МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Балаковский промышленно-транспортный техникум им.Н.В.Грибанова» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Производственной (профессиональной) практики специальность 26.02.03 «Судовождение» Углубленная подготовка Балаково 2020 г. Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 мая 20l4г. N 441, зарегистрированного Министерством юстиции 18 июня 2014г. регистрационныйномер № 32743 26.02.03 Судовождение Одобрена Предметно-цикловой комиссией «Техника и технология водного и наземного транспорта» Протокол № ____ от __________ 20___ г. УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по УР __________________________/_____________/ «______» ______________________ 20____ г. Организация-разработчик: ГАПОУ СО «БП IT им.Н.В.Грибанова» СОДЕРЖАНИЕ стр 1. ПACПOPT ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ 4 ПРАКТИКИ 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ 10 СОДЕРЖАНИЕ 13 ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 3. CTPУETУPA И ПРОИЗВОДСТВЕННОИ ПРАКТИКИ 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ 19 РЕЗУЛЬТАТОВ 21 ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОИ ПРАКТИКИ 1. ПACПOPT ПPOГPAMMЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ Область применения программы Программа производственной практик является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности CПO 26.02.03 Судовождение, разработанной в соответствии с ФГОС CПO, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от «07» мая 2014 г. № 441. Программа производственной практики может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области Судовождения и безопасности судоходства, при наличии среднего (полного) общего образования; при освоении основной профессиональной образовательной программы CПO базовой подготовки; при освоении профессий рабочих в соответствии с приложением к ФГОС CПO по специальности 26.02.03 Судовождение. Место производственной практики в структуре основной профессиональной образовательной программы: Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Цели и задачи производственной практики: Основной целью программы производственной практики является закрепление теоретических и практических знаний, полученных студентами при обучении по будущей специальности. Процесс прохождения практики направлен на формирование и развитие у студента основных видов профессиональной деятельности (ВПД): В результате прохождения производственной практики, реализуемой в рамках модулей ППССЗ по каждому из видов профессиональной деятельности, предусмотренных ФГОС CПO, обучающийся должен приобрести практический опыт работы: ПM 01 Управление и эксплуатация судна с правом эксплуатации СЭУ В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен иметь практический опыт: аналитического и графического счисления; определения места судна визуальными и астрономическими способами, использованием радионавигационных приборов и систем; предварительной проработки и планирования рейса судна и перехода с учетом гидрометеорологических условий плавания, руководств для плавания и навигационных пособий; использования и анализа информации о местоположении судна; �навигационной эксплуатации и технического обслуживания радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи, решения навигационных задач с использованием информации от этих систем, расчѐта поправок навигационных приборов; �определения поправки компаса; постановки судна на якорь и съемки с якоря и швартовных бочек, проведения грузовых операций, пересадки людей, швартовных операций, буксировки судов и плавучих объектов, снятия судна с мели; управления судном, в том числе при выполнении аварийно- спасательных операций; выполнения палубных работ; эксплуатации и обслуживания судовой энергетики и еѐ управляющих систем; эксплуатации и обслуживания судовых насосов и вспомогательного оборудования; организации и технологии судоремонта; автоматического контроля и нормирования эксплуатационных показателей; эксплуатации судовой автоматики; обеспечения работоспособности электрооборудования; использования прогноза погоды и океанографических условий при плавании судна. уметь: определять координаты пунктов прихода, разность широт и разность долгот, дальность видимости ориентиров; решать задачи на перевод и исправления курсов и пеленгов; свободно читать навигационные карты; вести графическое счисление пути судна на карте с учетом поправки лага и циркуляции, дрейфа судна от ветра, сноса судна течением, совместного действия ветра и течения, вести простое и составное аналитическое счисление пути судна; �вести прокладку пути судна на карте с определением места визуальными способами и с помощью радиотехнических средств; определять местоположение судна с помощью спутниковых навигационных систем; ориентироваться в опасностях и особенностях района при плавании вблизи берега и в узкостях; производить предварительную прокладку по маршруту перехода; �производить корректуру карт, лоций и других навигационных пособий для плавания; �рассчитывать элементы прилива с помощью таблиц приливов, составлять график прилива и решать связанные с ним штурманские задачи; . рассчитывать среднюю квадратическую погрешность (CKП) счислимого и обсервованного места, строить на карте площадь вероятного места нахождения судна; определять гидрометеорологические элементы в результате наблюдений; оставлять радиотелеграммы для передачи гидрометеоданных в центры сбора; составлять краткосрочные прогнозы в результате анализа параметра наблюдений и их изменения; использовать гидрометеоинформацию для обеспечения безопасности плавания; применять правила несения ходовой и стояночной вахты, осуществлять контроль за выполнением установленных требований, норм и правил, поддержания судна в мореходном СОСТОЯНИИ; стоять на руле, вести надлежащее наблюдение за судном и окружающей обстановкой, опознавать огни, знаки и звуковые сигналы; владеть международным стандартным языком в объеме, необходимом для выполнения своих функциональных обязанностей; передавать и принимать информацию, в том числе с использованием визуальных ЛИГИ dЛOB; выполнять маневры, в том числе при спасании человека за бортом, постановке на якорь и швартовке. эксплуатировать системы дистанционного управления судовой двигательной установки, рулевых и энергетических систем; управлять судном на мелководье и в узкости, в штормовых условиях, во льдах, при разделении движения, в зонах действия систем разделения движения; учитывать влияние ветра и течения; выполнять процедуры постановки на якорь и швартовные бочки; швартовки судна к причалу, к судну на якоре или на ходу; управлять радиоэлектронными и техническими системам судовождения и связи в зависимости от складывающейся навигационной и гидрометеорологической обстановки в соответствии с правилами эксплуатации, интерпретировать и обрабатывать информацию, отображаемую этими системами, контролировать исправность и точность систем, самостоятельно осваивать новые типы судовой навигационной аппаратуры по её техническому описанию; осуществлять техническую эксплуатацию регуляторов и систем автоматического регулирования радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи; расшифровывать и анализировать информацию, получаемую от радиолокатора, включая факторы, влияющие на работу и точность, включение и работу с блоком индикатора, обнаружение неправильных показаний, ложных сигналов использовать РЛС, CAPП, АИС для обеспечения безопасности плавания, учитывать факторы и ограничения, влияющие на их работу, определять элементы движения целей, обнаруживать изменение курса и скорости других судов, имитировать маневр собственного судна для безопасного расхождения с другими судами; использовать технику радиолокационной прокладки и концепции относительного и истинного движения, параллельную индексацию; эффективно и безопасно эксплуатировать оборудование ГМССБ для приема и передачи различной информации, обеспечивающей безопасность мореплавания и коммерческую деятельность судна в условиях нормального распространения радиоволн и в условиях типичных помех; действовать при передаче или получении сигнала бедствия, срочности или безопасности; �выполнять требования по безопасной перевозке опасных грузов; �использовать стандартные компьютерные программы, предназначенные для ведения судовой документации; обеспечивать безопасность членов экипажа судна и пассажиров при нормальных условиях эксплуатации и в аварийных ситуациях; �оценивать состояние аварийного судна; обслуживать судовые механические системы и их системы управления; эксплуатировать главные и вспомогательные механизмы судна и их системы управления; �эксплуатировать электрические преобразователи, генераторы и их системы управления; эксплуатировать насосы и их системы управления; �осуществлять контроль выполнения условий и проводить установленные функциональные мероприятия по поддержанию судна в мореходном состоянии; �эксплуатировать судовые главные энергетические установки, вспомогательные механизмы и системы и их системы управления; �вводить в эксплуатацию судовую силовую установку, оборудование и системы после ремонта и проведения рабочих испытаний; использовать ручные инструменты, измерительное оборудование, токарные, сверлильные и фрезерные станки, сварочное оборудование для изготовления деталей и ремонта, выполняемого на судне; �использовать ручные инструменты и измерительное оборудование для разборки, технического обслуживания, ремонта и сборки судовой энергетической установки и другого судового оборудования; использовать ручные инструменты, электрическое и электронное измерительное и испытательное оборудование для обнаружения неисправностей и технического обслуживания ремонтных операций; �производить разборку, осмотр, ремонт и сборку судовой силовой установки и другого судового оборудования; квалифицированно осуществлять подбор инструмента и запасных частей для проведения ремонта судовой силовой установки, судового оборудования и систем; вести квалифицированное наблюдение за механическим