МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Балаковский промышленно - транспортный техникум им. Н.В. Г рибанова» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН. 01. Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности основной образовательной программы по специальности 43.02.14 ГОСТИНИЧНОЕ ДЕЛО 2021 г. Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.14 Гостиничное дело Утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. N 1552, зарегистрирован Министерством юстиции РФ рег.№44974 от 26.12.2016 года ОДОБРЕНО на заседании предметно-цикловой комиссии _______________________________ Протокол № 1 « 31 » августа 2021 г. УТВЕРЖДАЮ зам. директора по УПР ____________________/Класс Ю.Н./ «___ » __________ 2021 г. Председатель комиссии /_______/Тягунова Т.П./ Составитель (автор): Класс Ю.Н. преподаватель ГАПОУ СО «БПТТ им. Н.В. Грибанова» © СОДЕРЖАНИЕ 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Область применения рабочей программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 43.02.14 Гостиничное дело. 1.1. 1.2. 1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: Учебная дисциплина «Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» входит в математический и общий естественнонаучный цикл дисциплин 1.3 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: Код ПК, ОК ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 07 ОК 09 ОК 10 ОК 11 Умения Знания пользоваться современными средствами связи и оргтехникой; обрабатывать текстовую и табличную информацию; пользоваться прикладным программным обеспечением в сфере профессиональной деятельности и владеть методами сбора, хранения и обработки информации; осуществлять поиск информации на компьютерных носителях, в локальных и глобальных информационных сетях; использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, применять компьютерные и телекоммуникационные средства; основные понятия автоматизированной обработки информации; общий состав и структуру персональных компьютеров и вычислительных систем; базовые системные программные продукты в области профессиональной деятельности; состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности; методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации; технологию освоения пакетов прикладных программ; мультимедийные технологии обработки и представления информации; основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности В процессе освоения дисциплины у студентов должны формировать общие компетенции (ОК): ОК1 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам ОК2 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами ОК3 ОК4 4 ОК5 ОК6 ОК7 ОК8 ОК9 ОК10 ОК11 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержание необходимого уровня физической подготовленности Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере 1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины: Учебным планом для данной дисциплины определено: максимальная учебная нагрузка обучающегося устанавливается в объёме 144 часов, в том числе: обязательная аудиторная нагрузка обучающегося составляет 140 часов; самостоятельная работа обучающегося-4 часа. 5 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: практические занятия Самостоятельная работа обучающегося (всего) Промежуточная аттестация проводится в форме зачета Объём часов 144 140 118 4 2 6 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем 1 Введение Раздел 1 Тема 1.1 Устройство ПК. Программное обеспечение ПК. Классификация программного обеспечения. Тема 1.2. Операционные системы, виды операционных систем их основные характеристики и функции. Тема 1.3. Информационные и коммуникационные технологии Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Объем часов 2 Содержание учебного материала: Цели, задачи и содержание дисциплины. Значение информационных технологий в профессиональной деятельности. Персоны, внесшие вклад в развитие информационных технологий. Общий состав и структура ПК. Программное обеспечение ПК. Содержание учебного материала Архитектура персонального компьютера. Состав и структура персональных ЭВМ и вычислительных систем. Характеристика основных устройств ПК. Основные комплектующие системного блока и их характеристики. 