: 6 96 ПК3.2, ОК8,ОК5,ОК4 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета гуманитарных и социальных дисциплин. Оборудование учебного кабинета: стенды, плакаты, слайды, таблицы Технические средства обучения: ноутбук, мультимедийная приставка 3.2 Учебно-методическое обеспечение Основные учебные издания: 1. Булычев M. В, История Саратовского края, региональное приволжское изд-во, - Саратов, 2017. 2. Ивашко, М.И. История (с древнейших времен до конца XVIII века) [Электронный ресурс]: учебное пособие (схемы, таблицы, комментарии)/ Ивашко М.И.— Электрон. текстовые данные— М.: Российская академия правосудия, 2016 — 560 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/34554— ЭБС «IPRbooks». 3. Моисеев, В.В. История России. Том 2 [Электронный ресурс]: учебник/ Моисеев В.В — Электрон. текстовые данные — Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, ЭБС АСВ, 2015.— 324 c. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/28872 — ЭБС «IPRbooks». 4, Чураков, Д.О. Новейшая история Отечества. Курс лекций. Часть 1. 1917-1941 годы [Электронный ресурс]: учебное пособие по дисциплине «Новейшая отечественная история»/ Чураков Д.О — Электрон. текстовые данные — М.: Прометей, 2016.— 192 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24005 — ЭБС «IPRbooks». Дополнительные учебные издания: 1. Ануфриева, Е.В. История России. Схемы, таблицы, события, факты VIXX вв [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ануфриева Е.В., Щеглова Г.Б — Электрон. текстовые данные— Волгоград: Волгоградский институт бизнеса, Вузовскоеобразование, 2008— 202 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11323.— ЭБС «IPRbooks». 2. Бабаев, Г.А. История России [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Бабаев Г.А., Иванушкина В.В., Трифонова НО — Электрон. текстовые данные — Саратов: Научная книга, 2012 — 191 c. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6287— ЭБС «IPRbooks». 3. Болотова, Е.Ю. Периодическая печать Нижнего Поволжья в 1920-1930е гг. [Электронный ресурс]: монография/ Болотова Е.Ю., Гаврилюк И.Л.— Электрон. текстовые данные— Волгоград: Волгоградский государственный социально-педагогический университет, «Перемена», 2012— 128 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21455 — ЭБС «IPRbooks». 1. Борисов, В.А. История России [Электронный ресурс]: учебнометодическое пособие/ Борисов В.А., Кряжева-Карцева Е.В., Синютин С.С— Электрон. текстовые данные— М.: Российский университет дружбы народов, 2013 — 156 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22179— ЭБС «IPRbooks». 2. Захаров, В.М. Основатели Саратовского исторического краеведения (А.Ф. Леопольдов и Г.С. Саблуков) [Электронный ресурс]: монография/ Захаров В.М.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2011.— 151 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26222.— ЭБС «IPRbooks». 3. Каргин Ю, Хлебное место- очерк истории Балаково,- Балаково, 2015,- 25 с. 4. Каргин Ю, Балаковская народная энциклопедия,- Саратов, 2007,534 с. • Леонтьева, Г.А. Практикум по истории России XVIII века [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Леонтьева Г.А., Синелобов А.П.— Электрон. текстовые данные.—М.: Прометей, 2013.— 338 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24012.— ЭБС «IPRbooks». • Личности в истории. Россия [Электронный ресурс]: сборник статей/ Н. Машкова [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Новый Акрополь, 2014.— 512 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26965.— ЭБС «IPRbooks». • Ольштынский, Л.И. Курс истории для бакалавров. Общие закономерности и особенности развития России в мировом историческом процессе. Уроки истории [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ольштынский Л.И.— Электрон. Текстовые данные.— М.: Логос, 2012.— 408 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/9091.— ЭБС «IPRbooks». • Россолов, Д.М. История [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Россолов Д.М.— Электрон. текстовые данные.— Омск: Омский государственный институт сервиса, 2013.— 196 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18254.— ЭБС «IPRbooks». • Томсинов, В.А. История русской политической и правовой мысли. X-XVIII века [Электронный ресурс]/ Томсинов В.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Зерцало, 2014.— 256 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/4060.— ЭБС «IPRbooks». Периодические издания 1. Россия и современный мир. Издательство: Институт научной информации по общественным наукам РАН. ISSN: 1726-5223. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6160. 2. Человек без границ. Издательство: Новый Акрополь. ISSN: 1818-2968. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6160. Интернет-ресурсы 1. Интерактивная история [Электронный ресурс]. http://lessonhistory.narod.ru. 2. История Холодной войны [Электронный ресурс]. http://www.coldwar.ru3.3 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины При изучении дисциплины применяются следующие современные образовательные технологии: интерактивные методы, проблемное обучение, разноуровневое обучение, исследовательские методы, элементы деловых игр, тренингов, обучение в сотрудничестве (индивидуально и группами), информационно-коммуникационные технологии (ресурс «Интернет»), аудиовизуальные методы. Формы проведения занятий: лекция, семинар, практическое занятие, круглый стол. Формы контроля: текущий контроль (в устной и письменной форме), тематический контроль, рубежный контроль, терминологический диктант, итоговый тестовый контроль. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется в процессе проведения текущего контроля знаний, осуществляемого в виде тестирования, в форме устного и письменного опроса по контрольным вопросам соответствующих разделов, а также в ходе проведения итогового контроля в форме дифференцированного зачета по завершению курса. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Общие компетенции: уметь: 1. логически мыслить, вести научные дискуссии; 2. работать с разноплановыми источниками; 3. осуществлять эффективный поиск информации и 4. критики источников; 5. получать, обрабатывать и сохранять источники информации; 6. преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в крае и России в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма; 7. формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам местной истории; 8. соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; 9. выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; 10. извлекать уроки из локальных исторических 11. событий и на их основе принимать осознанные решения знать: • основные направления, проблемы, теории и методы изучаемого курса; • движущие силы и закономерности локального исторического процесса; • место человека в краевом историческом процессе, политической организации общества; • различные подходы к оценке и периодизации краевой и отечественной истории; • основные этапы и ключевые события истории • Саратовского края с древности до наших дней; • выдающихся деятелей истории края; • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе местного исторического развития Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Оперативный контроль в форме: - просмотра и оценки отчётов по практическим работам наблюдение, устный опрос - индивидуальный устный опрос; - фронтальный устный опрос; - контроль самостоятельной работы студентов (просмотр и оценка докладов) - проведение письменной самостоятельной работы компьютерных презентаций Итоговый контроль: - экзамен