оборудованием и системами, сочетая рекомендации изготовителя и принятые принципы и процедуры несения машинной вахты; ПM 02 Обеспечение безопасности плавания В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен иметь практический опыт: -действий по тревогам; -борьбы за живучесть судна; -организации и выполнения указаний при оставлении судна; -использования коллективных и индивидуальных спасательных средств; -использования средств индивидуальной защиты; -действий при оказании первой медицинской помощи; уметь: - действовать при различных авариях; - применять средства и системы пожаротушения; - применять средства по борьбе с водой; - пользоваться средствами подачи сигналов аварийно- предупредительной сигнализации в случае происшествия или угрозы происшествия; - применять меры защиты и безопасности пассажиров и экипажа в аварийных ситуациях; - производить спуск и подъем спасательных и дежурных шлюпок, спасательных плотов; - управлять коллективными спасательными средствами; - устранять последствия различных аварий; - обеспечивать защищенность судна от актов незаконного вмешательства; - предотвращать неразрешенный доступ на судно; - оказывать первую медицинскую помощь, в том числе под руководством квалифицированных специалистов с применением средств связи; ПM 03 Обработка и размещение груза В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен иметь практический опыт: - проведения грузовых операций в соответствии с грузовыми планами или другими документами и установленными правилами, нормами безопасности, инструкциями по эксплуатации оборудования и судовыми ограничениями по размещению грузов; - организовывать обработку опасных, вредных и ядовитых грузов в соответствии с международными и национальными правилами; Уметь: - осуществлять грузовые операции в соответствии с действующими инструкциями и установленными международными и национальными правилами; - использовать международные и национальные нормативные правовые акты по перевозкам OПaCHЫX Г]Э ЗОВ С ДПМИ; ПM 04 Анализ эффективности работы судна В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен иметь практический опыт: — контроля качества выполняемых работ при технической эксплуатации, обслуживании и ремонте судов, их главных энергетических установок, вспомогательных и палубных механизмов и функциональных систем; — оценки экономической эффективности производственной деятельности при выполнении технического обслуживания и контроля качества выполняемых работ; — оформления технической документации, организации и планирования работ, связанных с различными видами профессиональной деятельности. уметь: — применять на практике методы контроля качества работы судовой энергетики, методы оценки качества работы судовой энергетики, статистические методы для оценки показателей качества работы судовой энергетике, методы оценки надежности судовых машин и механизмов; — пользоваться методами научного познания; применять логические законы и правила; накапливать научную информацию; — применять информационные технологии при решении функциональных задач в различных предметных областях, а также при разработке и проектировании информационных систем; — владеть навыками обработки текстовой, числовой, экономической и статистической информации. 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ Результатом освоения программы практики является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности: Осуществление мероприятий по реализации принятых проектных решений, а так же профессиональными (ПK) и общими компетенциями (ОК): Код ОК1 Наименование результата обучения Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2 ОК 3. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. ОК 5. OK6 ОК 7. ОК8. ОК9. ОК 10. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. Работать в команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. Владеть письменной и устной коммуникацией на государственном и (или) иностранном (английском) языке. Код Наименование результата обучения ПК1.1 Планировать и осуществлять переход в точку назначения, определять местоположение судна. ПK 1.2. Маневрировать и управлять судном. Эксплуатировать судовые энергетические установки. ПK 1.4. Обеспечивать использование и техническую эксплуатацию технических средств судовождения и судовых систем связи. ПK 2.1. Организовывать мероприятия по обеспечению транспортной безопасности. ПK 2.2. Применять средства по борьбе за живучесть судна. Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при ПK 2.3. организации учебных пожарных тревог, предупреждения возникновения пожара и при тушении пожара. ПK 2.4 Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при авариях. ПK 2.5. Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим. Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при ПK 2.6. оставлении судна, использовать спасательные шлюпки, спасательные плоты и иные спасательные средства. ПK 2.7. Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна по предупреждению и предотвращению загрязнения водной среды. Планировать и обеспечивать безопасную погрузку, размещение, крепление груза и уход за ним в течение рейса и выгрузки. ПK 3.2. ПК4.1 ПK 4.2. Соблюдать меры предосторожности во время погрузки и выгрузки и обращения с опасными и вредными грузами во время рейса. Оценивать эффективность и качество работы судна. Находить оптимальные варианты планирования рейса судна, технико-экономических характеристик эксплуатации судна. Использовать современное прикладное программное обеспечение для сбора, обработки и ПK 4.3. хранения информации и эффективного решения различных задач, связанных с эксплуатацией судна. 3. CTPУKTУPA И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ Количество часов на освоение программы производственной практики: ПM 1 «Управление и эксплуатация судна с правом эксплуатации судовых энергетических установок» - 720 часов ПM 2 «Обеспечение безопасности плавания» - 72 часа ПM 3 «Обработка и размещение груза» - 216 часов. ПM 4 «Анализ эффективности работы судна» - 144 часа. ПM 5 «Выполнение работ профессии матрос» - 144 часов. Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета. Содержание производственной практики Содержание практики Наименование разделов и тем производственной практики ПM 1 Управление и эксплуатация судна с правом эксплуатации судовых энергетических установок Содержание учебного материала для овладения умениями и навыками Вводное занятие Цель, содержание и организация практики. Инструктаж по мерам безопасности. 1 Руководящие документы. Обязанности экипажа по борьбе за живучесть. Раздел 1.1 Содержание учебного материала для овладения умениями и навыками Эксплуатация судового Изучение нормативно—технической документации по устройству, эксплуатации и 1 энергетического оборудования техническому обслуживанию судовых энергетических установок и судовых вспомогательных механизмов. Изучение эксплуатационных характеристик судовой силовой установки, вспомогательного 2 оборудования и систем. Под контролем вахтенного механика обеспечивать техническую эксплуатацию судовых 3 энергетических установок Под контролем вахтенного механика обеспечивать техническую эксплуатацию 4 вспомогательных механизмов Под контролем вахтенного механика обеспечивать техническую эксплуатацию судового 5 оборудования и систем Под контролем вахтенного механика обеспечивать техническую эксплуатацию судовой 6 автоматики и электрооборудования Вести наблюдение за механическим оборудованием и системами, в соответствии с 7 рекомендациями изготовителя и принятых процедур несения машинной вахты. Раздел 1.2 Содержание учебного материала для овладения умениями и навыками Техническое обслуживание Под руководством судового механика выполнять техническое обслуживание судовых 1 судового энергетического энергетических установок оборудования Под руководством судового механика выполнять техническое обслуживание 2 вспомогательных механизмов 3 Под руководством судового механика выполнять техническое обслуживание судового Объем часов 720 6 378 54 54 54 54 54 54 54 198 48 48 48 Уровень усвоения оборудования и систем 4 Под руководством судового механика выполнять техническое обслуживание судовой автоматики и электрооборудования Содержание учебного материала для овладения умениями и навыками Раздел 1.3 Ремонт судового энергетического оборудования Подбор инструмента и запасных частей для проведения ремонта судовой силовой 1 установки, судового оборудования и систем. 2 Под руководством судового механика выполнять разборку, осмотр, ремонт и сборку судовой силовой установки и другого судового оборудования, соблюдая меры безопасности при работах. 3 Использование ручных инструментов, измерительного оборудования, токарных, сверлильных и фрезерных станков, сварочного оборудования для изготовления деталей и ремонта, выполняемого на судне. Отчет по практике 4 Защита отчета по практике ПM 2 «Обеспечение безопасности плавания» Содержание учебного материала для овладения умениями и навыками Вводное занятие Цель, содержание и организация практики. Инструктаж по мерам безопасности. 1 Руководящие документы. Обязанности экипажа по борьбе за живучесть. Содержание учебного материала для овладения умениями и навыками Раздел 2.1 Организация и обеспечение 1 Организация и обеспечения действий при тушении пожаров действий при организации 2 Организация и обеспечения действий при спасении и эвакуации пострадавших от пожара учебных пожарных тревог, 3 организация и обеспечение действий по предупреждению возникновения пожара предупреждении возникновения пожара и при тушении пожара. Содержание учебного материала для овладения умениями и навыками Раздел 2.2 Организация и обеспечение 1 Организация и обеспечения действий по организации непотопляемости судна действий при авариях. 