3 Осваиваемые элементы компетенций 4 ОК 1-7, 9, 10 2 14 2 ОК 1-7, 9, 10 Содержание учебного материала Понятие операционной системы. Виды операционных систем. Функциональные назначения операционных систем. Средства хранения и переноса информации. Самостоятельная работа обучающихся Работа над учебным материалом, ответы на контрольные вопросы; подготовка сообщений по теме: История создания и развития ОС. 2 ОК 1-7, 9, 10 Содержание учебного материала Основные понятия, классификация и структура автоматизированных информационных систем. Классификация информационных систем. Глобальная сеть Интернет. История создания Всемирная паутина. Поисковые системы. Тематика практических занятий ПЗ №1. Основы работы в Глобальной сети Интернет. ПЗ №2. Обмен информацией в сети. Поиск информации и загрузка файлов из сети. Электронная почта ПЗ №3. Работа с различными поисковыми системами. ПЗ №4. Поиск Информации в Интернет по заданным параметрами Раздел 2 Базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности Тема 2.1 Содержание учебного материала Технология обработки Текстовые редакторы как один из пакетов прикладного программного обеспечения, общие сведения о текстовой информации редактировании текстов. Основы конвертирования текстовых файлов 2 Кодирование информации, единицы измерения информации. Структура хранения информации в ПК. ОК 1-7, 9, 10 8 2 2 2 2 2 ОК 1-7, 9, 10 Оформление страниц документов, формирование оглавлений. Расстановка колонтитулов, нумерация страниц, буквица. Шаблоны и стили оформления. Работа с таблицами и рисунками в тексте. Водяные знаки в тексте. Слияние документов. Издательские возможности редактора. Тематика практических занятий ПЗ №5.Создание и форматирование документа с помощью текстового редактора MS WORD. ПЗ№ 6. Редактирование и форматирование текстового документа». ПЗ№ 7. Списки» ПЗ№ 8. Вставка и редактирование таблиц ПЗ№ 9. Вставка и редактирование графических объектов ПЗ№ 10. Работа с редактором формул ПЗ№ 11. Оформление документа. Колонки ПЗ№ 12. Оформление документа. Колонтитулы и сноски ПЗ№ 13. Создание гипертекстового документа ПЗ№ 14. Создание структурированного документа Тема 2.2 Технологии обработки числовой информации в профессиональной деятельности Тема 2.3 Компьютерные Содержание учебного материала Электронные таблицы, базы и банки данных, их назначение, использование в информационных системах профессионального назначения. Расчетные операции, статистические и математические функции. Решение задач линейной и разветвляющейся структуры в ЭТ. Связь листов таблицы. Построение макросов. Дополнительные возможности EXCEL. Тематика практических занятий ПЗ№ 29. Основные приемы работы с Excel ПЗ№ 30. Ввод и редактирование элементарных формул ПЗ№ 31. Расчетные операции, статистические функции. ПЗ№ 32. Расчетные операции, математические функции. ПЗ№ 33. Решение задач линейной структуры в ЭТ ПЗ№ 34. Вставка и редактирование элементарных функций Содержание учебного материала База данных ACCESS. Основные типы данных. Объекты, атрибуты и связи. Формирование запросавыборки. Тематика практических занятий ПЗ№ 35. Создание базы данных в ACCESS профессиональной направленности ПЗ№ 36. Создание таблицы ПЗ№ 37. Создание запроса. ПЗ№ 38. Создание формы ПЗ№ 39. Создание отчета Содержание учебного материала Формы компьютерных презентаций. Графические объекты, таблицы и диаграммы как элементы 20 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 ОК 1-7, 9, 10 12 2 2 2 2 2 2 2 ОК 1-7, 9, 10 12 4 2 2 2 2 2 ОК 1-7, 9, 10 презентации. Общие операции со слайдами. Выбор дизайна, анимация, эффекты, звуковое сопровождение Тематика практических занятий ПЗ№ 26. Подготовка презентаций в программе Power Point. ПЗ№ 27. Использование Power Point для создания портфолио по профессии ПЗ№ 28. Создание презентаций по современным трендам. Тема 2.4 Содержание учебного материала Технология обработки Основы компьютерной графики. Форматы графических файлов. Способы получения графических графической изображений - рисование, оптический (сканирование). Растровые и векторные графические редакторы. информации Прикладные программы для обработки графической информации (Например: Paint; Corel DRAW, Adobe Photoshop) Тематика практических занятий ПЗ№ 15. Основы компьютерного дизайна в профессиональной деятельности. ПЗ№ 16. Растровые и векторные графические редакторы ПЗ№ 17. Прикладные программа для обработки графической информации Paint 3D ПЗ№ 18. Основы компьютерного дизайна в профессиональной деятельности Corel DRAW ПЗ№ 19. Планирование и создание макета с использование элементов CorelDraw