2 Организация и обеспечения действий по борьбе с водой Организация и обеспечения действий по восстановлению остойчивости и спрямления 3 аварийного судна Содержание учебного материала для овладения умениями и навыками Раздел 2.3 Организация и обеспечение 1 Организация и обеспечения действий по оставлению судна действий при организации 2 Использования коллективных и индивидуальных спасательных средств учебных тревог по оставлении 3 Оказание помощи человеку за бортом судна 4 Организация жизни на борту спасательного средства 5 Организация и обеспечения аварийной буксировки судна Содержание учебного материала для овладения умениями и навыками Раздел 2.4 Организация и обеспечение 1 Организация и обеспечение действий по предупреждению загрязнения водной среды действия по предупреждению и 2 Использование технических средств по сбору нефти и нефтепродуктов с поверхности воды предотвращению загрязнения 3 Установка и крепление боновых заграждений на водной акватории водной среды 4 Обеспечение безопасности при проведении работ по ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов. Раздел 2.5 Содержание учебного материала для овладения умениями и навыками 54 126 42 42 42 12 72 3 9 6 3 3 6 9 6 6 3 3 6 18 6 12 6 6 6 15 6 6 6 12 12 3 3 3 3 3 3 3 3 Организация мероприятий по обеспечению охраны труда и предотвращению Производственного травматизма Раздел 2.6 Оказание первой медицинской помощи пострадавшим 1 2 Организация мероприятий по обеспечению охраны труда и предотвращению производственного травматизма на судне Организация мероприятий по обеспечению охраны труда и предотвращению производственного травматизма на базе технического обслуживания судна Содержание учебного материала для овладения умениями и навыками 1 Организация первичных реанимационных мер для спасения пострадавших. 2 Организация доврачебной помощи при поражение электрическим током 3 Организация доврачебной помощи при переохлаждении, обморожении и ожогах Отчет по практике 4 Защита отчета по практике ПM. 03 Обработка и размещени е груза Содержание учебного материала для овладения умениями и навыками Вводное занятие Цель, содержание и организация практики. Инструктаж по мерам безопасности. 1 Руководящие документы. Обязанности экипажа по перевозке груза. Содержание учебного материала для овладения умениями и навыками Раздел 3.1. Международные и 1 Основные обязанности перевозчика и грузоотправителя. национальные Грузовые документы. Морской протест. Маркировка грузов. Нормативные положения по 2 документы оформлению грузовых документов. 3 Правила перевозки навалочных и насыпных грузов. 4 Правила перевозки пассажиров и багажа. Содержание учебного материала для овладения умениями и навыками Раздел 3.2. Составление грузового плана 1 Информация об остойчивости капитану, ее виды. Требования к грузовому плану судна на предстоящий рейс. 2 Требования к диаграмме статической остойчивости судна после окончания погрузки. Методы контроля остойчивости судна. Грузовая шкала, грузовой размер. Определение грузоподъемности судна на рейс. 3 Определение количества выгруженного (погруженного) груза по осадке. Определение водоизмещения судна по измеренным осадкам, по маркам углубления. Раздел 3.3. Содержание учебного материала для овладения умениями и навыками Процедуры укладки груза, 1 Подготовка грузовых помещение судна к грузовым операциям. организация доставки запасов 2 Размещение и складирование грузов в трюмах. на з Учет, отпуск грузов и оформление судовой документации. С ДНО 4 Выполнение правил погрузки и укладки на судах навалочных грузов. Выполнение требований по сохранности и безопасности при перевозке грузов на судах, 5 выполнение правил охраны труда, техники безопасности, пожаробезопасности при проведении погрузочно—разгрузочных работ на морских судах. 6 Защита отчета по практике ПM.04 Анализ эффективности работы судна Содержание учебного материала для овладения умениями и навыками Раздел 4.1. Качество выполняемых судовых работ и Ознакомление с режимом работы, правилами внутреннего распорядка на судне. 1 Прохождение вводного инструктажа работы судна в целом. 2 Определение и устранение причин отказов и неисправностей судовых технических средств 6 6 12 6 6 6 6 216 3 3 3 3 6 18 3 18 3 18 12 54 3 3 18 18 18 78 12 18 12 18 3 3 3 3 18 12 144 24 6 3 6 3 и систем 3 Контроль качества работы вспомогательных и палубных механизмов и функциональных систем 4 Организация и планирование работ, связанных с различными видами профессиональной деятельности. Оформление технической документации Содержание учебного материала для овладения умепиями и навыками Раздел 4.2. Эффективность работы судна. 1. Определение конструктивного коэффициента энергетической эффективности судна. 2. Планирования рейса судна. 2.1 Судовой план управления энергетической эффективностью судна 2.2 Производственные процессы на речном транспорте, их анализ и способы совершенствования 2.3 Расчет времени кругового рейса судна 2.4 Расчёт обоснований производственных показателей работы судна 2.5 Расчёт расходов на содержание судна 3. Решение задач по определению основных экономических показателей работы судна. 3.1 Расчёт показателей эффективного использования судна 3.2 Организация и нормирование труда на судне. Методы нормирования труда. Классификация затрат рабочего времени. 3.3 Затраты на содержание судна. Себестоимость содержания судна. 4 Оценка экономической эффективности производственной деятельности при выполнении технического обслуживания и контроля качества выполняемых работ Содержание учебного материала для овладения умениями и навыками Раздел 4.3 Информационные технологии на водном 1 Основы работы в Microsoft Office (Word, Excel, PowerPoint, Access, Groove) транспорта 2 Системы автоматизированного проектирования (CAПP) 3 Ознакомление с CAПP Autocad 4 Ознакомление с CAПP Компас 3D 5 Пакеты прикладных программ, применяемые на водном транспорте 6 Основы работы с базами данных 7 Анализ работы навигационных приборов на повышении эффективность работы судна. 8 Защита отчета по практике Раздел ПM 05. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих Матрос Содержание учебного материала для овладения умениями и навыками Раздел 5.1. Судовые нормативно-правовые 1 Изучение и выполнение требований уставов службы на судах морского и речного флота. документы, инструКЦИИ И 2 Изучение и выполнение обязанности вахтенного матроса, вахтенного матроса—рулевого, вахтенного матроса-наблюдателя, вахтенного матроса у трапа. обязанности. 3 Изучение и выполнение обязанности по борьбе за живучесть судна. 4 Изучение и выполнение действий согласно «Наставлению по борьбе за живучесть судна» (НБЖС) 5 Изучение и выполнение действий согласно «Наставлению по оставлению судна». Раздел 5.2. Управление рулем Содержание учебного материала для овладения умениями и навыками и выполнение команд, 1 Общие сведения о рулевом устройстве и рулевых машинах (схема, описание, характеристика) подаваемых на руль 6 6 72 6 6 3 6 3 6 6 6 3 3 3 6 3 12 3 6 3 12 3 48 6 6 6 6 6 6 6 6 216 30 6 3 6 6 3 6 3 6 24 3 6 Посты управления рулем, их оборудование. Основной, запасной и аварийный приводы рулевого устройства, временные нормативы перехода на запасные и аварийные посты и организация проверки и подготовки рулевого устройства к работе перед выходом в море. 3 Управление рулем для удержания судна на заданном курсе, система команд и докладов при управлении рулем, инструкции для рядового состава, несущего вахту на мостике судна. Содержание учебного материала для овладения умениями и навыками 1 Состав буксирного и швартовного устройства: брашпили, шпили, швартовные лебедки, якорные и швартовные механизмы (тип и схемы). 2 Судовое расписание по швартовке, общие обязанности должностных лиц, команды и доклады при выполнении швартовных операций. 3 Подготовка судна к швартовке и способы закрепления судна у причала; обеспечение безопасности стоянки судна у причала. 4 Понятие о способах швартовки к борту другого судна, стоящего на якоре; правила подхода И швартовки маломерных судов к транспортным судам. 5 Работа со швартовым устройством 6 Выполнение обязанностей матроса при швартовых операциях. Содержание учебного материала для овладения умениями и навыками 1 Состав якорного устройства. Типы судовых якорей, их конструкция (схема) и применение. 2 Работа на баке под руководством помощника капитана по подготовки якорного устройства для постановки и съемки судна с якоря. 3 Определение дрейфа судна при стоянке на якоре. 4 Техника безопасности при работе с якорным устройством. Работа с якорным устройством. 5 Выполнение обязанностей рулевого при постановке судна на якорь. Содержание учебного материала для овладения умениями и навыками 1 Ознакомление с устройством лоцманского трапа, требования по уходу за ним; Механический лоцманский подъемник. 2 Оборудование места крепления лоцманского трапа и освещение места приема лоцмана На судно в ночное время 3 Установка лоцманских трапов различных типов. Выполнение команд по постановке трапа (в том числе и подаваемых на английском языке). Содержание учебного материала для овладения умениями и навыками 1 Правила технической эксплуатации судовых устройств. 2 Материалы для ухода за корпусом судна, помещениями, трюмами и судовыми устройствами; такелажные тросы, такелажные цепи, блоки, тали, материалы и инструменты, грузозахватные приспособления 3 Виды лакокрасочных материалов, инструменты, применяемые для окрасочных работ, организация и способы окраски. 4 Правила техники безопасности на судах при выполнении судовых и такелажных работ. 5 Техническое обслуживание судовых корпусных конструкций, устройств и механизмов, палубного снаряжения и инвентаря. 6 Такелажные, парусные, окрасочные и другие виды палубных работ плотницких работ, в том 2 Раздел 5.3. Швартовные и буксировочные операции Раздел 5.4 Постановка судна на якорь. Раздел 5.5. Установка лоцманского трапа. Раздел 5.6. Палубные работы и используемые инструменты. 12 6 36 6 6 6 6 6 6 30 6 3 3 6 3 6 3 6 3 6 24 3 32 6 6 66 6 6 6 3 6 3 6 3 12 3 7 8 числе использования материалов и инструментов при работах, ухода за тросами стоячего и бегучего такелажа. Участие в судовых работах, несение вахт на ходовом мостике под руководством лица командного состава судна либо квалифицированного руководителя практики Защита отчета по практике Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 24 3 6 3 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ Требования к материально-техническому обеспечению Реализация рабочей программы производственной практики предполагает наличие организаций, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся. Местом проведения производственной практики может быть организация любой формы собственности, на балансе которой есть действующие суда любого предназначения: промысловые, суда технического флота, транспортные (грузовые наливные или сухогрузные и/или грузопассажирские и пассажирские), служебно-вспомогательные, специализированные транспортные суда (паромы и буксиры-толкачи) Допускается студенту лично найти организацию и объект практики, представляющие интерес для практиканта, профиль работы которых отвечает приобретаемой специальности. Общие требования к организации образовательного процесса. Производственная практика должна проводиться в организациях водного транспорта на основе договоров, заключаемых между образовательным учреждением и организациями. На практике студенты могут дублировать специалистов, будучи практикантами или стажёрами вахтенного начальника. В период прохождения практики обучающиеся могут зачисляться на вакантные должности, если работа соответствует требованиям программы производственной практики. Продолжительность производственной практики для обучающихся в возрасте 18 лет и старше - не более 40 часов в неделю (ст. 91 TK РФ). Практика завершается дифференцированным зачетом. Обучающиеся, совмещающие обучение с трудовой деятельностью, вправе проходить практику в организации по месту работы, в случаях, если осуществляемая ими профессиональная деятельность соответствует целям практики. На студентов практикантов, нарушивших правила внутреннего распорядка, могуг налагаться взыскания, о чем сообщается в учебное заведение. В случае невыполнения программы практики, непредставления отчета о практике, либо получения отрицательного отзыва руководителя практики и неудовлетворительной оценки при защите отчета студент не допускается к защите выпускной квалификационной работы. Кадровое обеспечение образовательного процесса Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство производственной практикой: организацию и руководство практикой осуществляют руководители практики от образовательного учреждения и от организации. Руководителями практики от образовательного учреждения назначаются мастера производственного обучения, которые должны иметь высшее образование, соответствующее профилю специальности и иметь опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы. Мастера должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в три года. Руководителями производственной практики от организации, как правило, назначаются ведущие специалисты организаций, имеющие высшее профессиональное образование. Руководители практики на рабочих местах проводят инструктаж курсантов, осуществляют непосредственное руководство и постоянный контроль за выполнением работы и соблюдением дисциплины. Руководитель практики обязан: • разработать график работы курсанта (студента); • консультировать студентов по вопросам прохождения практики, выполнения дипломной работы и составления отчета по практике; • через руководство филиала принимать меры к обеспечению практикантов необходимыми условиями работы; • контролировать выполнение рабочего графика и ход сбора материалов для дипломной работы. • составить краткий отзыв о работе студента. В отзыве руководителя практики отмечается выполнение курсантом программы практики, его отношение к работе, трудовая дисциплина, овладение производственными навыками и др. Информационное обеспечение практики — Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы. — Основная литература: — Устав службы на судах речного флота. — Устав о дисциплине работников речного транспорта РФ. — — — — — — — — — — — — — — — — 5. Правила технической эксплуатации речного транспорта. Наставление по борьбе за живучесть судов (НБЖС). Функциональные обязанности членов экипажа судна. Расписания по организации службы на судах: штатное, по заведованиям, вахт и судовых работ, по приборкам, по тревогам, распорядок дня. Правила безопасности труда на судах речного флота. Толшин В.И. Сизых В.А. Автоматизация судовых энергетических установок. - М.:Транспорт, 2006 г. Лемин Л.А. Пруссаков А.В. Григорьев А.В. Эксплуатация судовых систем электроснабжения. - СПБ, 2006 г. Сухин К.М., Шереметьев Ю.Н. Основы охраны труда и организации службы на судах речного флота. М., Транспорт, 1988. Дополнительная литература: Правила технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций, РД 31.21.30-97, СПб, 3AO ЦНИИМФ, 1997. Основы судовождения - учебное пособие для подготовки рулевых, 2007 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ В результате освоения производственной практики обучающиеся проходят промежуточную аттестацию в форме дифференцированного зачета. Текущий контроль результатов освоения практики осуществляется руководителем практики от образовательного учреждения в процессе выполнения обучающимися работ в организациях, а также сдачи обучающимся отчета по практике. Отчет студента по практике должен максимально отражать его индивидуальную работу в период прохождения практики. Каждый студент должен самостоятельно отразить в отчете требования программы практики и своего индивидуального задания. Студент должен собрать достаточно полную информацию и документы, необходимые для выполнения дипломной работы. Сбор материалов должен вестись целенаправленно, применительно к теме работы. Отчет по практике должен быть оформлен в соответствии с планом практики. По окончании производственной практики руководителем практики от организации составляется заключение - характеристика на каждого студента. Отчет и отзыв-характеристика должны быть заверены печатью. Зачет проводится после завершения прохождения практики в объеме рабочей программы. Результаты аттестации практики фиксируются в экзаменационных ведомостях. Получение обучающимся неудовлетворительной оценки за аттестацию любого вида практики является академической задолженностью. Ликвидация академической задолженности по практике осуществляется путем ее повторной отработки. Результаты (освоенные профессиональные компетенции) ПK 1.1. Планировать и осуществлять переход в точку назначения, определять местоположение суДНа. ПK 1.2. Маневрировать и управлять судном. ПK 1.3. Эксплуатировать судовые энергетические установки. ПK 1.4. Обеспечивать использование и техническую эксплуатацию технических средств судовождения и судовых систем связи. ПK 2.1. Организовывать мероприятия по Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки Демонстрировать понимание процесса проработки маршруга перехода и подготовки судна к переходу; Демонстрировать умение определять местоположение судна и вести счисление. Демонстрировать понимание установленных норм и правил; Демонстрировать понимание порядка несения ходовой и стояночной вахты. выполнение эксплуатации главных и вспомогательных двигателей в соответствии с нормативными документами; - определение и устранение неполадок в работе систем и устройств, обслуживающих СЭУ; - обоснование соответствия уровня эксплуатации СЭУ Знать принципы работы технических средств судовождения и связи; Демонстрировать практическое знание навигационного использования технических средств и организации Дневник практической подготовки и Отчет по практике. Сдача дифференцированного зачета после окончания практики. Знать принципы организации по обеспечению Дневник практической подготовки и Отчет по практике. Сдача Дневник практической подготовки и Отчет по практике. Сдача дифференцированного зачета после окончания практики. Дневник практической подготовки и Отчет по практике. Сдача дифференцированного зачета после окончания практики. Дневник практической подготовки и Отчет по практике. Сдача дифференцированного зачета после окончания практики. обеспечению транспортной безопасности. ПK 2.2. Применять средства по борьбе за живучесть судна. транспортной безопасности. Демонстрировать практические навыки и умения в борьбе с поступающей забортной ВОДОЙ. ПK 2.3. Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при организации учебных пожарных тревог, предупреждения Знать организацию проведения учебных тревог, меры по предупреждению пожара и методы тушения пожара. дифференцированного зачета после окончания практики. Дневник практической подготовки и Отчет по практике. Сдача дифференцированного зачета после окончания практики. Дневник практической подготовки и Отчет по практике. Сдача дифференцированного зачета после окончания практики. BOЗHИKHOBeHИЯ ПОЖН]ЭН И П]ЗИ тушении пожара. ПK 2.4 Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при авариях. Знать принципы организации действия подчиненных членов экипажа судна при авариях. ПK 2.5. Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим. Демонстрировать практические навыки и умения при оказании медицинской помощи пострадавшим. ПK 2.6. Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при оставлении судна, использовать спасательные шлюпки, спасательные плоты и иные спасательные средства. Знать принципы организации действий подчиненных при оставлении судна. Демонстрировать практические навыки и умения при использовании спасательных средств. ПK 2.7. Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна по предупреждению и предотвращению загрязнения водной среды. ПK 3.1. Планировать и обеспечивать безопасную погрузку, размещение, крепление груза и уход за Демонстрировать понимание организации действий подчиненных членов экипажа по предупреждению и предотвращению загрязнения водной среды Демонстрировать понимание организации грузовых перевозок; Дневник практической подготовки и Отчет по практике. Сдача дифференцированного зачета после окончания практики. Дневник практической подготовки и Отчет по практике. Сдача дифференцированного зачета после окончания практики. Дневник практической подготовки и Отчет по практике. Сдача дифференцированного зачета после окончания практики. Дневник практической подготовки и Отчет по практике. Сдача дифференцированного зачета после окончания практики. Дневник практической подготовки и Отчет по практике. Сдача дифференцированного Демонстрировать понимание требуемых расчетов. зачета после окончания ВЫГQ ЗКИ. ПK 3.2. Соблюдать меры предосторожности во время погрузки и выгрузки и обращения с опасными и вредными грузами во время рейса. Демонстрировать понимание нормативных документов по обеспечению перевозки опасных грузов. ПK 4.1. Оценивать эффективность и качество работы судна. - выполнение анализа работы судна за навигационный период Дневник практической подготовки и Отчет по практике. Сдача дифференцированного зачета после окончания практики. Дневник практической подготовки и Отчет по практике. Сдача дифференцированного Зачета после окончания практики. Дневник практической подготовки и Отчет по практике. Сдача дифференцированного зачета после окончания практики. Дневник практической подготовки и Отчет по практике. Сдача дифференцированного зачета после окончания практики. ним в течение рейса и ПK 4.3. Использовать современное прикладное программное обеспечение для сбора, обработки и хранения информацию » расчёт времени кругового рейса и количества рейсов за навигацию - расчёт эффективности каждого рейса. Демонстрировать практические навыки и умения П]ЭИ ИсПОлЬЗовании программного обеспечения * владение эффективного решения ИНфО]ЭМіlЦИОННыми ПK 4.2. Находить оптимальные варианты планирования рейса судна, технико-экономических характеристик эксплуатации судна. П]ЭdКТИКИ. различных задач, связанных технологиями при обработке различных задач на ПK с эксплуатацией судна. связанных с эксплуатацией судна Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений. Результаты (освоенные профессиональные компетенции) ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, П]ЗОЯВЛЯТЬ К HeЙ Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки - проявление интереса к будущей профессии Характеристика за период практики, заверенная печатью. - обоснование выбора и применения методов и способов решения профессиональных Характеристика за период практики, заверенная печатью. СТОЙЧИВЫЙ интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься задач в области разработки технологических процессов; - демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач. - демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность - нахождение и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. - демонстрация навыков ИСПОЛЬЗОВіlНИЯ информационно коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. - взаимодействие со обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения. Характеристика за период практики, заверенная печатью. Характеристика за период практики, заверенная печатью. Характеристика за период практики, заверенная печатью. Характеристика за период практики, заверенная печатью. - проявление ответственности за работу подчиненных, результат выполнения заданий. Характеристика за период практики, заверенная печатью. - планирование обучающимися повышения личностного и квалификационного уровня. Характеристика за период практики, заверенная печатью. самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ОК 10. Владеть письменной и устной коммуникацией на государственном и (или) иностранном (английском) языке. - проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности. Характеристика за период практики, заверенная печатью. - демонстрация навыков владения письменной и устной речью на русском и иностранном (английском) языке. Характеристика за период практики, заверенная печатью. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Балаковский промышленно-транспортный техникум им. Н.В. Грибанова» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебной практики специальность 26.02.03 «Судовождение» Балаково 2020 г. Программа разработана в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности, утвержденными Министерством образования и науки Российской Федерации от 7 мая 2014 г. N 441 Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 июня 2014 г. Регистрационный № 32743 Одобрена Предметно-цикловой комиссией «Техника и технология водного и наземного транспорта» Протокол № ____ от __________ 20___ г. УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по УР __________________________/_____________/ «______» ______________________ 20____ г. Организация-разработчик: ГАПОУ СО «БПТТ им.Н.В.Грибанова» СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. ПACПOPT ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 4 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ 10 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОИ 13 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 19 5. КОНТРОЛЬ 21 ПРАКТИКИ 3. CTPУKTУPA И ПРАКТИКИ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 1. ПACПOPT ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ Область применения программы Программа учебной практики является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности CПO 26.02.03 Судовождение, разработанной в соответствии с ФГОС CПO, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от «07» мая 2014 г. № 441. Программа учебной практики может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области Судовождения и безопасности судоходства, при наличии среднего (полного) общего образования; при освоении основной профессиональной образовательной программы CПO базовой подготовки; при освоении профессий рабочих в соответствии с приложением к ФГОС CПO по специальности 26.02 03 Судовождение. Место учебной практики в структуре основной профессиональной образовательной программы: Практика является обязательным разделом OПOП. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Цели и задачи учебной практики: Учебная практика направлена на формирование у обучающихся умений, приобретение первоначального практического опыта и реализуется в рамках модулей ППССЗ ФГОС CПO по основным видам профессиональной деятельности для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной специальности. Учебная практика направлена на освоение рабочей профессии, т.к. это является одним из видов профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС CПO по специальности. В этом случае курсант получают квалификацию по рабочей профессии. В результате прохождения учебной практики, реализуемой в рамках модулей ППССЗ по каждому из видов профессиональной деятельности, предусмотренных ФГОС CПO, обучающийся должен приобрести практический опыт работы: ПM 01 Управление и эксплуатация судна с правом эксплуатации СЭУ В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен иметь практический опыт: аналитического и графического счисления; определения места судна визуальными и астрономическими способами, использованием радионавигационных приборов и систем; предварительной проработки и планирования рейса судна и перехода с учетом гидрометеорологических условий плавания, руководств для плавания и навигационных пособий; использования и анализа информации о местоположении судна; навигационной эксплуатации и технического обслуживания радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи, решения навигационных задач с использованием информации от этих систем, расчѐта поправок навигационных приборов; определения поправки компаса; постановки судна на якорь и съемки с якоря и швартовных бочек, проведения грузовых операций, пересадки людей, швартовных операций, буксировки судов и плавучих объектов, снятия судна с мели; управления судном, в том числе при выполнении аварийно- спасательных операций; выполнения палубных работ; эксплуатации и обслуживания судовой энергетики и еѐ управляющих систем; эксплуатации и обслуживания судовых насосов и вспомогательного оборудования; организации и технологии судоремонта; автоматического контроля и нормирования эксплуатационных показателей; эксплуатации судовой автоматики; обеспечения работоспособности электрооборудования; использования прогноза погоды и океанографических условий при плавании судна. уметь: определять координаты пунктов прихода, разность широт и разность долгот, дальность видимости ориентиров; решать задачи на перевод и исправления курсов и пеленгов; свободно читать навигационные карты; вести графическое счисление пути судна на карте с учетом поправки лага и циркуляции, дрейфа судна от ветра, сноса судна течением, совместного действия ветра и течения, вести простое и составное аналитическое счисление пути судна; вести прокладку пути судна на карте с определением места визуальными способами и с помощью радиотехнических средств; определять местоположение судна с помощью спутниковых навигационных систем; ориентироваться в опасностях и особенностях района при плавании вблизи берега и в узкостях; производить предварительную прокладку по маршруту перехода; производить корректуру карт, лоций и других навигационных пособий для плавания; рассчитывать элементы прилива с помощью таблиц приливов, составлять график прилива и решать связанные с ним штурманские задачи; рассчитывать среднюю квадратическую погрешность (CKП) счислимого и обсервованного места, строить на карте площадь вероятного места нахождения судна; определять гидрометеорологические элементы в результате наблюдений; оставлять радиотелеграммы для передачи гидрометеоданных в центры сбора; составлять краткосрочные прогнозы в результате анализа параметра наблюдений и их изменения; использовать гидрометеоинформацию для обеспечения безопасности плавания; применять правила несения ходовой и стояночной вахты, осуществлять контроль за выполнением установленных требований, норм и правил, поддержания судна в мореходном состоянии; стоять на руле, вести надлежащее наблюдение за судном и окружающей обстановкой, опознавать огни, знаки и звуковые сигналы; владеть международным стандартным языком в объеме, необходимом для выполнения своих функциональных обязанностей; передавать и принимать информацию, в том числе с использованием визуальных GИГHdJIOB; выполнять маневры, в том числе при спасании человека за бортом, постановке