ПЗ№ 20. Подготовка макета к печати ПЗ№ 21. Настройка параметров печати ПЗ№ 22. Режим цветоделения ПЗ№ 23. Разработка упаковки, фирменного стиля, обложки, рекламного блока (по выбору слушателя) ПЗ№ 24. Подготовка материала для создания графических объектов ПЗ№ 25. Обработка изображения (по выбору студента) Тема 2.5 Содержание учебного материала Пакеты прикладных Функциональное назначение прикладных программ. Способы формирования запросов при обращении программ в области к базе данных. Ввод, редактирование и хранение данных. профессиональной Составление и получение отчетов о деятельности салона. Работа с базами данных клиентов. Создание деятельности коллажей и эскизов профессиональной направленности. Создание презентаций по профессиональной тематике. Тематика практических занятий ПЗ№ 40. Работа по созданию клиентской базы. ПЗ№ 41. Расчет прибыли, расхода, закупок. ПЗ№ 42. Расчет заработной платы сотрудников. ПЗ№ 43. Создание коллажей и эскизов профессиональной направленности. ПЗ№ 44. Создание презентаций по профессиональной тематике. Самостоятельная работа обучающихся (при наличии указывается тематика и содержание домашних заданий) Работа над учебным материалом, ответы на контрольные вопросы; изучение нормативных документов презентации 10 2 4 4 2 ОК 1-7, 9, 10 24 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 2 10 2 2 2 2 2 ОК 1-7, 9, 10 Раздел 3 Тема 3.1 Компьютерные сети, сеть Интернет Тема 3.2 Основы информационной и технической компьютерной безопасности салонов; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач Возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности и информационная безопасность Содержание учебного материала Классификация сетей по масштабам, топологии, архитектуре и стандартам. Среда передачи данных. Типы компьютерных сетей. Эталонная модель OSI. Преимущества работы в локальной сети. Технология World Wide Web. Браузеры. Адресация ресурсов, навигация. Настройка Internet Explorer. Электронная почта и телеконференции Мультимедиа технологии и электронная коммерция в Интернете. Основы языка гипертекстовой разметки документов. Форматирование текста и размещение графики. Гиперссылки, списки, формы. Инструментальные средства создания Web-страниц. Основы проектирования Web - страниц.. Тематика практических занятий ПЗ№ 45. Разработка проекта Web-страницы современного салона красоты ПЗ№ 46. Форматирование web-страниц с использованием фреймов ПЗ№ 47. Отправка данных на web-сайт с использованием форм ПЗ№ 48. Размещение на web-странице мультимедийных объектов ПЗ№ 49. Форматирование HTML-страницы с помощью листа стилей ПЗ№ 50. Создание Web-страницы салона. Содержание учебного материала Информационная безопасность. Классификация средств защиты. Программно-технический уровень защиты. Защита жесткого диска. Защита от компьютерных вирусов. Виды компьютерных вирусов Организация безопасной работы с компьютерной техникой. Тематика практических занятий ПЗ№ 51. Организация безопасной работы с компьютерной техникой. ПЗ№ 52. Требования к безопасности информационных систем. ПЗ№ 53. Определение требований к защите информации Самостоятельная работа обучающихся Промежуточная аттестация: Зачет Всего: 144 2 ОК 1-7, 9, 10 12 2 2 2 2 2 2 2 12 4 4 4 4 ОК 1-7, 9, 10 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет «Информатики и информационных технологий», оснащенный оборудованием: Мультимедиа проектор; Персональный компьютер - рабочее место преподавателя; Персональный компьютер - рабочее место студента; Принтер лазерный; Принтер цветной; Принтер лазерный сетевой; Сервер; Источник бесперебойного питания; Комплект сетевого оборудования; Комплект оборудования для подключения к сети Интернет; Копировальный аппарат. Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации Устройства создания графической информации (графический планшет); Сканер; Цифровой фотоаппарат; Устройство для чтения информации с карты памяти (картридер); Цифровая видеокамера; Web-камера; Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры); Внешний накопитель информации; УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Конструктор для изучения логических схем; Комплект оборудования для лаборатории конструирования и робототехники; Цифровой микроскоп или устройство для сопряжения обычного микроскопа и цифровой фотокамеры. МОДЕЛИ Устройство персонального компьютера; Преобразование информации в компьютере; Информационные сети и передача информации; Модели основных устройств ИКТ 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе 3.2.1. Печатные издания: 1. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / Е.В. Михеева. - 5-е изд., стер. - М. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб. пос. для студ. сред. проф. образования /Е.В. Михеева - 5-е изд., стер., М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 384 с.; 2. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / Е.В. Михеева. - 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 256. 3. Куприянов, Д. В. Информационное обеспечение профессиональной деятельности : учебник и практикум для СПО / Д. В. Куприянов. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 255 с. 11 https://www.biblio-online.rU/viewer/1AFA0FC3-C1D5-4AD7-AA67-5375B13A415F#page/1 4. Ветитнев, А. М. Информационные технологии в туристской индустрии : учебник для СПО / А. М. Ветитнев, В. В. Коваленко, В. В. Коваленко. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 402 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53401695-6. https://www.biblio-online.ru/viewer/083FA846-891E-4EFC-A8CE-7A9B6AE5F77A#page/1 3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы): 1. Образовательные ресурсы сети Интернет по информатике [Электронный ресурс] /Режим доступа: http://vlad-ezhov.narod.ru/zor/p6aa1 .html; 2. Информатика - и информационные технологии: сайт лаборатории информатики МИОО [Электронный ресурс] /Режим доступа: http://iit.metodist.ru; 3. Интернет-университет информационных технологий (ИНТУИТ.ру) [Электронный ресурс] /Режим доступа: http://www.intuit.ru; 4. Открытые системы: издания по информационным технологиям [Электронный ресурс] /Режим доступа: http://www.osp.ru. 3.2.3. Дополнительные источники (печатные издания) 1. Информационные технологии: Учебник / М.Е. Елочкин, Ю.С. Брановский, И.Д. Николаенко; Рук. авт. группы М.Е. Елочкин. - М.: Издательский центр «Академия», 2012 - 256 с.: ил. ; 2. Информационные технологии в офисе: учеб. Пособие / - М.: «Академия», 2012. - 314 с. ; 3. Л.Б. Левковец, Векторная графика CorelDraw - Спб: НИУ ИТОМО, 2013. - 357 с.; 4. Сергей Топорков Adobe Photoshop CS в примерах - Спб.: БХВ - Петербург, 2014 - 384 с. 12 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Знания: основных понятий автоматизированной обработки информации; общего состава и структуры персональных компьютеров и вычислительных систем; базовых системных программных продуктов в области профессиональной деятельности; состава, функций и возможностей использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности; методов и средств сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации; основных методов и приемов обеспечения информационной безопасности Умения: пользоваться современными средствами связи и оргтехникой; обрабатывать текстовую и табличную информацию; использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах; использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, применять компьютерные и телекоммуникационные средства; обеспечивать информационную безопасность; применять антивирусные средства защиты информации; осуществлять поиск необходимой информации Критерии оценки Полнота ответов, точность формулировок, не менее 75% правильных ответов. Не менее 75% правильных ответов. Актуальность темы, адекватность результатов поставленным целям, полнота ответов, точность формулировок, адекватность применения профессиональной терминологии Формы и методы оценки Текущий контроль при проведении: -письменного/устного опроса; тестирования; -оценки результатов самостоятельной работы (докладов, рефератов, теоретической части проектов, учебных исследований и т.д.) Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета в виде: -письменных/ устных ответов, тестирования Правильность, полнота выполнения заданий, точность формулировок, точность расчетов, соответствие требованиям Адекватность, оптимальность выбора способов действий, методов, техник, последовательностей действий и т.д. Точность оценки, самооценки выполнения Соответствие требованиям инструкций, регламентов Рациональность действий и т.д. Текущий контроль: экспертная оценка демонстрируемых умений, выполняемых действий, защите отчетов по практическим занятиям; оценка заданий для самостоятельной работы, Промежуточная аттестация: экспертная оценка выполнения практических заданий на зачете 13