на якорь и швартовке. эксплуатировать системы дистанционного управления судовой двигательной установки, рулевых и энергетических систем; управлять судном на мелководье и в узкости, в штормовых условиях, во льдах, при разделении движения, в зонах действия систем разделения движения; учитывать влияние ветра и течения; выполнять процедуры постановки на якорь и швартовные бочки; швартовки судна к причалу, к судну на якоре или на ходу; управлять радиоэлектронными и техническими системам судовождения и связи в зависимости от складывающейся навигационной и гидрометеорологической обстановки в соответствии с правилами эксплуатации, интерпретировать и обрабатывать информацию, отображаемую этими системами, контролировать исправность и точность систем, самостоятельно осваивать новые типы судовой навигационной аппаратуры по еѐ техническому описанию; осуществлять техническую эксплуатацию регуляторов и систем автоматического регулирования радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи; расшифровывать и анализировать информацию, получаемую от радиолокатора, включая факторы, влияющие на работу и точность, включение и работу с блоком индикатора, обнаружение неправильных показаний, ложных сигналов использовать РЛС, САРП, АИС для обеспечения безопасности плавания, учитывать факторы и ограничения, влияющие на их работу, определять элементы движения целей, обнаруживать изменение курса и скорости других судов, имитировать маневр собственного судна для безопасного расхождения с другими судами; использовать технику радиолокационной прокладки и концепции относительного и истинного движения, параллельную индексацию; эффективно и безопасно эксплуатировать оборудование ГМССБ для приема и передачи различной информации, обеспечивающей безопасность мореплавания и коммерческую деятельность судна в условиях нормального распространения радиоволн и в условиях типичных помех; действовать при передаче или получении сигнала бедствия, срочности или безопасности; выполнять требования по безопасной перевозке опасных грузов; использовать стандартные компьютерные программы, предназначенные для ведения судовой документации; обеспечивать безопасность членов экипажа судна и пассажиров при нормальных условиях эксплуатации и в аварийных ситуациях; оценивать состояние аварийного судна; обслуживать судовые механические системы и их системы управления; эксплуатировать главные и вспомогательные механизмы судна и их системы управления; эксплуатировать электрические преобразователи, генераторы и их системы управления; эксплуатировать насосы и их системы управления; осуществлять контроль выполнения условий и проводить установленные функциональные мероприятия по поддержанию судна в мореходном состоянии; эксплуатировать судовые главные энергетические установки, вспомогательные механизмы и системы и их системы управления; вводить в эксплуатацию судовую силовую установку, оборудование и системы после ремонта и проведения рабочих испытаний; использовать ручные инструменты, измерительное оборудование, токарные, сверлильные и фрезерные станки, сварочное оборудование для изготовления деталей и ремонта,выполняемого на судне; использовать ручные инструменты и измерительное оборудование для разборки, технического обслуживания, ремонта и сборки судовой энергетической установки и другого судового оборудования; использовать ручные инструменты, электрическое и электронное измерительное и испытательное оборудование для обнаружения неисправностей и технического обслуживания ремонтных операций; производить разборку, осмотр, ремонт и сборку судовой силовой установки и другого судового оборудования; квалифицированно осуществлять подбор инструмента и запасных частей для проведения ремонта судовой силовой установки, судового оборудования и систем; вести квалифицированное наблюдение за механическим оборудованием и системами, сочетая рекомендации изготовителя и принятые принципы и процедуры несения машинной вахты; ПМ 03 Обработка и размещение груза В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен иметь практический опыт: - проведения грузовых операций в соответствии с грузовыми планами или другими документами и установленными правилами, нормами безопасности, инструкциями по эксплуатации оборудования и судовыми ограничениями по размещению грузов; - организовывать обработку опасных, вредных и ядовитых грузов в соответствии с международными и национальными правилами; уметь: - осуществлять грузовые операции в соответствии с действующими инструкциями и установленными международными и национальными правилами; - использовать международные и национальные нормативные правовые акты по перевозкам опасных грузов судами; ПM 04 Анализ эффективности работы судна В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен иметь практический опыт: — контроля качества выполняемых работ при технической эксплуатации, обслуживании и ремонте судов, их главных энергетических установок, вспомогательных и палубных механизмов и функциональных систем; — оценки экономической эффективности производственной деятельности при выполнении технического обслуживания и контроля качества выполняемых работ; — оформления технической документации, организации и планирования работ, связанных с различными видами профессиональной деятельности. уметь: — применять на практике методы контроля качества работы судовой энергетики, методы оценки качества работы судовой энергетики, статистические методы для оценки показателей качества работы судовой энергетики, методы оценки надежности судовых машин и механизмов; — пользоваться методами научного познания; применять логические законы и правила; накапливать научную информацию; — применять информационные технологии при решении функциональных задач в различных предметных областях, а также при разработке и проектировании информационных систем; — владеть навыками обработки текстовой, числовой, экономической и статистической информации. 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ Результатом освоения программы практики является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности: Осуществление мероприятий по реализации принятых проектных решений, а так же профессиональными (ПK) и общими компетенциями (ОК): Код ОК1 ОК2 Наименование результата обучения Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК3 Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. ОК 5. OK6. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. Работать в команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и ОК 7. контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. ОК8. ОК 9. ОК 10. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. Владеть письменной и устной коммуникацией на государственном и (или) иностранном (английском) языке. Наименование результата обучения ПК 1.1. Планировать и осуществлять переход в точку назначения, определять местоположение судна. ПK 1.2. Маневрировать и управлять судном. ПК 1.3. Эксплуатировать судовые энергетические установки. ПK 1.4. Обеспечивать использование и техническую эксплуатацию технических средств судовождения и судовых систем связи. Планировать и обеспечивать безопасную погрузку, размещение, крепление груза и уход за ним в течение рейса и выгрузки. ПK 3.2. Соблюдать меры предосторожности во время погрузки и выгрузки и обращения с опасными и вредными грузами во время рейса. ПK 4.1. Оценивать эффективность и качество работы судна. ПK 4.2. Находить оптимальные варианты планирования рейса судна, техникоэкономических характеристик эксплуатации судна. Использовать современное прикладное программное обеспечение для сбора, ПК 4.3. обработки и хранения информации и эффективного решения различных задач, связанных с эксплуатацией судна. 3. CTPУKTУPA И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ Количество часов на освоение программы учебной практики: ПM 1 «Управление и эксплуатация судна с правом эксплуатации судовых энергетических установок» - 216 часов ПM 3 «Обработка и размещение груза» - 144часа. ПM 4 «Анализ эффективности работы судна» - 108 часов. ПM 5 «Выполнение работ профессии матрос» - 144 часа. Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета. Содержание учебной практики Наименование разделов и тем Содержание практики производственной практики ПM 1 Управление и эксплуатация судна с правом эксплуатации судовых энергетических установок Содержание учебного материала для овладения умениями и навыкаии Вводное занятие 1 Цель, содержание и организация практики. Инструктаж по мерам безопасности. Руководящие документы. Обязанности экипажа по борьбе за живучесть. Раздел 1.1 Содержание учебного материала для овладения умениями и навыками Эксплуатация судового 1 Изучение нормативно—технической документации по устройству, эксплуатации и энергетического оборудования техническому обслуживанию судовых энергетических установок и судовых вспомогательных механизмов. 2 Изучение эксплуатационных характеристик судовой силовой установки, вспомогательного оборудования и систем. Под контролем вахтенного механика обеспечивать техническую эксплуатацию судовых 3 энергетических установок Под контролем вахтенного механика обеспечивать техническую эксплуатацию 4 вспомогательных механизмов 5 Под контролем вахтенного механика обеспечивать техническую эксплуатацию судового оборудования и систем Под контролем вахтенного механика обеспечивать техническую эксплуатацию судовой 6 автоматики и электрооборудования Вести наблюдение за механическим оборудованием и системами, в соответствии с 7 рекомендациями изготовителя и принятых процедур несения машинной вахты. Раздел 1.2 Содержание учебного материала для овладения умениями и навыками Техническое обслуживание 1 Под руководством судового механика выполнять техническое обслуживание судовых судового энергетического энергетических установок оборудования Под руководством судового механика выполнять техническое обслуживание 2 вспомогательных механизмов Под руководством судового механика выполнять техническое обслуживание судового 3 оборудования и систем Объем часов 216 6 102 54 Уровень усвоения Под руководством судового механика выполнять техническое обслуживание судовой автоматики и электрооборудования Содержание учебного материала для овладения умениями и навыками Раздел 1.3 Ремонт судового энергетического оборудования 1 Подбор инструмента и запасных частей для проведения ремонта судовой силовой установки, судового оборудования и систем. 2 Под руководством судового механика выполнять разборку, осмотр, ремонт и сборку судовой силовой установки и другого судового оборудования, соблюдая меры безопасности при работах. Использование ручных инструментов, измерительного оборудования, токарных, 3 сверлильных и фрезерных станков, сварочного оборудования для изготовления деталей и ремонта, выполняемого на судне. ПM. 03 Обработка и размещени е груза Содержание учебного материала для овладения умениями и навыками Вводное занятие 1 Цель, содержание и организация практики. Инструктаж по мерам безопасности. Руководящие документы. Обязанности экипажа по перевозке груза. Содержание учебного материала для овладения умениями и навыками Раздел 3.1. Международные и 1 Основные обязанности перевозчика и грузоотправителя. национальные Грузовые документы. Морской протест. Маркировка грузов. Нормативные положения по 2 документы оформлению грузовых документов. 3 Правила перевозки навалочных и насыпных грузов. 4 Правила перевозки пассажиров и багажа. Содержание учебного материала для овладения умениями и навыками Раздел 3.2. Составление грузового плана 1 Информация об остойчивости капитану, ее виды. Требования к грузовому плану судна на предстоящий рейс. 2 Требования к диаграмме статической остойчивости судна после окончания погрузки. Методы контроля остойчивости судна. 3 Грузовая шкала, грузовой размер. Определение грузоподъемности судна на рейс. Определение количества выгруженного (погруженного) груза по осадке. Определение водоизмещения судна по измеренным осадкам, по маркам углубления. Содержание учебного материала для овладения умениями и навыками Раздел 3.3. Процедуры укладки груза, 1 Подготовка грузовых помещение судна к грузовым операциям. организация доставки запасов 2 Размещение и складирование грузов в трюмах. на з Учет, отпуск грузов и оформление судовой документации. С ДНО 4 Выполнение правил погрузки и укладки на судах навалочных грузов. 5 Выполнение требований по сохранности и безопасности при перевозке грузов на судах, выполнение правил охраны труда, техники безопасности, пожаробезопасности при проведении погрузочно-разгрузочных работ на морских судах. 6 Защита отчета по практике ПM.04 Анализ эффективности работы судна Содержание учебного материала для овладения умениями и навыками Раздел 4.1. Качество выполняемых судовых работ и Ознакомление с режимом работы, правилами внутреннего распорядка на судне. 1 Прохождение вводного инструктажа работы судна в целом. 4 54 144 6 24 3 3 36 78 108 24 3 3 3 3 Определение и устранение причин отказов и неисправностей судовых технических средств и систем 3 Контроль качества работы вспомогательных и палубных механизмов и функциональных систем 4 Организация и планирование работ, связанных с различными видами профессиональной деятельности. Оформление технической документации Содержание учебного материала для овладения умениями и навыками Раздел 4.2. Эффективность работы судна. 1. Определение конструктивного коэффициента энергетической эффективности судна. 2 Судовой план управления энергетической эффективностью судна Производственные процессы на речном транспорте, их анализ и способы 3 совершенствования 4 Расчет времени кругового рейса судна 5 Расчёт обоснований производственных показателей работы судна 6 Расчёт расходов на содержание судна 7 Расчёт показателей эффективного использования судна Организация и нормирование труда на судне. Методы нормирования труда. 8 Классификация затрат рабочего времени. 9 Затраты на содержание судна. Себестоимость содержания судна. 10 Оценка экономической эффективности производственной деятельности при выполнении технического обслуживания и контроля качества выполняемых работ Содержание учебного материала для овладения умениями и навыками Раздел 4.3 Информационные технологии на водном 1 Основы работы в Microsoft Office (Word, Excel, PowerPoint, Access, Groove) транспорта 2 Системы автоматизированного проектирования (CAПP) 3 Ознакомление с CAПP Autocad 4 Ознакомление с CAПP Компас 3D 5 Пакеты прикладных программ, применяемые на водном транспорте 6 Основы работы с базами данных 7 Анализ работы навигационных приборов на повышении эффективность работы судна. 8 Защита отчета по практике Раздел ПM 05. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих Матрос Содержание учебного материала для овладения умениями и навыками Раздел 5.1. Судовые нормативно-правовые 1 Изучение и выполнение требований уставов службы на судах морского и речного флота. документы, инструКцИИ И 2 Изучение и выполнение обязанности вахтенного матроса, вахтенного матроса-рулевого, вахтенного матроса-наблюдателя, вахтенного матроса у трапа. обязанности. 3 Изучение и выполнение обязанности по борьбе за живучесть судна. 4 Изучение и выполнение действий согласно «Наставлению по борьбе за живучесть судна» (НБЖС) 5 Изучение и выполнение действий согласно «Наставлению по оставлению судна». Раздел 5.2. Управление рулем Содержание учебного материала для овладения умениями и навыками и выполнение команд, 1 Общие сведения о рулевом устройстве и рулевых машинах (схема, описание, характеристика) подаваемых на руль 2 Посты управления рулем, их оборудование. Основной, запасной и аварийный приводы 2 3 3 36 3 3 3 3 3 3 48 144 3 3 36 3 3 26 3 3 Раздел 5.3. Швартовные и буксировочные операции Раздел 5.4 Постановка судна на якорь. Раздел 5.5. Установка лоцманского трапа. Раздел 5.6. Палубные работы и используемые инструменты. рулевого устройства, временные нормативы перехода на запасные и аварийные посты и организация проверки и подготовки рулевого устройства к работе перед выходом в море. 3 Управление рулем для удержания судна на заданном курсе, система команд и докладов при управлении рулем, инструкции для рядового состава, несущего вахту на мостике судна. Содержание учебного материала для овладения умениями и навыками 1 Состав буксирного и швартовного устройства: брашпили, шпили, швартовные лебедки, якорные и швартовные механизмы (тип и схемы). 2 Судовое расписание по швартовке, общие обязанности должностных лиц, команды и доклады при выполнении швартовных операций. 3 Подготовка судна к швартовке и способы закрепления судна у причала; обеспечение безопасности стоянки судна у причала. 4 Понятие о способах швартовки к борту другого судна, стоящего на якоре; правила подхода и швартовки маломерных судов к транспортным судам. 5 Работа со швартовым устройством 6 Выполнение обязанностей матроса при швартовых операциях. Содержание учебного материала для овладения умениями и навыками 1 Состав якорного устройства. Типы судовых якорей, их конструкция (схема) и применение. 2 Работа на баке под руководством помощника капитана по подготовки якорного устройства для постановки и съемки судна с якоря. 3 Определение дрейфа судна при стоянке на якоре. 4 Техника безопасности при работе с якорным устройством. Работа с якорным устройством. 5 Выполнение обязанностей рулевого при постановке судна на якорь. Содержание учебного материала для овладения умениями и навыками 1 Ознакомление с устройством лоцманского трапа, требования по уходу за ним; Механический лоцманский подъемник. 2 Оборудование места крепления лоцманского трапа и освещение места приема лоцмана На судно в ночное время 3 Установка лоцманских трапов различных типов. Выполнение команд по постановке трапа (в том числе и подаваемых на английском языке). Содержание учебного материала для овладения умениями и навыками 1 Правила технической эксплуатации судовых устройств. 2 Материалы для ухода за корпусом судна, помещениями, трюмами и судовыми устройствами; такелажные тросы, такелажные цепи, блоки, тали, материалы и инструменты, грузозахватные приспособления 3 Виды лакокрасочных материалов, инструменты, применяемые для окрасочных работ, организация и способы окраски. 4 Правила техники безопасности на судах при выполнении судовых и такелажных работ. 5 Техническое обслуживание судовых корпусных конструкций, устройств и механизмов, палубного снаряжения и инвентаря. 6 Такелажные, парусные, окрасочные и другие виды палубных работ плотницких работ, в том числе использования материалов и инструментов при работах, ухода за тросами стоячего и 28 3 3 3 3 24 3 3 3 12 18 3 3 3 7 8 бегучего такелажа. Участие в судовых работах, несение вахт на ходовом мостике под руководством лица командного состава судна либо квалифицированного руководителя практики Защита отчета по практике Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 3 3 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 4.1. Требования к материально-техническому обеспечению Выполнение программы учебной практики осуществляется в учебных мастерских и тренажерах филиала, в качестве практикантов на самоходных судах с выполнением обязанностей по обслуживанию судовых технических средств и на самоходном судне филиала «Курсант». Пожарная безопасность проходит в кабинетах Безопасности жизнедеятельности на судне, где обучающиеся знакомятся с правилами пожарной безопасности и способами оказания первой помощи. Используется тренажер по живучести судна — модуль по борьбе с поваром. Тренажерный модуль состоит из надстройки от нефтеналивного судна с отсеками для организации действий экипажа судна при организации учебных пожарных тревог, предупреждения возникновения пожара и при тушении пожара. Слесарно-механическая практика осуществляется в слесарных мастерских. Оснащение слесарной мастерской: 1. Оборудование: слесарные тиски; разметочные плиты; котельная плита; шабровочная плита; сверлильные станки; 2. Инструменты и приспособления: измерительный инструмент (линейка, штангенциркуль, микрометр, нутромер); инструмент для рубки металла (зубила, крейцмейсель, канавочник); инструмент для опилки металла (напильники, надфиля); инструмент для резки металла (угловая шлифовальная машинка, ножницы, ножовка); дрели электрические Такелажная практика осуществляется в слесарной мастерской. В процессе обучения обучающиеся овладевают практическими навыками при работе с тросами и в изготовлении дельных вещей для судна. Для выполнения программы учебной практики используются судовые механизмы, устройства и системы, судовая документация и другое судовое оборудование. Общие требования к организации образовательного процесса Учебная практика проводится после окончания второго курса обучения в сроки, установленные графиком учебного процесса филиала на данный учебный год, и организуется на основе договоров между учебным заведением и судоходными компаниями, в соответствии с которыми обучающим предоставляются места для прохождения практики на судах. Допускается самостоятельный выбор места прохождения практики, если оно соответствует программе практики, при наличии вызова из компании. Распределение обучающихся на суда производится в соответствии с Положением о практике после сдачи экзаменационной сессии при участии руководителя практикой. Направления на практику регистрируется и подписывается директором и руководителем учебно-производственной практикой. При наличии вакантных штатных должностей на судне обучающиеся могут приниматься на работу на период практики в штат при условии, что они имеют необходимый комплект рабочих документов (квалификационное свидетельство и свидетельства о прохождении тренажерных подготовок) и выполняемая ими работа соответствует требованиям программы практики. Отдел практики филиала организует подготовку обучающихся и выдает требуемые документы для прохождения практики. По прибытию на судно обучающиеся должны пройти инструктаж по технике безопасности, а также изучить свои обязанности по всем судовым расписаниям и правилам внутреннего распорядка. Капитан или старший помощник капитана знакомит обучающихся с характером работы и производственным планом судна. Приказом по судну из лиц командного состава палубной команды назначается руководитель практики на весь период пребывания обучающихся на судне. При прохождении учебной практики на судне продолжительность рабочего дня для обучающихся в возрасте до 16 лет – не более 24 часов в неделю, а для обучающихся в возрасте от 16 лет и старше – не более 36 часов в неделю. При прохождении учебной практики в качестве практиканта, не связанной с выполнением физического труда – не более 36 часов в неделю независимо от возраста обучающихся. Во время прохождения практики каждый обучающийся должен составлять отчет согласно выданного задания. Кадровое обеспечение образовательного процесса Инженерно-педагогический состав, осуществляющий руководство учебной практикой, должен иметь, как правило, высшее образование по специальности, опыт практической работы по специальности и опыт работы с учащимися в условиях практик, соответствующих тематике практики. Информационное о0еспечение практики 1. Алексишин, В. Г. Практическое судовождение. Феникс, 2013 2. Белоусов, Е.В. Топливные системы современных судовых дизелей. Лань, 2017 (Электронное издание). 3. Борисов, Н.Н. Эксплуатация судовых вспомогательных механизмов, устройств и систем. ВГУВТ, 2014 (Электронное издание) 4. Ванурин, В.Н. Электрические машины. Лань, 2015.(Электронное издание) 5. Верюжский, Н.А. Мореходная астрономия. Транслит, 2013 6. Дмитриев, В.И. Навигация и лоция, навигационная гидрометеорология, электронная картография. МОРКНИГА, 2013 7. Дмитриев, В.И.Безопасность судоходства на BBП, МОРКНИГА, 2017 8. Захаров, Г.В. Техническая эксплуатация судовых дизельных установок. ТрансЛит, 2013 9. Каретников, В.В. Технические средства судовождения. Политех. универ., 2013 10. Кацман, М.М. Электрические машины. Высш. шк., 2013 11. Коломейцев, В.Т. Внутренние водные пути и судоходные сооружения. ТрансЛит, 2014. 12. Лобанов, В.А.Судовые радиосвязные и электрорадионавигационные приборы. ВГУВТ, 2015 (Электронное издание) 13. Моргунов, В.К. Основы метеорологии, климатологии. Метеорологические приборы и методы наблюдений. Феникс, 2013 14. Мотрич, В.Н.Столкновение судов и их предупреждение. БХВ-Петербург, 2017 15. Харин, В.М. Судовые машины, установки, устройства и системы. ТрансЛит, 2013 16. Шишмарев, В.Ю. Автоматика. ИЦА, 2013 17. Шишмарев, В.Ю. Типовые элементы систем автоматического управления. ИЦА, 2013 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В результате освоения учебной практики обучающиеся проходят промежуточную аттестацию в форме дифференцированного зачета. Текущий контроль результатов освоения практики осуществляется руководителем практики от образовательного учреждения в процессе выполнения обучающимися работ в организациях, а также сдачи обучающимся отчета по практике. Результаты (освоенные профессиональные компетенции) ПK 1.1. Планировать и осуществлять переход в точку назначения, Основные показатели оценки результата Демонстрировать понимание процесса проработки Формы и методы контроля и оценки Дневник практической подготовки и Отчет по практике. Сдача определять местоположение судна. ПK 1.2. Маневрировать и управлять судном. маршрута перехода и ПОДГОТОВКИ С ДИ t К переходу; Демонстрировать умение определять местоположение судна и вести счисление. Демонстрировать понимание установленных норм и правил; Демонстрировать понимание порядка несения ходовой и выполнение эксплуатации главных и вспомогательных двигателей в соответствии с НО]ЗМ tТИВНЫМИ ПK 1.3. Эксплуатировать судовые энергетические СТННОВКИ. документами; - определение и устранение неполадок в работе систем И дифференцированного зачета после окончания практики. Дневник практической подготовки и Отчет по практике. Сдача дифференцированного зачета после окончания практики. Дневник практической подготовки и Отчет по практике. Сдача дифференцированного зачета после окончания П]ЭПКТИКИ. GT]ЭOЙGTB, обслуживающих сэУ; ПK 1.4. Обеспечивать использование и техническую эксплуатацию технических средств С ДОВOЖДeHИЯ И С ДОВЫХ систем связи. ПK 3.1. Планировать и обеспечивать безопасную погрузку, размещение, крепление груза и уход за ним в течение рейса и ВЫГ]Э ЗКИ. ПK 3.2. Соблюдать меры предосторожности во время ПOГQ ЗКИ И ВЫГQ ЗКИ И обращения с опасными и вредными грузами во время рейса. ПK 4.1. Оценивать эффективность и качество работы судна. - обоснование соответствия уровня эксплуатации СЭУ Знать принципы работы технических средств судовождения и связи; Демонстрировать практическое знание навигационного использования технических средств и организации Дневник практической подготовки и Отчет по практике. Сдача дифференцированного зачета после окончания практики. Демонстрировать понимание организации грузовых перевозок; Демонстрировать понимание требуемых расчетов. Дневник практической подготовки и Отчет по практике. Сдача дифференцированного зачета после окончания практики. Демонстрировать понимание Дневник практической подготовки и Отчет по практике. Сдача дифференцированного зачета после окончания практики. Дневник практической подготовки и Отчет по практике. Сдача НО]ЗМ tТИВНЫХ ДОК eHTOB ПО обеспечению перевозки опасных грузов. - выполнение анализа работы судна за навигационный ПK 4.2. Находить оптимальные варианты планирования рейса судна, технико-экономических характеристик эксплуатации расчёт времени кругового рейса и количества рейсов за навигацию - расчёт эффективности дифференцированного зачета после окончания практики. Дневник практической подготовки и Отчет по практике. Сдача дифференцированного зачета после окончания судна. каждого рейса. ПРАКТИКИ. ПK 4.3. Использовать современное прикладное программное обеспечение Демонстрировать практические навыки и умения П]ЭИ ИсПОлЬЗовании Программного обеспечения Дневник практической подготовки и Отчет по практике. Сдача дифференцированного зачета после окончания для сбора, обработки и * П]ЭПКТИКИ. эффективного решения ИНфО]ЭМЗЦИОННЫМИ период хранения информации и владение технологиями при обработке различных задач на ПK связанных с эксплуатацией судна Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у различных задач, связанных с эксплуатацией судна. обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений. Результаты (освоенные профессиональные компетенции) ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки - проявление интереса к будущей профессии Характеристика за период практики, заверенная печатью. - обоснование выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач в области разработки технологических процессов; - демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач. - демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и Характеристика за период практики, заверенная печатью. Характеристика за период практики, заверенная печатью. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и ЛИЧНОСТНОГО ]ЭНЗВИТИЯ, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в СЛОВИЯХ Ч tCTOЙ CMeHЫ технологий в профессиональной деятельности. ОК 10. Владеть письменной и устной коммуникацией на нести за них ответственность - нахождение и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. - демонстрация навыков использования информационно коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. - взаимодействие со обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения. Характеристика за период практики, заверенная печатью. Характеристика за период практики, заверенная печатью. Характеристика за период практики, заверенная печатью. - проявление ответственности за работу подчиненных, результат выполнения заданий. Характеристика за период практики, заверенная печатью. - планирование обучающимися Характеристика за период практики, заверенная печатью. ПОВЫШЕНИЯ ЛИЧНОСТНОГО И квалификационного уровня. - проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности. Характеристика за период практики, заверенная печатью. - демонстрация навыков владения письменной и Характеристика за период практики, заверенная государственном и (или) иностранном (английском) языке. устной речью на русском и иностранном (английском) языке. печатью.